Есенинские чтения

  • docx
  • 02.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Есениниские чтения.docx

## Сценарий урока русского языка в 9 классе 

**Тема:** Есенинские чтения 

**Тип урока:** интегрированный урок (русский язык + литература) 

**Форма проведения:** творческая мастерская, диалог, чтение вслух, обсуждение 

**Цель:** 

📌 Формирование интереса к творчеству Сергея Есенина, углублённое восприятие поэзии Серебряного века. 

📌 Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа художественного текста. 

📌 Развитие речи и коммуникативных навыков учащихся.

 

---

 

### Ход урока

 

#### 🎯 **Организационный момент (2 минуты)** 

— Приветствие класса. 

— Сообщение темы урока: «Сегодня мы проведём необычные уроки — Есенинские чтения». Мы погрузимся в удивительный мир творчества великого поэта Сергея Есенина, узнаем больше о нём и попробуем почувствовать красоту его стихов вместе».

 

#### 📚 **Погружение в эпоху (4 минуты)** 

Учитель рассказывает о жизни и творчестве Сергея Есенина: 

«Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Его творчество стало символом любви к природе, родине, русской деревне, простым людям. Он писал искренние стихи о красоте русской природы, простых людях, деревенской жизни, любви и утрате. Поэзия Есенина проникнута глубокими чувствами, мелодичностью и образностью».

 

Затем учитель демонстрирует несколько фотографий поэта, иллюстраций русской деревни начала XX века, чтобы создать визуальное представление.

 

#### ✍🏼 **Чтение и анализ стихотворений (15 минут)** 

Учитель предлагает учащимся познакомиться с несколькими стихами Есенина.

 

📝 **Пример заданий для работы с текстом:**

 

1. Чтение вслух учителем стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» 

После прочтения ученики делятся впечатлениями: 

- Что показалось интересным? 

- Какие чувства вызывает стихотворение? 

- Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнительные обороты, помогающие передать настроение и образы.

 

2. Ученики читают вслух стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» 

Обсуждается смысл финала стихотворения: 

- Каким настроением проникнуто стихотворение? 

- Почему оно грустное? 

- Есть ли здесь противопоставления? 

- К кому обращается лирический герой?

 

3. Класс делится на группы, каждая группа получает одно из стихотворений Есенина для самостоятельного анализа (например, «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»). 

Каждая группа готовит мини-презентацию по следующим вопросам: 

- Кто является адресатом стихотворения? 

- Какие чувства выражены автором? 

- Какой художественный приём помогает лучше всего выразить эти чувства? 

- Прочитайте стихотворение выразительно.

 

#### 💬 **Диалог и обсуждение (10 минут)** 

После групповой работы проводится общее обсуждение: 

- Учитель организует дискуссию о том, какие чувства наиболее часто встречаются в стихах Есенина (любовь, грусть, радость, восхищение природой, тоска по родине). 

- Обсудите, почему поэзия Есенина остаётся актуальной спустя многие десятилетия. 

- Можно обсудить, кто из современных авторов продолжает традиции Есенина в восприятии русской природы и народного духа.

 

#### 🎤 **Выразительное чтение (8 минут)** 

Ученики выбирают понравившиеся строки из прочитанных стихотворений и готовят выразительное чтение. Их задача — передать настроение, эмоции, ритм и мелодичность стиха.

 

Учитель даёт рекомендации по технике чтения: темп, паузы, интонация, громкость голоса.

 

После выступлений одноклассники оценивают друг друга по критериям: эмоциональность, передача настроения, соблюдение ритма, грамотность чтения.

 

#### 🖋️ **Творческое задание (5 минут)** 

Каждому ученику предлагается написать короткое эссе (мини-сочинение), выбрав одну из предложенных тем: 

- «Почему я люблю стихи Есенина?» 

- «Какие чувства передаёт Сергей Есенин в своём творчестве?» 

- «Что значит любить Родину?»

 

На выполнение задания даётся 5 минут, затем желающие озвучивают свои мысли.

 

#### 📜 **Итоги урока (3 минуты)** 

Учитель подводит итоги, благодарит за активное участие, отмечает лучших чтецов и авторов мини-эссе. 

Дома учащиеся получают задание: выбрать любое стихотворение Есенина и подготовить выразительное чтение с подробной характеристикой художественных средств.

 

---

 

### Оценивание деятельности учеников:

За активное участие в обсуждении, выразительное чтение, подготовку презентаций и мини-эссе выставляются оценки.

 

---

 

### Использованные материалы:

- Портреты Сергея Есенина, фотографии русской деревни конца XIX — начала XX века. 

- Сборник стихов Сергея Есенина. 

- Проектор, экран (если есть возможность демонстрации презентации). 

- Карточки с заданиями для группового анализа.