## Сценарий урока русского языка в 9 классе
**Тема:** Есенинские чтения
**Тип урока:** интегрированный урок (русский язык + литература)
**Форма проведения:** творческая мастерская, диалог, чтение вслух, обсуждение
**Цель:**
📌 Формирование интереса к творчеству Сергея Есенина, углублённое восприятие поэзии Серебряного века.
📌 Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа художественного текста.
📌 Развитие речи и коммуникативных навыков учащихся.
---
### Ход урока
#### 🎯 **Организационный момент (2 минуты)**
— Приветствие класса.
— Сообщение темы урока: «Сегодня мы проведём необычные уроки — Есенинские чтения». Мы погрузимся в удивительный мир творчества великого поэта Сергея Есенина, узнаем больше о нём и попробуем почувствовать красоту его стихов вместе».
#### 📚 **Погружение в эпоху (4 минуты)**
Учитель рассказывает о жизни и творчестве Сергея Есенина:
«Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Его творчество стало символом любви к природе, родине, русской деревне, простым людям. Он писал искренние стихи о красоте русской природы, простых людях, деревенской жизни, любви и утрате. Поэзия Есенина проникнута глубокими чувствами, мелодичностью и образностью».
Затем учитель демонстрирует несколько фотографий поэта, иллюстраций русской деревни начала XX века, чтобы создать визуальное представление.
#### ✍🏼 **Чтение и анализ стихотворений (15 минут)**
Учитель предлагает учащимся познакомиться с несколькими стихами Есенина.
📝 **Пример заданий для работы с текстом:**
1. Чтение вслух учителем стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»
После прочтения ученики делятся впечатлениями:
- Что показалось интересным?
- Какие чувства вызывает стихотворение?
- Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнительные обороты, помогающие передать настроение и образы.
2. Ученики читают вслух стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...»
Обсуждается смысл финала стихотворения:
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Почему оно грустное?
- Есть ли здесь противопоставления?
- К кому обращается лирический герой?
3. Класс делится на группы, каждая группа получает одно из стихотворений Есенина для самостоятельного анализа (например, «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»).
Каждая группа готовит мини-презентацию по следующим вопросам:
- Кто является адресатом стихотворения?
- Какие чувства выражены автором?
- Какой художественный приём помогает лучше всего выразить эти чувства?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
#### 💬 **Диалог и обсуждение (10 минут)**
После групповой работы проводится общее обсуждение:
- Учитель организует дискуссию о том, какие чувства наиболее часто встречаются в стихах Есенина (любовь, грусть, радость, восхищение природой, тоска по родине).
- Обсудите, почему поэзия Есенина остаётся актуальной спустя многие десятилетия.
- Можно обсудить, кто из современных авторов продолжает традиции Есенина в восприятии русской природы и народного духа.
#### 🎤 **Выразительное чтение (8 минут)**
Ученики выбирают понравившиеся строки из прочитанных стихотворений и готовят выразительное чтение. Их задача — передать настроение, эмоции, ритм и мелодичность стиха.
Учитель даёт рекомендации по технике чтения: темп, паузы, интонация, громкость голоса.
После выступлений одноклассники оценивают друг друга по критериям: эмоциональность, передача настроения, соблюдение ритма, грамотность чтения.
#### 🖋️ **Творческое задание (5 минут)**
Каждому ученику предлагается написать короткое эссе (мини-сочинение), выбрав одну из предложенных тем:
- «Почему я люблю стихи Есенина?»
- «Какие чувства передаёт Сергей Есенин в своём творчестве?»
- «Что значит любить Родину?»
На выполнение задания даётся 5 минут, затем желающие озвучивают свои мысли.
#### 📜 **Итоги урока (3 минуты)**
Учитель подводит итоги, благодарит за активное участие, отмечает лучших чтецов и авторов мини-эссе.
Дома учащиеся получают задание: выбрать любое стихотворение Есенина и подготовить выразительное чтение с подробной характеристикой художественных средств.
---
### Оценивание деятельности учеников:
✅ За активное участие в обсуждении, выразительное чтение, подготовку презентаций и мини-эссе выставляются оценки.
---
### Использованные материалы:
- Портреты Сергея Есенина, фотографии русской деревни конца XIX — начала XX века.
- Сборник стихов Сергея Есенина.
- Проектор, экран (если есть возможность демонстрации презентации).
- Карточки с заданиями для группового анализа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.