Много случаев воровства, в детском возрасте - иногда и в подростковом. Ребёнок не знает, что воровство осуждается и какие последствия оно влечёт.
Есть "бесцельное воровство", и "завистливое воровство". Сознательно дети воруют не потому, что хотят иметь какую - то конкретную вещь
т. к. имея карманные деньги, они могут купить такую же вещь как и у других, но по причинам личностного порядка : одиночество или чувство покинутости.
Однако не все дети обеспечены в достаточной мере в материальном плане, чтобы купить то, что им нравится.
Здесь создаётся фрустрирующая ситуация: хочу иметь - не могу иметь. Выход из фрустрирующей ситуации обеспечивается системой личностной саморегуляции.
Если ребёнок не получает достаточно любви в семье, ощущает одиночество и заброшенность - то это существенно ослабляет возможность его личностной саморегуляции. В целом здесь появляется та же необходимость оказания ребёнку поддержки, выражения любви и одобрения.
Задачи, которые решают психологи в связи с обращением родителей с ребёнком, склонным к воровству:
установление контакта с ребёнком;
выяснение причин совершенного поступка
оказание психологической поддержки и помощи
формирование ценностей и мотивов, которые препятствовали бы совершению воровства.
1. Не "разбирать" поступок ребёнка в присутствии большого числа людей (всех родственников или соседей, у которых ребёнок украл что-либо), поговорить с ребёнком отдельно от “потерпевшего”.
объяснить , что это плохо и это не разрешается не только взрослым, но и детям.
Указать на возможность наказания и социального неодобрения
(например, в классе,
если там узнают
о случившмся…).
2. Установить запрет на воровство,
3. Не наказывать ребёнка.
Если он любит родителей, то отрицательные оценки ими его поступка уже считаются или воспринимаются ребёнком как наказание. Если же отношения ребёнка с родителями построены на неприятии, то тем более наказание приведёт к ухудшению этих взаимоотношений Ребёнок не стремится сделать свои отношения с другими людьми конфликтными, его "плохие поступки"-реакция на действия взрослых, либо это поиски внимания и любви.
4. Выяснить характер отношений ребёнка с другими детьми.
Узнать у ребёнка или в школе, умеет ли он общаться со сверстниками, принимают ли они его. Так, ребёнок может украсть у родителей , чтобы купить шоколад, раздать его в школе и так добиться признания сверстников.
5. Показать неотвратимость наказания и не читать при этом нравоучений.
Опираться при объяснении целесообразнее на реальные потребности, желания и представления ребёнка, а не призывать к абстрактному
"как тебе не стыдно".
6. Не стремиться вызвать у ребёнка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребёнка.
Ориентироваться необходимо не на собственные желания наказать ребёнка, но на основную задачу- чтобы ребёнок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства не приводят к желаемым результатам.
7. Оказать ребёнку эмоциональную поддержку.
Необходимы такие фразы :
“Я тебя люблю, но мне неприятно то что ты сделал”.
8. Необходимо выяснить причину,
которая побудила ребёнка совершить воровство и вместе с ребёнком выработать иные пути достижение цели.
В случае воровства необходимо выявить на какой стадии морального развития находится ребёнок. Эти стадии определяют и мотивационные отношения, и когнитивные.
1."Ориентация на наказание"
Характеризуется установленным правилам поведения только для того, чтобы избежать наказания.
2. "Ориентация на поощрения»
Связана с нормамиповедения, направленными на то, чтобы получить поощрения.
3. "Ориентация на образец "хорошего мальчика" или “хорошей девочки”.
Поведение ребёнка, находящего на этой стадии, характеризуется согласием с установленными нормами и правилами поведения; ребёнок стремится избежать неодобрения со стороны людей, задающих определённые моральные образцы.
4. "Ориентация на авторитет"
На этой стадии можно обнаружить защиту правил и социальных норм, установленных авторитетными организациями или лицами.
5. " Ориентация на общественный договор на добровольно принятые на себя перед обществом обязательства".
На этой стадии моральные действия человека определяются общепринятыми принципами общественного благополучия, основанными на уважении других людей и самоуважении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.