Эссе « Практический опыт учителя физической культуры
по реализации ФГОС ООО »
Мысль первая.
Исключительность ответственности учителя неоспорима. Всегда. Была и есть, и будет. Трудно не согласиться с размышлениями о том, что «…все учителя, образно выражаясь, являются «агентами» государства, которые обязаны в системе государственного образования формировать мировоззрение молодых людей, пробуждать в них желание созидать, развивать, улучшать, любить и защищать свою Родину, хранить человеческие ценности, бережно относиться друг к другу, к тому, что создано предыдущими поколениями. Чем лучше и искреннее будут работать эти «агенты», тем лучше будет стране. Классные ли это руководители, учителя-предметники, воспитатели продленного дня – каждый через теоремы, формулы и задачи предстает перед новым поколением образцом отношения к делу, окружающему миру, Родине…». Так было всегда. Я думаю, что так и будет.
Мысль вторая.
Роль учителя в условиях реализации ФГОС ООО. Отменяем трансляцию знаний, начинаем создавать условия для создания образовательной среды, в рамках которой школьники сами добывают знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Организуем сотрудничество - «субъект-субъектные» отношения.
Какой он, мой педагогический опыт реализации идей ФГОС ООО на основе новых требований к компетентности педагога?
Мысль третья или Ответы на вопросы.
1. Чему учить? (Обновление содержания образования)
2. Ради чего учить? (Ценности образования)
3. Как учить? (Обновление средств обучения)
Нашел ли я на них ответы? Думаю, что скорее да, чем нет.
Деятельность учителя физической культуры, на мой взгляд, состоит в том, чтобы содействовать всестороннему развитию личности школьника средствами формирования физической культуры его личности. Для реализации данной цели определил для себя следующие задачи:
- содействие гармоническому физическому развитию;
- закрепление навыков правильной осанки;
- развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- воспитание ценностей ориентаций на здоровый и безопасный образ жизни;
- воспитание и закрепление привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Актуальность данных целей и задач очевидна. Хотя бы по тому, что в России не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию об этом в семье, в школе и, наконец, в лечебном учреждении. Информация отрывочная, случайная, не носит системного характера, зачастую весьма противоречивая. Поэтому учитель физической культуры просто обязан «вооружить» растущего человека методологией здоровья и средствами его формирования. Естественно в процессе преподавания физической культуры (в урочное и внеурочное время).
Методологической основой здоровьесберегающих технологий, формирования здорового и безопасного образа жизни, является личностный подход. Педагогическим средством выступает личностно-развивающая воспитательная ситуация, главную роль в которой играет он, учитель физической культуры. Его Личность. С большой буквы. Личность многогранная, сильная, физически выносливая и т.д. и т.п. Главное, чтобы учитель не существовал вне этой личности учителя-воспитателя, принципиально не существовал. Это моё принципиальное мнение и поэтому это уже моё второе «Я»: диплом I степени I Международного педагогического конкурса «Применение современных образовательных технологий в контексте ФГОС»; диплом I степени I Всероссийской педагогической конференции «Современный урок и внеурочная деятельность»; сертификат отличия I степени Педагогическое тестирование «Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции»…личные призовые места в Спартакиаде работников образования…. Лыжи по выходным, футбол, волейбол…
Данные цели и задачи реализую через уроки физической культуры, которые в обязательном порядке дополняются внеклассными формами занятий (секция волейбола, секция футбола, физкультурно-оздоровительные мероприятия и т. д.).
Опыт работы и теоретические навыки позволили определить типологию уроков физической культуры актуальные для современных школьников и, на мой взгляд, они должны быть такими:
- образовательно-познавательные - знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям;
- образовательно-предметные – формируют практические навыки;
- образовательно-тренировочные – формируют, обучают ЗОЖ и месте физической культуры в жизни каждого человека.
Считаю, что формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения – главная ценность современного школьника. Будущего взрослого, который будет строить свою «ячейку общества», прививая при этом своим детям стойкие установки ценности здорового образа жизни, а с ними и любовь к физической культуре, основанные на положительных интересах и потребностях, стремлении к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего здоровья, творчества и духовного мира. Наиболее результативными технологиями в решении данного вопроса считаю разработку интегративных личностно-ориентированных технологий, в которых в качестве «ведущих» могут выступать проектные, игровые, исследовательские (проблемные) технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссионные, технологии сотрудничества и педагогической поддержки.
И обязательно «ситуация успеха» для каждого ребенка на моём уроке. Положительная динамика. «Я сравниваю себя с собой» - главное правило на моих уроках. Рефлексия «У меня сегодня получилось…» , «Я обязательно завтра сделаю…». И улыбки. Улыбки маленьких детей, преодолевших сегодня себя, научившихся работать в команде, ценить единство и чувствовать ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом.
Я – учитель, «агент государства». Чем лучше и искреннее я буду работать, тем лучше будет стране. Так было всегда. Я думаю, что так и будет.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.