Эссе Исаковой Марии Андреевны (учитель физики ГБОУ СОШ №285 СПб) к курсу «Актуальные программы и учебники по физике с 01.09.2022 согласно ФГОС 2022»
Программа курса физики, по которой я работала последние несколько лет в 7х-9х классах заставляла меня предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы грамотно и доходчиво разобрать с учащимися суть преподаваемого мной предмета. Я устраивала дополнительные занятия, оставалась с отстающими после уроков, уменьшала объём лёгких для понимания тем в пользу тем, представляющих для учащихся большие проблемы. Я надеялась, что новые программы мне и ученикам помогут справляться с освоением физики лучше (с меньшими проблемами и более успешными результатами), однако сейчас (после знакомства с грядущими изменениями) я вижу, что всё, что меня беспокоило, в программе осталось, а сделанные изменения создадут новые сложности.
Излагаю свою точку зрения о создании дополнительных проблем в новых ФГОС-20022 на примере программы курса физики для 7-го класса.
1) Полагаю идею добавления нового для семиклассников понятия «ускорение» неудачной. Это понятие связано со значительными математическими умениями, к которым учащиеся в 7-ом классе не готовы, а во введении этого понятия поверхностно нет необходимости, так как знакомства с законами Ньютона в 7-ом классе не предполагается. Вместо этого было бы целесообразно потратить время на отработку понятия «средняя скорость». Поскольку я уже более 10 лет являюсь экспертом и ОГЭ, и ЕГЭ, то могу точно сказать, что даже для многих учеников, выбирающих для себя физику в качестве профильного предмета, путаницы при работе с этим термином очень много. А в этом году понятие «средняя скорость» требовалось даже на экзамене по математике (и были проблемы). Без специально отведённого этому понятию времени, таким образом, не обойтись.
В 9-ом же классе понятие «ускорение» возникает органично и сразу начинает использоваться. Предварительное знакомство с новым термином для изучения равнопеременного движения никогда не требовалось (не мешало освоению материала).
2) Предложение объединить две темы «Сила тяжести» и «Вес», на мой взгляд, чрезвычайно вредно. Во-первых, это абсолютно разные силы с точки зрения физики, а, во-вторых, дети их постоянно путают (ещё и путают «вес» с «массой»). Поэтому надо этим темам посвятить отдельные уроки и разобрать много примеров.
3) Термин «вес воздуха» лучше не использовать, потому что, строго говоря, это неправильно и, кроме того, опять же способствует тому, чтобы учащиеся запутались в терминах. Теме «Атмосферное давление» лучше отвести отдельный урок, потому что это очень важная тема для нас, как жителей планеты Земля, и потому что процессы, происходящие в атмосфере, чрезвычайно любопытны, и дети знакомятся с ними с большим интересом. И лишь на следующем уроке стоит разбираться с давлением, которое производит на поверхность Земли воздушная масса, и опытом Торричелли.
4) Две темы «Плавание судов» и «Воздухоплавание» не стоит объединять из-за того, что в этих двух темах есть существенное отличие:
ü при рассмотрении плавания возможно неполное погружение тела (что обычно и рассматривается), на это обстоятельство надо обратить особое внимание учеников, для чего стоит разобрать разные примеры – один урок;
ü для тела, находящегося в воздухе, ситуация с «неполным погружением тела» возникает лишь в олимпиадных задачах, и стоит при обучении по базовой программе сконцентрировать внимание на вопросах о теле, которое «полностью» погружено в воздух, а к телу могут быть прицеплены грузы, объёмом которых можно пренебречь – второй урок.
Таким образом, предлагаемая программа, соответствующая новым ФГОС-2022, не упростит знакомство обучающихся с предметом физики, а усложнит и добавит проблем учителю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.