Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Домбаровская средняя общеобразовательная школа №2
Попова Анастасия Васильевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе.
п. Домбаровский
30.11.2018 г.
ЭССЕ
«Молодежь в системе образования: настоящее и перспективы на будущее»
«Молодежь в системе образования: настоящее и перспективы на будущее»
Если помыслить об образовании будущего, то на ум приходят мысли М. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». В представлении о завтрашнем дне наших детей и внуков видятся совершено новые подходы, идеи, организация и качественное наполнение процессов образования.
Образование на современном этапе является одним из главных приоритетов общества и государства. Но развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих, владеющих современными технологиями людей, которые могут быть подготовлены только высокопрофессиональными педагогами, владеющими современными технологиями обучения.
Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования является очень важной задачей на сегодняшний день.
По мнению руководителей школ в России наиболее эффективными механизмами привлечения в школу молодых учителей с «продленным» действием (т.е. позволяющими удержать их впоследствии) являются: высокая начальная заработная плата, предоставление гранта в виде денежных выплат, введение практики «вводного года» с предоставлением наставника, в сочетании с продуманной системой оценки работы педагогов.
Для большинства молодых педагогов профессия учителя престижна, имеет высокую общественную значимость. Школа привлекает современной оснащенностью, передовыми технологиями, возможностью творческого саморазвития и самореализации, гибким графиком, длительным отпуском в летнее время, пенсией за выслугу лет, социальной ипотекой, стабильной (хотя и недостаточно высокой) зарплатой. Однако молодые учителя нуждаются в помощи, психолого-педагогическом сопровождении, наставничестве более опытных коллег.
В настоящее время актуальность набора молодых специалистов в образовательные учреждения обусловлена, кроме старения персонала, повышением динамичности внешней среды – как известно, молодежь мобильна, быстро и легко обучаема, полна идей и готова к нововведениям (что в конечном итоге должно обеспечить и новое качество образования).
В то же время омоложение педагогических коллективов осложняется рядом причин, в том числе снижением престижности педагогической профессии и социального статуса педагога из-за невысокой оплаты труда молодых специалистов, недостаточного уровня их социальной поддержки. Парадоксальность ситуации усиливают существующие противоречия:
1) выпускники вузов – молодые педагоги есть (причем их даже больше, чем требуется), вакансии в школах есть, но при этом в школу эти молодые педагоги не идут;
2) если даже молодые учителя до школы доходят, то надолго в ней не остаются (закрепляемость выпускников педагогических вузов остается крайне низкой);
3) педагогические вузы продолжают готовить «будущих учителей», хотя еще до поступления менее половины молодых людей заявляют о своем желании пойти работать в школу по окончании учебы.
Таким образом, проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педвузов в школу, но и закреплении (удержании) молодых учителей в системе образования.
Необходимы дополнительные меры поддержки молодых учителей (финансовые и социальные). Понимая это, и на государственном, и на региональном (и даже муниципальном) уровнях, власти предпринимают меры для привлечения и закрепления молодых учителей в школе.
Успешный педагогический коллектив – это
команда единомышленников. Но это совсем не значит, что все работники должны
быть одинаковыми. Пусть в этом коллективе будут умудренные опытом «стажисты» –
уверенные в собственной профессиональной компетентности учителя со стажем
работы. Единство педколлектива проявляется в общем желании сделать школу лучше.
Но именно молодые учителя – основа движения школы вперед.
С одной стороны,
современная школа предъявляет к учителю высокие требования: умение осваивать
новые виды деятельности, вовремя перестраиваться и переучиваться. Кроме того,
необходимо быть готовым адекватно и эффективно общаться с учениками и их
родителями, обладать высоким уровнем профессионализма, который подразумевает
предметную и методическую компетентность, психологическую гибкость и
способность к рефлексии. С другой стороны, многое меняется в жизни школы, хотя
и сегодня не все выпускники педвузов «горят желанием» идти в педагогику. Конечно,
в последнее время в обществе наметились и позитивные изменения, среди которых
можно выделить грантовую поддержку инновационных проектов и талантливых
учителей, увеличение заработной платы, развитие школьной инфраструктуры,
повышение квалификации педагогов.
Молодых учителей в России отличает активная жизненная позиция и
большое желание связать жизнь с образованием. Молодые учителя дают открытые
уроки, которые получают высокую оценку гостей. Педагогические коллективы школы
и молодые учителя готовы работать и делиться своим опытом.
Работа с молодыми кадрами
носит приоритетный характер. Так и должно быть в любой образовательной
организации. Для этого необходимо привлекать весь коллектив и результат
транслировать на всех уровнях. Только так молодые учителя придут в школу,
только так профессия учителя станет престижной и привлекательной для
талантливой молодежи с активной жизненной позицией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.