Так сложилось, что современный мир меняется семимильными шагами и меняются запросы общества. Глобализация, модернизация и перемены касаются всех сфер жизни, в том числе и образования. Как сказал П.Н. Виноградов «Надо успевать жить со скоростью ребенка». Надо сказать, что сейчас новому поколению учителей намного проще находить контакт с учениками, нет необходимости ломать сложившиеся стереотипы сознания и своей профессиональной деятельности. «Цифровое поколение» - так называют теперь современных детей, они не знают мира без интернета, компьютеров и гаджетов, заменяющих привычный мир. И мы не находимся в стороне от этого процесса.
2020 г. - стал годом особым для всех. Он стал проверкой для всей нашей жизни.
Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 года объявила о пандемии коронавируса. Из-за нее нерабочим был весь апрель, в некоторых регионах ввели режим самоизоляции, но при этом в школах продолжается образовательный процесс. Существует вероятность того, что эпидемия повторится осенью. Поэтому сейчас надо проанализировать опыт работы в этих условиях, и наметить план более эффективных действий на новый учебный год.
В большинстве стран, в том числе и в России, приступили к немедленному освоению новых форматов учебной работы, взаимодействия учителей и школ с детьми и родителями.
Я стараюсь быть в курсе новинок и событий в компьютерном мире и сфере ИКТ, постоянно совершенствую свое мастерство и хочу быть современным учителем. И я учусь до сих пор, учусь у своих коллег, своих учеников. Я поняла, что главное дело учителя, как и школьника — учиться! Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому. Учить и учиться.
Сложностей хватает, поскольку, как выяснилось, невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. И причина кроется не столько в технических деталях – мощных серверах или быстром интернете, хотя лишь немногие учителя отметили, что им полностью хватает оснащения для проведения онлайн-уроков.
Гораздо важнее другое: существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей. Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Но самая основная проблема замотивировать не заинтересованных в обучении учащихся.
Эту проблему учителя решали каждый по-своему. Если на оффлайн уроке в основном всем предлагалась одна интерпретация обучения. То на «дистанте» я же предложила детям различные варианты обучения и они могли выбрать тот, который им наиболее удобен и интересен.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю…». Так и я стремлюсь заразить своих учеников к бесконечным просторам знаний, причем на своем примере.
На дистанционном обучении одним ученика я предлагала посетить онлайн урок, где мы с ребятами могли не только обсудить новую тему, но и так же в режиме реального времени узнать актуальную информацию с различных интернет ресурсов, выполнять совместно групповой проект, пользоваться другими доступными для работы платформами. Другие ребята, не имеющие возможность попасть на онлайн урок, могли просмотреть видеозапись с урока или же видеоролик с изложением учебного материала. После посещения или просмотра урока, учащимся выдавалось творческое задание.
Современный подросток испытывает большую потребность в общении. Родители, для которых свой ребенок является несомненной ценностью, тем не менее, часто отказывают ему в необходимом внимании. Вместо общения на равных, на интересные подростку темы, взрослые навязывают свои представления о правильном поведении. Подросток пытается обсудить важные события в своей жизни, взрослые больше озабочены дисциплиной и коррекцией поведения подростка. Современный учитель должен быть человеком, с которым можно поговорить не только о предмете, который он преподает, но и о многом другом.
И я, как классный руководитель, организовала онлайн обсуждения актуальных тем, где мы не только рассуждали, но и обращались к высказываниям интересных личностей с помощью интернета, путешествовали по странам мира онлайн, куда мы приглашали гостей из других городов России, которые поведали нам интересные тайны своих городов, участвовали в онлайн олимпиадах.
Чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:
· уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;
· обладать критическим мышлением, уметь находить нестандартные решения;
· быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;
· быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.
В наше время еще часть педагогического коллектива не освоила ИКТ-компетенции, и это огромная проблема для образовательного процесса. Я считаю, что нужно развивать не только наставничество молодого специалиста, а двухстороннее наставничество. Молодой педагог имеет более богатый опыт работы с интернет ресурсами, новыми техническими приборами и в свою очередь он может помочь обучиться этим навыкам своему наставнику.
Учитель — творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться. Я учитель, наставник и воспитатель, а это значит должна не только постоянно учиться сама, но и учить других.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.