Эссе "Моя педагогическая философия"
Оценка 4.6

Эссе "Моя педагогическая философия"

Оценка 4.6
doc
19.08.2021
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе - Моя педагогическая философия.doc

Эссе

«Моя педагогическая философия».

 

«Образование без воспитания – это меч в руках сумасшедшего!»

В. Ф. Шаталов.

«Не наполнишь – не зажжешь!» В. Ф. Шаталов.

В «Толковом словаре живого великорусского языка», созданном в прошлом веке крупнейшим ученым Владимиром Ивановичем Далем, слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные человечеством знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. Эти две задачи учителя – преподавать и наставлять или, иначе, учить и воспитывать – основные.

Учитель – профессия массовая. Учить и воспитывать надо все подрастающее поколение. Поэтому и учителей требуется много. Да, учителей очень много. Но каждый из нас запоминает на всю жизнь только одного или двух. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент нашей жизни. Тех, кто поразил наше воображение. Тех, кто поддержал нас тогда, когда, казалось, все рушится. Тех. Кто открыл нам наше призвание. Тех, чьи мудрость и доброта помогли нам стать хорошими людьми. Тех, кто…Перечень этот неисчерпаем, как неисчерпаемо многообразие человеческих судеб. Не у всех были такие учителя? Естественно, ведь учитель – профессия уникальная. Ведь бывает и так, что, разочаровавшись в учительской работе, человек остается в школе. И тогда плохо – и ему, и его ученикам, и обществу в целом. Разочарованный учитель в школе – это беда. Это потерянные для общества таланты, это – искореженные человеческие судьбы.

Вспоминаются такие примеры: выдающегося русского просветителя 18 века Новикова в юности выгнали за «неспособность» из Московского университета. Он не встретил Учителя. Примеров, когда выдающиеся люди в детстве считались бездарными, не встретили Учителя, но силой таланта и воли все-таки состоялись, как личности, известно немало. А сколько выдающихся людей так и не стали ими потому, что не встретили Учителя? Этого история не знает.

Мы сплошь и рядом не до конца понимаем великую роль учителя в жизни общества и каждого отдельного человека. Это происходит потому, что, имея ввиду одно значение слова «Учитель» - передающий знание, мы порой неосознанно упускаем или недооцениваем второе его значение – наставник, то есть наставляющий, как жить. А именно это второе значение – главное. Оно и в первую очередь оно определяет гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому лицейскому учителю Александру Петровичу Куницину волнующие строки:

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Но мне, я считаю, с учителями повезло. В моей жизни встретился такой Учитель – это мой классный руководитель, учитель математики, заслуженный учитель России - Бурушкова Мария Дмитриевна. Она стала моим идеалом - талантливая, умная, строгая, справедливая она покорила меня мощью своих знаний.

После окончания Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского я начала свою педагогическую деятельность в школе № 96 г. Н. Новгорода. Минимум педагогической практики, максимум желания – все, что было в моей педагогической шкатулке. И моя судьба была решена. Вот уже 7 лет, как я работаю в школе.

Но я всегда задавала себе вопрос: «Смею ли я стать учителем? Смогу ли я? Можно ли стать хорошим учителем? Ведь, если быть учителем - то только хорошим!» Да, можно, если любишь детей! Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если у вас есть талант. Что для этого нужно? Прежде всего - знать предмет. Я полностью согласна со словами известного математика В. Ф. Шаталова: «Учить надо только тому, чем в совершенстве владеешь сам!» Физик знает физику, математик - математику, литератор - литературу, но этого мало. Чтобы успешно преподавать, необходимо владеть приемами преподавания: методами объяснения, спрашивания, организации самостоятельной работы учащихся, но и этого мало. Учитель воспитывает!

 Я восхищена словами В. Ф. Шаталова: «Образование без воспитания – это меч в руках сумасшедшего!!!» Мне очень повезло, что я могла учиться у этого великого человека, общаться с ним. Даже одна неделя его лекций повлияла на мое мировоззрение, на мою педагогическую философию. Я очень рада, что смогла в этом году посетить в Москве курсы повышения квалификации, которые вел В. Ф. Шаталов.

И хотя каждый человек от природы – воспитатель, учителю необходимо овладеть методами педагогического воздействия, приемами работы с коллективом и отдельными учащимися, отлично знать психологию. Специфика работы учителя такова, что основное зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности учителя. Считается, что воспитание главным образом осуществляется в процессе обучения.

Под обучением понимается процесс «вооружения» людей знаниями, умениями и навыками. Процесс школьного обучения является отчетливо целенаправленным: имеется ввиду усвоение учащимися за какие-то отрезки времени определенного объема знаний и умений из области различных наук, в том числе и математики. В задачу обучения входит формирование научного мировоззрения учащихся, развитие на этой основе их умственных способностей, воспитание трудовых и гражданских качеств, то есть задача обучения состоит во всесторонней и законченной подготовке молодых людей к их практической деятельности во взрослой жизни.

Воспитывать человека математически образованного, причем гуманными методами – вот идеал, к которому стремлюсь я, как учитель математики. Несмотря на свою «бесполезность» для большинства оканчивающих школу, математика была и остается одной из важнейших для практики школьных дисциплин. Следующий шуточный закон объясняет этот парадокс: «Если одно и то же дело поручено двум одинаково не сведущим в нем людям и один из них математик, то математик его выполнит лучше».

Ведущим принципом совершенствования методической системы обучения математике является гуманизация математического образования, личностная ориентация обучения. Ориентация не столько на собственно математическое образование в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики.

«Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами» (Д. Писарев)

«Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины», - говорил древнегреческий философ Протагор из Абдерры (481-411 г. до н.э.).

Человек должен всегда браться за решение трудных задач. Эта мысль прозвучала в образной форме у Чингиза Айтматова: каждый писатель воздвигает свой собор. Таким «собором» у Льва Толстого был роман «Война и мир».

И я всегда думаю о своем учительском труде: «Какова моя сверхзадача?» Я считаю, что каждый педагог должен замахиваться на великое. Иначе, какой же смысл жить и работать? Тем более, что великое в педагогике всегда легче, чем авторитарное общение с детьми, когда учителя превращаются в агрессоров. Нужно уметь подавить в себе авторитарность, выработать в себе четкую позицию по отношению к детской самостоятельности и индивидуальности. Конечно, если я молода, и самолюбива, преодолеть в себе авторитарный настрой очень сложно. Тогда мне приходится бороться с собой.

Опять хочу привести в пример слова известного учителя-новатора В. Ф. Шаталова: «Не наполнишь – не зажжешь!» - противоречие словам Плутарха: «Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь!» Как он прав! Чудо, перспектива, любовь - без этого нет полыхания педагогической энергии. Без этого нет веры. Из этой веры рождаются новые чудеса и новые перспективы.

Все великие педагоги прошлого: Макаренко, Ушинский, Фолкнер, а также сегодняшние педагоги-новаторы: Шаталов, Ильин и другие ставили и ставят перед собой сверхзадачу: нужно каждый день прибавлять к той ноше, которую взял на себя. И я согласна с ними. Я каждый день несу ту ношу, которая чуть больше той, которая была вчера.

Это мой педагогический принцип, моя педагогическая философия. Учить и развивать на трудном. Я всегда вижу разницу обращения. Скажешь детям: «Надо пол подмести!» - энтузиазма не вызовешь. А скажешь: «Надо сделать такое, чего никогда не было в мире!» - и после этого пол будет вылизан. Почему? А чудо! Истинное доверие и истинный авторитет. Я назову это эффектом сверхзадачи, когда ты выдвигаешь перед детьми нечто великое, пусть не совсем фантастическое, но непременно великое - они принимают предложение.

Сейчас я все больше размышляю о результатах воспитания. Действительно, кого же мы растим? Что же формирует личность ребенка во всех ее проявлениях: Человек, Гражданин, Семьянин, Мастер в своем деле? И если ребенок сформулирует для себя сверхзадачу (а педагог ему в этом поможет), если в его душу будут заронены зерна уверенности в своем успехе, если будут показаны способы достижения целей, то, как правило, ребенок осуществит свою мечту.

На мой взгляд, основным в воспитании детей является мастерство педагога. И главное здесь – отношение к себе - собственное самосознание. Вся моя педагогическая философия подчинена такому утверждению: «Раз другие это могли, значит, и я смогу!» Так какой же учитель нужен ребятам? Чтобы их учитель был привлекателен, как человек. Если вам интересны люди, и если вы интересны людям, и они к вам тянутся, то можно смело идти в учителя. Такой философии я и придерживаюсь. Я считаю, независимо от того, в чем талантлив учитель, его талант обязательно передастся ученикам. То есть если ты талантлив в какой-то отрасли знания, то это поможет стать выдающимся учителем – предметником; если в какой – либо сфере искусства, то это поможет создать для учеников эмоционально насыщенную атмосферу, в которой так нуждается каждый человек; если у вас талантливые руки, то ваши ученики вырастут настоящими мастерами какого-либо дела; если у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь всех ребят идеей вырасти здоровыми и спортивными; если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать трудностей в человеческих отношениях.

На протяжении хоть и небольшой моей педагогической деятельности (7 лет) я убедилась, что профессия учитель – это мое призвание. Объяснением этому могут стать слова из пьесы французского драматурга Жанна Ануя: «По-моему, когда человек взрослеет, единственное и самое надежное для него утешение – это увидеть отблеск своего детства в глазах какого – нибудь другого мальчика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      


Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия»

Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если у вас есть талант

Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если у вас есть талант

Все великие педагоги прошлого:

Все великие педагоги прошлого:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2021