Эссе
«Дистанционное образование в детском саду –
реалии нашего времени»
Еще совсем недавно о дистанционном образовании можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
Образование вышло на новый формат взаимодействия всех участников данного процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов.
Главная цель дистанционного обучения – предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям воспитанников.
Дистанционное образование осуществляется в режиме Offline и Online.
Дистанционное занятие в режиме Offiine выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и родители могут сами воспользоваться им в любое удобное время самостоятельно.
Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с родителями (законными представителями).
Столкнувшись вплотную с применением дистанционного образования в работе дошкольного учреждения, я пришла к такому мнению: дистанционное образование конечно необходимо, но все же, как дополнение к обучению детей дошкольного возраста.
Режим работы online, на мой взгляд, менее эффективен, так как собрать родителей всех детей в одно время, и подключиться к видеоконференцсвязи очень проблематично. Проблема online обучения заключается в том, что, на таком занятии может присутствовать не более 5 – 6 дошкольников, так как большему количеству детей педагог не сможет уделить должного внимания. Помимо этого на занятии вместе с ребенком должен присутствовать родитель или кто - то из взрослых.
Еще одной проблемой может стать то, что взрослые начинают слишком активно помогать ребенку, не давая ему самостоятельности или возможности совершить ошибку, чтобы затем исправить ее. Или наоборот остаются совсем безучастными к проблемам ребенка, не обращая на него должного внимания.
К сожалению, следует отметить ряд других минусов дистанционного обучения детей:
- в случае, если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения материала будет не высоким.
- отсутствие авторитета родителя, так как многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование.
И не маловажный, на мой взгляд, минус дистанционного образования заключается в отсутствие общения со сверстниками, а это значит, что у детей не формируются необходимые навыки социально – коммуникативного развития.
Низкая коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка чувства отчужденности, замкнутости, ненужности. Развитые же коммуникативные навыки обеспечивают внутреннюю уверенность, способность самостоятельно найти решение в любой жизненной ситуации, максимально комфортное для себя и без ущерба для окружающих. Ни один, даже самый большой монитор, с хорошим изображением, не заменит присутствия педагога рядом с ребенком.
И поэтому в формате дистанционного образования возникают следующие сложности:
- сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные способности);
- сложность в наблюдении за эмоциями воспитанников (невербальный компонент коммуникации), отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности детей;
- невозможность встретиться глазами с собеседником через веб – камеру;
- сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т.д. К примеру, если это занятие эксперимент.
Это и риски для здоровья наших детей. В психологическом аспекте дошколенку очень сложно будет заниматься дистанционно. А также, это дополнительная нагрузка на зрение.
В заключении хотелось бы отметить, что опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Дистанционное образование имеет место быть в дошкольном образовании, но в большей степени индивидуально. Если оно будет развиваться как дополнительное образование к основному, если ориентировано оно будет на мотивированных активных детей и поможет в работе с детьми, которые по каким – либо причинам не могут посещать детский сад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.