Раиса Ивановна Моисеева,
учитель, высшая квалификационная категория,
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»,
г. Томск, Томская область, РФ
rimoiseeva@list.ru
Итоговая контрольная работа в форме эссе на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОЗНАНИЯ И
ПОВЕДЕНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рисунок №1
Каждый год
звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс!
П/№ |
Содержание |
Стр. |
1. |
Краткая аннотация эссе……………………………… |
3 |
2. |
Введение……………………………………………….. |
3 |
|
2.1. Направления коррекционной работы………… |
5 |
|
2.2. Принципы толерантности………………………. |
5 |
|
2.3. Этапы толерантности…………………………… |
8 |
|
2.4. Формы работы с семьёй………………………... |
8 |
|
2.5. Вожатское движение……………………………. |
10 |
|
2.6. Заключение ………………………………………. |
14 |
3.
|
Литература. Ссылки на источники ………………… |
14 |
Рисунок №2
«Наши тайны комп хранит,
И без дела не лежит,
Информацию найдёт
И на помощь нам придет!»
1. Краткая аннотация эссе
В представленном материале анализируется проблема формирования толерантности сознания и поведения младших школьников с нарушениями слуха, связанная с тем, что рамках современного образования на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития каждой личности (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, этническим ценностям, народным культурам и т. п.).
Также в работе отмечены возможности формирования толерантности в процессе взаимодействия младших школьников с дошкольниками, с гостями школы, с ребятами из других классов: «школьник-дошкольник», «ученик-педагог», «школьник-школьник», «ученик-гость» и, прежде всего, путём представления педагогом качественного и прямого показа образца, эталона толерантности в самых различных жизненных ситуациях как в процессе урочной деятельности, так и в процессе внеурочного неформального общения.
Данный материал будет интересен и полезен учителям-стажистам, работающим в области коррекционной педагогики; молодым педагогам, начинающим свою деятельность в области инклюзивного образования. Эссе поможет вникнуть в ценности и установки формирования толерантности сознания и поведения у младших школьников, лежащие в основе деятельности современного учителя, поможет организовать процесс инклюзивного обучения детей с особенностями в развитии – нарушениями слуха.
2. Введение
Будь
не таким, как другие,
и
позволь другим быть другими.
Хенрик
Ягодзинский
Гарантии права
детей с ограниченными возможностями здоровья на
получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации,
Законе РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в РФ», федеральных
законах: от 24.11.1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», от 24.07.1998 г. 124 – ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации», от 18.04.2008 г. АФ-150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами», Положений государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
15.04.2014 295;
Постановление
Правительства РФ от 27.02.2016 г. 144 "О
внесении изменений в государственную программу Российской Федерации
"Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", от 30.08.2013 г. 1015 приказ
Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования», от 19.12.2014 1598 приказ
Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГОС начального общего образования
обучающихся с ОВЗ».
Воспитание толерантной культуры внутри школы у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов – очень важная задача для всего педагогического состава. Решением здесь становится развитие идей в области общественных наук, прежде всего, педагогики – на основе обобщения практического опыта в образовательно-воспитательной сфере. Основным источником национальной ограниченности является неумение принимать культурные нормы других народов. Нельзя обойти вниманием воздействие демографических процессов на национальное сознание.
Можно допустить, что именно «демографическое неблагополучие» детерминирует латентную межнациональную конфликтность. Если любые иные негативные явления, например, связанные с социальной несправедливостью, вызывают, как правило, быструю ответную реакцию, то демографический фактор создаёт своеобразный фон национального недовольства, что естественным образом отражается на состоянии культуры межнационального общения.
2.1. Направления коррекционной работы
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для детей с нарушениями слуха (вариант 1) установлены обязательные направления коррекционной работы. К их числу относятся следующие:
ü развитие у ребёнка адекватных представлений о его собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
ü овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
ü овладение навыками коммуникации, что предполагает: развитие слухового и слухозрительного восприятия речи и неречевых звучаний в естественной акустической среде, коррекцию недостатков произносительной стороны речи, а также развитие у ребёнка внятной, членораздельной, достаточно естественной речи;
ü дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
ü осмысление ребёнком своего
социального окружения и освоение
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Даже
незначительное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте,
оказывает отрицательное влияние на развитие ребёнка. В первую очередь страдает такой
психический процесс, как речь. В то же время, при своевременном и раннем начале
коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения слуха, может быть достигнут
высокий уровень реабилитации ребёнка.
2.2. Принципы толерантности
Наша Земля – это место, где мы должны принимать друг друга такими, какие есть, где мы можем любить друг друга, где мы обязаны соблюдать традиции, основанные на принципах толерантности. Младший школьный возраст – сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного поведения через основные принципы толерантности:
ü уважение человеческого достоинства окружающих людей;
ü воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
ü обучение пониманию необходимости отказа от насилия,
ü использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
ü прививание идей к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Составляющие полноценно развитой личности:
ü умение общаться;
ü умение строить и поддерживать взаимоотношения;
ü сотрудничать и сосуществовать с людьми.
У слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста актуальность проблемы воспитания в духе толерантности обусловлена изменениями, которые вызывают некую тревогу у нас, педагогов. В первую очередь – это рост нетерпимости, конфликтов, приводящих к агрессивности. Поэтому в процессе всей жизнедеятельности детей, через урочные и внеурочные мероприятия формирую у младших школьников навыки толерантных отношений: гуманные качества (сочувствие, отзывчивость, справедливость, сопереживание).
В собственной педагогической деятельности особую роль отвожу работе над слухом, как в общем речевом, так и социальном развитии, да-да, недостатки слухового развития значительно осложняют формирование толерантности у слабослышащих детей, поскольку это связано с резким недоразвитием речи, и следствие – нарушением социальных контактов ребёнка с окружающим миром, в целом формирования толерантности сознания.
Поэтому, развиваю речевую культуру, культуру
общения, воспитываю
дружеские
взаимоотношения, желание поддержать одноклассников, товарищей по школе,
заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. При любом
возможном
случае внушаю ребятам: «Мы – единое целое, мы – одна семья, одна команда
«Бригантина».
Рисунок №3
Наш девиз: «Никогда не будет тины
На борту у «Бригантины»!
Уважайте друг друга, не давайте воли собственным отрицательным эмоциям, это, прежде всего, разрушает вас».
Внушение это хорошо, но оно не стоит и ломаного гроша без практического подкрепления, без моего личного примера, а мой личный пример зиждется на трёх китах: уважение, внимание и почтение ко всем окружающим – это отличный пример для подражания.
Посредством интеграции образовательных областей приобщаю своих подопечных к элементарным нормам и правилам поведения, способствую пополнению словаря выражениями речевого этикета, учу вербально приветствовать, формирую представления о себе, социуме, гендерной принадлежности, закладываю основы собственной жизнедеятельности и безопасности окружающих, создаю условия для проведения совместных игр, трудовых поручений, акций, праздников, способствующих формированию толерантности.
2.3. Этапы толерантности
Формирование
толерантности и поведения у детей с ограниченными
возможностями
здоровья проходит определённые этапы, непременно от простого к
сложному.
ü На первом этапе – это взаимоотношения с окружающими близкими людьми, далее – знакомлю младших школьников с законами, правилами человеческого общежития.
ü На втором этапе – закрепляю полученные знания, формирую оценочные отношения к поведению людей через создание проблемных ситуаций, игровых моментов и др.
ü В процессе третьего этапа, формирую устойчивое толерантное поведение, самостоятельное оценивание собственных действий, поступков посредством диалога, просмотра видео.
2.4. Формы работы с семьёй
Взаимодействие
с семьей имеет особое значение в формировании у детей
толерантности,
заключается в активизации и обогащении воспитательных умений родителей
через поддержание в них уверенности в собственных педагогических возможностях,
использую следующие формы работы:
ü консультации;
ü рекомендации;
ü родительские собрания;
ü родительские круглые столы;
ü выставки детского творчества;
ü декадные недели;
ü дни открытых дверей.
Такая
система работы по формированию толерантного отношения к
сверстникам,
родителям, окружающим позволяет сформировать у обучающихся следующие
интегративные качества:
ü овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения;
ü развить способность управлять своим поведением;
ü сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
В классе царит особая атмосфера взаимопонимания, взаимоподдержки. Дети доверяют друг другу, прислушиваются к моим советам и советам товарищей по классу, испытывают симпатии, доброжелательны, отзывчивы, отличаются особой воспитанностью.
Создаю
комфортные психолого-педагогические условия для обучения и
воспитания.
Ребята с уважением относятся к окружающим, что в целом
свидетельствует
об их воспитанности, толерантности сознания и поведения. Данное направление в
работе основано на рекомендациях М.И. Рожкова «Методика
изучения социализированности» (социальной адаптированности, автономности,
нравственной воспитанности) личности обучающихся.
Отношение к ценностям у младших школьников с аномалиями в развитии слухового анализатора, выражается следующим образом: все дети усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет. Положительный эмоционально-нравственный уровень отношений также свойственен детям. Ребята активно участвуют в общественно-полезной работе, выполняют трудовые обязанности без принуждения. С учебными обязанностями справляются соответственно своим психофизиологическим возможностям. Проявляется познавательный интерес к знаниям. Не совершают правонарушения, переживают неудачи товарищей, всегда сочувствуют друг другу, уважительно относятся к окружающим, не позволяют себя обижать.
Не
смотря на то, что мои дети сами нуждаются в помощи и поддержке, которую, в
полной мере, и получают от государства, общественных организаций, сами
постоянно проявляют заботу и внимательное отношение к
окружающим. Забота об улучшении жизни выступает всегда
на первый план. Я веду ребят от творчества в
забаве до социального творчества, с пользой для
окружающих.
Форма и содержание коллективных творческих дел (КТД)
зависят
от возраста школьников.
2.5. Вожатское движение
Первые шаги в этом направлении были сделаны в процессе
качественного взаимодействия с дошкольниками, над которыми мы взяли шефство,
стали
их наставниками.
Рисунок №4
«…Мы умнеем и растём, в школе весело живём.
Пусть учительница верит – мы её не подведём!...» (Валентина Бережная)
Также мои ребята активно взаимодействуют с первоклассниками, другими словами, наладили с ребятами «вожатское» движение. К каждому значимому мероприятию организуем выставки детского творчества для дошкольников, родителей, гостей, товарищей, педагогов. На переменах координируем игры, чтобы первоклашки не скучали (слабослышащие дети первых, вторых классов не могут самостоятельно организовать коллективную игровую деятельность), поэтому помогаем во всех посильных делах классному руководителю – Татьяне Петровне Муриной:
ü организовать игровую, трудовую, познавательную деятельность;
ü провести совместный урок по толерантности с использованием информационных технологий;
ü где-то помочь раздать материал к уроку и др.
Проводим совмещённые классные часы, круглые столы, помогаем малышам собраться на прогулку, занимаем их каким-либо видом творческой деятельности, показываем совместные театральные постановки на школьной сцене, знакомим с правилами внутреннего распорядка на уроках, переменах.
Рисунок №5 Театральная постановка «Кошкин дом»
Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. Даже, если дети с ограниченными возможностями здоровья, их не надо уводить от насущных, житейско-бытовых, общественно-полезных дел. В соседнем классе обучается Валя – девочка-сирота, мы проявляем всяческую заботу о ней, всегда внимательны, чутки, приглашаем на чай, обязательно готовим подарок ко дню её рождения, к другим праздничным мероприятиям. Валентина отлично рисует, она в свою очередь помогает нашей Надежде рисовать, выполнять любую творческую работу, требующую включения мелкой моторики.
В нашем образовательном учреждении
традиционными стали движения: «Забота о ближнем», «Подарок для ветерана». Ежегодно в
школе проходят праздничные мероприятия, посвящённые Дню
матери, Дню учителя, Дню старшего поколения, Дню
Победы. На праздник приглашаем тружеников тыла, воинов-афганцев, ликвидаторов-чернобыльцев,
ветеранов педагогического труда.
Рисунок №6 «Встреча с ветераном»
Ребята всегда с большим интересом слушают гостей, готовят для них концертные номера, подарки. В своё время, российский, дагестанский предприниматель, мыслитель, автор популярных афоризмов Гарун Агацарский говорил: «Когда внуки и старики вместе, внуки добреют, взрослея телом, старики добреют, молодея духом».
Коллектив
школы-интерната проявил инициативу и решил взять
шефство
над парковой зоной в Ярлыковском сквере на ул. Дзержинского, где в
2003
году была воздвигнута часовня «В честь Преображения Господня»,
посвящена
жертвам чернобыльской аварии.
В
парке часто гуляют молодые мамы с детками, отдыхают на лавочках люди старшего поколения.
Вечерами собираются подростки, которые, бывает зачастую, оставляют
мусор после себя. Совместными усилиями приводим парк в достойный вид,
подкармливаем голубей, сами отдыхаем в парке. В этом заложен качественный
воспитательный момент – школьники не мусорят там, где наводят порядок!
Ещё
одним важным делом для моих ребят является возложение цветов. Ведь
сюда
в любой день приходят ветераны-чернобыльцы, которым приятно видеть,
что
память о товарищах, земляках бережно хранят ребята из школы-интерната.
Рисунок №7 Часовня «В честь Преображения Господня»
2.6. Заключение
Таким образом: «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств …, ответственным за образование на всех уровнях …, ко всем учителям …, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей … относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре …, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов» (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО).
Литература
1. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. - М., 2002. – 92 с.
2. Комогоров П.Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена // Образование и наука. -2000.-No1. - С.186-197.
Ссылки на источники
https://studopedia.su/11_51666_printsipi-tolerantnosti.html
https://znanija.com/task/23956021
Источник: https://irinazaytseva.ru/stixi-o-shkole.html
http://dochkiisinochki.ru/stixi-pro-druzhbu-dlya-detej-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta.html#ixzz70Bgsjs8e
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.