Эссе на тему «Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе»

  • docx
  • 02.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КунавинаАС 2 курс Эссе.docx

Департамент образования и науки города Москвы Самарский филиал

Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет: Психолого-педагогический

Кафедра: Педагогики

 

 

 

 

 

Эссе на тему «Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

заочной формы обучения

направление подготовки 44.03.01

«Педагогическое образование»

направленность (профиль) «Дошкольное и начальное школьное образование»

Кунавина Анастасия Сергеевна

 

 

 

 

 

Самара, 2020

Эссе на тему «Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе»

 

Начиная работать в школе, когда остаешься один на один с классом, своим классом, понимаешь уровень ответственности за воспитание и образование детей, за каждое свое слово и каждое свое действие. За спиной нет педагога, наставника, учителя, который поправит и подскажет. А детки, пришедшие первый раз в первый класс, такие воодушевленные и готовые на совершение новых открытий и жаждущие получить ответы на тысячу своих вопросов. И вот, перед ними учитель, тот человек, который для них знает все, и ни в коем случае нельзя их подвести. И зачастую, формулируя ответы на вопросы детей, продумываешь тысячу раз свой ответ, чтоб не допустить ошибки. И с каждым днем их вопросов только больше, ведь детство – это пора поисков, новых открытий, тысячи вопросов и экспериментов, пора «почемучек». Ребенок — это исследователь, а объектом его исследования выступает окружающий мир, и мир ему открывается через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.

Цель учителя направлена в основном на удовлетворение познавательных интересов обучающихся. Дать возможность своим обучающимся реализовать потребность в новых впечатлениях и знаниях, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития; помогать своим «почемучкам» активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, выдвигать гипотезы, делать выводы, высказывать своё мнение; учить находить правильные решения в любых жизненных ситуациях; обучить грамотной речи для организации общения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей и социума в целом.

Ребенок, поступая в школу, увеличивает свой словарный запас, маленькому школьнику не составляет труда объяснить другому человеку практически любую тему. Ребенок трех лет употребляет до 500 слов, а будущий первоклассник имеет в своем запасе уже от 3000 до 7000 слов. Слово наполняется значением не сразу, а в кропотливом процессе накопления и осмысления личного опыта.

Основной этап в овладении речи приходятся на детский возраст. Для обучающегося начальной школы хорошая речь выступает гарантией успешного обучения и развития. Обучающиеся с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими, малообщительными. Вовремя не оказанная поддержка может привести и к психологическим отклонениям.  Хорошо развитая грамотная речь служит одним из важнейших средств деятельности человека в современном, наполненном огромным потоком информации, обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы развивать у детей умение в описании событий, окружающего мира, мыслей и собственных чувств.  В начальной школе ребенок начинает знакомство с письменной речью, которая не допускает неточности и неполноты. Она требует продуманности и тщательности. 

Письменная речь – это особенный способ общения и тренировки мышления. У письменной речи свои особенности: – большая произвольность; - умение разделять слово на составляющие его звуки, а это первая операция, которую должен постигнуть ребенок при письме. Затем следует навык придавать мысли синтаксически развитую форму, что, в свою очередь требует, расчленения самой мысли, представляющей собой в момент зарождения в голове смысловое целое. Приучая ребенка к расчленению потоков мыслей, к ее развернутому выражению письменная речь дисциплинирует мышление. Письменные структуры ребенок запоминает и накапливает благодаря чтению.

Так же в жизни юного школьника происходит знакомство со многими видами словарей, и учителю важно научить их использованию, подружить их. Словарь помогает в объяснении слова – а это лишь первый этап в процессе обогащения словарного запаса обучающихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьников несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание. Для этого существует большое количество разнообразных упражнений, которые должны активно использоваться на различных уроках.

Развитие речи в младших классах – сложный и многоступенчатый процесс. В первую очередь, это совершенствование устной речи: работа над произношением звуков, овладение сложными структурами предложений, употребление деепричастных оборотов, залогов, теории синтаксиса и т.д.

Стоит отметить, что главным условием развития грамотности является информативное письмо и чтение. Чтобы соблюдались эти условия, нужно подбирать интересную литературу и стараться читать в совместном процессе, подавая собой пример. Так, ребенок быстрее овладевает чтением, чем при работе над текстами методом заучивания. Для того, чтобы у ребенка ускоренно развить письменную речь необходима регулярная практика,   писать сочинения на различные темы, фантазировать, записывать сказки, писать письма.

В завершении своего эссе хочется вернуться в начало и сказать, что основным фактором, влияющим на развитие речи школьника младших классов, является грамотная и богатая речь педагога, поэтому перед учителем стоит большая ответственность перед обучающимся. Яркая речь учителя – пример для учеников и образец совершенствования своей речи.