Эссе на тему: «Современные проблемы теории и методики
образования в области безопасности жизнедеятельности»
Потребность в безопасности — это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите; в структуре, порядке, законе.
Актуализация потребности в безопасности означает, что именно удовлетворению этой потребности будет подчинено все поведение личности. Также как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности: ум, память и все прочие способности будут направлены на достижение этой цели.
Появление дисциплины «БЖ» обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, создание им в процессе развития индустриальной цивилизации, комфортной среды обитания привели к загрязнению и деградации естественной окружающей среды обитания человека, возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, природных катаклизмов. Эти побочные эффекты научно-технического прогресса создали серьёзные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым, выявилась необходимость подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, необходимость изменения самого типа жизнедеятельности людей.
Курс безопасности жизнедеятельности должен содействовать воспитанию «личности безопасного типа» – личности, осознающей исключительную важность вопросов безопасности в настоящее время и особенно в будущем, стремящейся решать эти вопросы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
В связи с особой значимостью проблем безопасности дисциплина «БЖ» рассматривается как база создания новой широкой образовательной области. Она направлена на комплексную подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в современной и будущей окружающей среде – природной, техногенной, информационной, социальной.
Беспрецедентный рост опасностей, связанный с патологически безнравственным мышлением многих людей, их потребительским типом жизнедеятельности, с разрушением генофонда и биосферы, с авариями и катастрофами всё более мощных технических систем, с войнами и конфликтами при появлении различных видов оружия массового поражения, представляет собой кардинальное изменение условий жизни на Земле. Это вызывает необходимость внесения существенных изменений в образование, ориентирование его на вопросы обеспечения всесторонней безопасности человека.
Необходимость предотвращения катастроф, ставших возможными в результате жизнедеятельности человека, представляет собой основу глобальных проблем.
На фоне смены характера развития цивилизации новое звучание приобрели проблемы безопасности отдельных народов и стран – проблемы национальной безопасности.
Движущей силой развития теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности являются инновационные процессы, которые рассматриваются как требование времени для ее развития.
Инновация - комплекс взаимосвязанных процессов, являющихся результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к ее практическому применению.
Для выживания в кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких. В этом и состоит основная проблема методики преподавания БЖ. В большинстве образовательных организаций большее количество занятий должно посвящаться практической подготовке к чрезвычайным ситуациям, так как нередко получить теоретические знания легко, а самостоятельное применение их на практике вызывает огромные затруднения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.