Эссе на тему:
«Условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями в вопросах развития детей дошкольного возраста»
Проблема раннего осознания необходимости охраны здоровья в последнее время выходит на лидирующие позиции. Особенно остро эта проблема встает в период адаптации ребенка к детскому саду, когда нервничают и ребенок, и родители. В этот период физическое здоровье ребенка часто зависит от его психологического состояния и наоборот. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.». Конечно, это было сказано о школьниках, но и к работе воспитателя детского сада это относится, может быть, даже в большей мере. Основы потребности в здоровом образе жизни и гармоничного физического и психического развития закладываются в дошкольном возрасте. И, на первый взгляд, это развитие должно быть закономерным биологическим процессом, однако этот процесс необходимо направлять, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. Без особого внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя вырастить здоровое и гармонично развитое поколение. Также невозможно не согласиться с другим высказыванием выдающегося педагога: «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей.»
Чтобы объединить усилия в этом вопросе детского сада и родителей, мы создает условия для более эффективной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что взаимодействие между семьей воспитанника и воспитателем ДОУ является неотъемлемой частью формирования здорового поколения, также Стандарт направлен на решение многих задач, в том числе, на укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Из выше сказанного следует, что дошкольная образовательная организация и семья - два важных элемента в социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка огромна и объемна, особенно в вопросе физического и психологического здоровья ребенка. Развитие у воспитанников осознания необходимости здорового образа жизни и активизации двигательных навыков будет развиваться успешней, если в работе будет использоваться совместная здоровьесберегающая деятельность воспитателя и родителей, при этом будет учитываться уровень развития каждого ребенка.
Достижению целей, поставленных перед нами в вопросах оздоровления поколений, способствует внесение элементов здоровьесберегающих технологий в работу ДОУ. Поэтому, начиная со второй группы раннего возраста, мы стараемся планировать свою деятельность так, чтобы здоровьесберегающая деятельность стала структурным компонентом педагогической системы ДОУ. Прежде чем приступить к работе мы исследовали данный вопрос и донесли результаты своих исследований до родителей, чтобы впоследствии выработать стратегию взаимодействия в данном направлении.
Начало любой работы должно начинаться с узнавания уровня познания и осознания проблемы. Чтобы понять, насколько глубоки познания родителей в сфере здоровьесбережения, мы провели анкетирование, выявили существующую степень осознания своей причастности к выше заявленному процессу. Большинство респондентов заявило, что наиболее важно в данный период становление культурно-гигиенических навыков в ущерб работе над основными видами движения ребенка. На вопрос о знании видов здоровьесберегающих технологий и работе с этим материалом в домашних условиях большинство ответило отрицательно. Исходя из результатов анкетирования, мы постарались создать условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями.
Таким образом, в нашей группе была проведена следующая работа: совместно с родителями изготовили атрибуты для индивидуальной работы в течение дня и массажные коврики для детей, в том числе и для занятий дома; провели открытый показ для родителей образовательной деятельности для акцентирования их внимания на применение элементов здоровьесберегающих технологий; проводилось родительское собрание «Роль семьи в здоровьесбережении детей»; оформили фотовыставку «Спорт в детском саду и дома» (фотоотчет по работе над двигательной активностью); изучили различные гимнастики; для родителей был организован мастер-класс «Пальчики-волшебники»; в меню семьи и дошкольного учреждения ежедневно включали овощные салаты, фрукты, богатые витаминами; каждодневно проводили утром зарядку, гимнастику пробуждения, осуществляли ходьбу по массажным коррегирующим дорожкам, производили проветривание помещений дошкольного учреждения в соответствии с требованиями САНПИНа, в процессе образовательной деятельности проводили игры малой подвижности и хороводные игры, игры разной подвижности и подгрупповую работу по основным видам движения на открытом пространстве вне помещения, ежедневно в детском саду и дома дети занимались самостоятельной двигательной деятельностью, проводили закаливание в виде умывания холодной водой и солнечных ванн; для родителей был подобран список литературы для чтения по проблеме, потешки при умывании, одевании, расчесывании; для обеспечения полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в постоянном движении детей, была организована, совместно с родителями, соответствующая предметно-пространственная образовательная среда, в том числе и нетрадиционное физкультурное оборудование: мешочки для метания с различным наполнителем, массажные коврики из пуговиц и подручных материалов, массажные рукавички; на участке была организована развивающая среда для развития основных видов движения и индивидуальной работы в соответствии с программными требованиями; изготовили картотеки: утренней гимнастики; бодрящей гимнастики; подвижных игр, словесных игр с движением, коммуникативных игр и ознакомили родителей с их содержанием.
Итак, из всего выше сказанного мы может сделать вывод о том, что вся работа по здоровьесбережению дошкольников должна проводиться только во взаимодействии с родителями: это могут быть и мастер-классы, и беседы, и родительские собрания, и папки-передвижки. Также очень полезно организовывать просмотр родителями отрывков «трудового процесса», например, утренней гимнастики или организованной образовательной деятельности. В процессе беседы родители воспитанников учатся ближе видеть сложный и многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. Мы, в своей работе с родителями воспитанников, всегда старались донести до аудитории всю работу в группе, старались контактировать со специалистами детского сада, которые в свою очередь доносили до родителей сведения, находящиеся в их компетенции. Медицинская сестра готовила материал по закаливанию, ароматератии, важности фитотерапии и приема витаминных комплексов в становлении здорового члена общества. Музыкальный руководитель подводила родителей к огромному значению музыкотерапии - внесении музыки (особенно, классической) в различные режимные моменты в детском саду и домашних условиях. Всю нашу работу над здоровьем и двигательной активностью ребенка мы стараемся донести до родительской аудитории, ведь без закрепления полученных навыков и знаний в домашних условиях не будет достигнута основная цель нашей работы - гармоничное физическое и психическое развитие ребенка. Будем надеяться, что работа воспитателя дошкольного учреждения и семьи станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного формирования и становления малыша как личности. Мы, в свою очередь, постараемся и в дальнейшей работе создавать все условия для эффективного взаимодействия педагогов с родителями.
Список литературы
1.Андрющенко Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:сайт.-ГБОУ ДПО ЧИППКРО:[Электронный ресурс]-Режим доступа. — URL: ipk74.ru/virtualCab/Consultation/Zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-dou
2.Богина Т.А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика – синтез, 2006. - 112с.
3.Гудонис В.П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. —2000. — №1—с. 108—121.
4.Данилина Т. А., Ладога Г. С. , Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: «Аркти», 2005. -80 с.
5. Кохарова, Е. М. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста / Е. М. Кохарова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 9-13.
6. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53».
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с. https://little.com.ru/media/files/1460702288-526.pdf
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.