Эссе на тему: «Я – воспитатель новой формации»
Профессий в мире очень много:
Кто-то строитель, а кто-то – поёт,
Но нет профессии важнее педагога,
И только педагог это поймёт.
Судьбу свою с образованием связала:
В работе с детками я нахожу себя.
«Нелёгкая работа» я б сказала,
Но с педагогикой мы лучшие друзья.
Спешу я на работу каждый,
Где детский смех, любовь и доброта.
И просыпаться рано мне не лень:
Здесь ждут меня уют и теплота.
Здесь драгоценность всех людей:
Детишки милые, мои родные…
И нет на свете ничего важней,
Чем разные характеры такие.
Чем детские глаза, их понимание,
Объятия, рассказы, порой слёзы,
Заслуживают взрослого они внимания,
Мы с ними строим планы, есть и грёзы.
С детишками люблю играть я
И в мяч, и в салочки, и рисовать;
В саду поёт душа моя,
И как танцор бегу я танцевать.
Бегу частушки петь я заводные
И выступать совсем я не боюсь.
Мы воспитатели такие озорные,
Вдруг упаду, то сразу поднимусь.
С улыбкою шагая смело,
Актрисой я могла бы стать.
Любую роль сыграю я умело,
Еще люблю немного помечтать…
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский).
Воспитатель совместно с родителями закладывает основу в формирование личности ребёнка, в развитие его индивидуальных способностей, становление психологического состояния ребёнка, помогает лучше понять окружающий мир и стать частью социума. Для воспитания современных детей педагог должен быть человеком новой формации, который видит актуальность своей профессии через десятки лет. Конечно, все мы знаем, что основа работы воспитателя – принцип гуманизма и уважения к личности ребёнка. Воспитатель должен быть для ребёнка, в первую очередь, другом, помощником, наставником, человеком, который совместно с ним будет разделять его интересы, помогать преодолевать какие-то трудности.
Учитывая, что мы живём в мире компьютеризации, в мире новых тенденций и приоритетов, образование не должно стоять на месте, и также должно развиваться, помогая человечеству постигнуть всё новое.
В связи с внедрением новых технологий воспитания и обучения детей вводятся новые Федеральные государственные образовательные стандарты, происходит модификация воспитательно-образовательного процесса. Каждый воспитатель, независимо от возрастной категории, должен использовать инновационные технологии в воспитании и обучении детей.
Мотивация – один из важных аспектов в восприятии информации ребёнком. Если воспитатель будет использовать новые методы и формы в воспитательно-образовательном процессе, это, безусловно, и будет мотивацией для ребёнка в контексте понимания той информации, которую хочет донести до него воспитатель. Педагог не должен ограничиваться методами и формами воспитания и обучения детей, которыми владеет, он должен самообучаться, совершенствоваться, и самое главное, – учиться у коллег. Ведь не зря проводятся различные мастер-классы, конференции, методические объединения, семинары, которые позволяют воспитателям поделиться своим опытом, внедрить инновации в воспитание и обучение детей. Все эти формы подачи информации помогают мне в моей работе.
Самое главное, что объединяет нас, педагогов, – это любовь к детям. Для меня важно создание психологического комфорта, радостной атмосферы для развития моих воспитанников.
Воспитатель новой формации – это всесторонне развитый и образованный человек, который будет развиваться не в определённом направлении, а как личность в целом. Ведь не зря одна из «педагогических заповедей» гласит: «Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится». И в современном «веке информационного прогресса» педагог не должен останавливаться на устоявшихся формах и методах обучения и воспитания детей. Деятельность педагога на современном этапе – это безмерное и безграничное пространство реализации инновационных приёмов и тенденций. Никогда не надо останавливаться на достигнутом, всегда нужно познавать что-то новое, что в последствии поможет мне в работе. Но тем не менее, инновационные технологии не должны вытеснять традиционные приёмы и способы подачи информации: совокупность старого и нового является именно тем, к чему должен стремиться педагог новой формации. Всё это в целом помогает мне более эффективно удовлетворять любознательность моих любимых современных воспитанников, научить их познавать окружающий мир, формировать их как личности уже с определёнными современными умениями и навыками.
Для этого в своей работе с детьми активно использую следующие современные образовательные технологии:
* здоровьесберегающие технологии;
* технологии проектной деятельности;
* технология исследовательской деятельности;
* информационно-коммуникационные технологии;
* личностно-ориентированные технологии;
* игровые технологии.
Хочется отметить, что игровая технология – одна из приоритетных в моей работе с детьми, так как в процессе использования данной технологии я увидела значительный результат в развитии познавательных и творческих способностей детей, а самое главное – у детей появилась мотивация к познанию нового. Ребёнок учится, играя, и это у него хорошо получается. Использую методики обучения Монтессори, Никитина, Воскобовича др. Это всё помогает мне научить ребёнка, развить в нём познавательные и творческие способности.
Актуальность использования новых информационно-коммуникативных технологий обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его качество» («Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года», а также Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования»).
Я считаю, что одним из важнейших умений современного педагога является умение работать на компьютере, который позволяет увеличить интерес к образовательному процессу, разнообразить его. При помощи компьютера и интернета я создаю презентации на различные темы, которые использую на занятиях, в беседах с детьми, на родительских собраниях, консультациях и пр.; также использую различные учебные видеофильмы, анимационные изображения, иллюстративные материалы, которые дают возможность детям в наглядно-образной динамической форме представить и осмыслить изучаемые явления, процессы. Использование информационных технологий обусловливают эффективность восприятия информации, что также является приоритетным в моей работе с детьми.
Использование современных технологий является для меня большим подспорьем в контексте закрепления и усовершенствования знаний, умений и навыков детей, которые помогут им в дальнейшем обучении в школе и процессе социализации в целом.
Владение компьютером и интернетом не только помогает в процессе обучения детей, но и также в процессе самообразования, самореализации и усовершенствование моих профессиональных качеств. Я принимаю участие в различных видеокурсах, тренингах, тестировании, мастер-классах, онлайн конференциях и др.
Каждый педагог уникален своей индивидуальностью и творческими способностями, которые помогают расположить к себе ребёнка, заинтересовать его и помочь социализироваться в новом пространстве.
В работе с детьми мне помогают мои личные качества, без которых наша жизнь с детьми была бы не настолько яркой, плодотворной, активной. Я могу смело заявить, что я – человек творческий, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его возрастные психологические и индивидуальные способности. Я очень люблю быть в роли сказочных персонажей на утренниках. Мне нравится использовать в своей работе театрализованную деятельность, особенно новые виды театров, которые мы с детьми и родителями изготовили из подручных материалов.
Несмотря на растущую актуальность применения инновационных методов и форм обучения детей, воспитатель новой формации должен помнить о важности непосредственного общения со своими воспитанниками. Для ребёнка очень важно найти в воспитателе друга, сторонника, которому он может доверять, с которого он будет брать пример. Никакие технологии и новшества не заменят эмоциональное общение, в котором так нуждаются дети. Информационно-коммуникативные технологии являются лишь помощником педагога, вспомогательным средством. Только педагог со своей уникальностью и зарядом энергии и добра может побудить детей творить самим, заниматься духовно-нравственным воспитанием детей, развить их творческие способности посредством использования своих профессиональный качеств, навыков.
Воспитатель новой формации, по моему мнению, – это творческая личность, компетентный специалист, который не останавливается на достигнутом, всегда совершенствует свои профессиональные качества, занимается самообразованием и стремится к познанию современных тенденций в образовании.
Я очень люблю свою работу, без которой просто не представляю своё существование. Казалось бы, это лишь слова, но это не так. Я действительно сердце детям отдаю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.