Эссе «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»
Оценка 5

Эссе «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Оценка 5
docx
10.10.2021
Эссе «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»
Эссе Кудиновой ЛГ.docx

 

 

Эссе

«Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

 

 

Только живой пример воспитывает ребенка,

а не слова, пусть самые хорошие,

 но не подкрепленные делом.

А. С. Макаренко

 

По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.

  Система дополнительного образования в Российской Федерации имеет значительные различия от других видов образования и обладает уникальными характеристиками по сравнению с образовательными секторами, которые решают аналогичные проблемы за рубежом. Это делает ее чрезвычайно интересной и в то же время трудной для изучения.

Впервые определение дополнительного образования как вида образования было опубликовано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». По закону, дополнительное образование направлено на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в плане интеллектуального, умственного, морального, физического и (или) профессионального развития и не сопровождается повышением уровня образования.

Важнейшей функцией дополнительного образования является воспитательная. Воспитание рассматривается в современной учебной литературе как социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное  на сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование социально значимых ценностей и социально приемлемого поведения воспитанников. Воспитание - это длительный и непрерывный процесс, результаты которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее.

Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и обучения.

Приоритетные направления воспитательной работы:

- Ученик – патриот и гражданин.

- Общение и досуг ученика.

- Ученик и его здоровье.

- Ученик и его семья.

- Ученик и его интеллектуальные возможности.

- Ученик и его нравственность.

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательный компонент в частности нельзя рассматривать как процесс, который закрывает пробелы в семейном воспитании и учебных заведениях разных уровней и типов. Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей.

В системе дополнительного образования воспитательный процесс фактически осуществляется в двух направлениях: основы профессионального обучения и основы социального воспитания.

В рамках профессионального воспитания учащийся формирует уважительное отношение к профессиональной деятельности, развивает культуру труда, учится выполнять профессионально-этические нормы, приобретает понимание значимости трудовой деятельности.

В процессе социального воспитания у учащегося формируются коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества.

Формирование качеств личности в каждом конкретном детском объединении, происходит с учетом особенностей деятельности.

На протяжении нескольких лет веду кружок по дополнительному образованию детей «Фотомастер». Главное, при современной информатизации и наличии компьютерных технологий, детям очень нравится работать в простом режиме. Фотографирование увлекает ребят. Это не только процесс фотографирования сюжетов, но и увлекательный мир общения, поиска, создание проблемных ситуаций, путешествие в мир прекрасного.

В качестве направлений воспитательной работы педагога дополнительного образования очень важную роль играет индивидуальная работа с воспитанниками и работа по формированию детского коллектива.

Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками.

Персональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является обязательным условием успешности образовательного процесса, ведь ребёнок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач: помогает ребёнку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нём достойное место; выявляет и развивает общие и специальные способности детей, его потенциальные возможности; формирует в ребёнке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию.

Педагог способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создаёт каждому «ситуацию успеха». развивает в ребёнке психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий, формирует у обучающихся способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы; создаёт условия для развития творческих способностей ребёнка.

Именно это характеризует особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.  

Организация учебно-воспитательного процесса в условиях творческой среды позволяет рассматривать и реализовывать такое воспитательное влияние педагога дополнительного образования на ребенка, когда происходит воздействие личности на личность, общение педагога и учащихся в условиях адаптации ближней среды к детям, уделяя особое внимание индивидуальности и способностям.

Современные педагогические технологии призваны радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок, прежде всего, развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Каждый учащийся является объектом обязательной успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:  помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;  выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося; формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию. И ещё прилагается много требований, условий и сил для достаточного уровня развития творческих способностей каждого учащегося.

Педагог дополнительного образования  – это профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности. Он способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком. Он -  воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника и лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого.

 Все вышеперечисленное позволяет нам сделать следующий вывод, что дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства. Воспитание представляет собой многофакторный процесс. Формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни. Поэтому воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят отсроченный характер.


 

Эссе «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Эссе «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Ученик и его интеллектуальные возможности

Ученик и его интеллектуальные возможности

Именно это характеризует особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности

Именно это характеризует особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021