Моя профессия – психолог
Эссе
Иванова Галина Петровна
Говорят, что человек сам выбирает свой путь, свою профессию. Но бывает так, что профессия сама выбирает человека. Со мной именно это и произошло.
Мечтала ли я стать психологом? Нет, не мечтала. И даже представить себе не могла в годы студенчества, что стану на этот путь.
Первая моя профессия – воспитатель дошкольного учреждения. Вторая – учитель начальных классов. Обе они связаны с областью психологии, но это общие знания, которые давали возможность полноценно работать с детьми в сфере дошкольного и школьного образования. Но если бы кто-то тогда мне сказал, что мое будущее будет тесно связано с психологией, я бы рассмеялась и не поверила. Я хотела учить детей, а не копаться в их душах.
И вот, имея на руках два диплома, я, молодой специалист, столкнулась с первой жизненно важной проблемой – проблемой трудоустройства. В те годы детские сады закрывались, а в школах не было вакансий.
Что делать? Эта мысль не давала мне покоя, как и многим педагогам, оставшимся без работы. Можно было ждать месяцами, когда предложат место работы. Можно было поехать в далекую глубинку и сеять «разумное, вечное» там, ожидая, когда в одной из центральных школ освободиться место. Неожиданно для меня, начальник управления образования предложил мне совершенно другой выход – получить третье образование и стать психологом.
В задумчивости я вышла из его кабинета. В то время профессия школьного психолога была новинкой, об этом говорили и учителя, и родители, были дебаты по центральному телевидению, насколько востребована эта профессия в нашем обществе. Мнения и специалистов, и обычных людей, были противоположными. Но слышать и рассуждать на бытовом уровне – это одно. А стать психологом в профессиональном плане - это другое. Были сомнения «нужна ли мне еще одна профессия?», была и тревога «а справлюсь ли я?», но было и любопытство «а кто такой, на самом деле психолог?» Любопытство победило!
И вот – я дипломированный специалист в области психологии! Растерянный, как и все начинающие. Диплом в кармане, знания есть, а опыта-то нет! А опыт приходил каждый день – в общении с детьми и их родителями, с поисками выхода из трудных детских ситуаций.
Вот так профессия выбрала меня! Жалею ли я о том, что пошла по этому пути? Нет! Хотела бы я вернуть все назад и стать просто учителем? Нет! Почему, спросите вы?
Ответ мой прост: профессия нашла меня, а я нашла себя и свое место в жизни благодаря этой профессии!
Есть одна китайская мудрость «У правды много лиц». Это значит, что у каждой жизненной истории есть много правд, изложенных разными людьми. Это как калейдоскоп, сложенный из разноцветных кусочков. Но самая важная правда, – это, правда, рассказанная себе о самом себе, и именно, это и есть самое сложное в нашей профессии. Сначала ты сама себе говоришь эту правду, учишься принимать ее и менять свое мышление и свою жизнь. А потом, изменив себя, ты, с помощью своей профессии, помогаешь детям меняться и выбирать свою жизненную дорогу.
Личностный рост ребенка – вот та задача, которую я выбрала для себя в своей работе психолога. И для меня это не призвание, не пафос, а ежедневная работа. Да, да, именно работа. Работа с ребенком, его проблемами, страхами и болью, работа с родителями.
Есть много направлений в психологии, много традиционных и инновационных путей, ведущих к разрешению этой задачи. К каждому ребенку подбираешь свой ключик, отмыкающий его душу, а психологические приемы – это тот инструмент, который помогает мне в моей работе.
Сложно? Возможно. Но в слове «сложно» есть слово «ложно», потому что все сложное, как нам кажется на первый взгляд, состоит из множества простого. А в слове «просто» есть слово «рост». И вот, помочь ребенку увидеть в сложной проблеме простые причины и найти простые решения, и направить его личностный рост в нужную ему сторону, - это и есть пути моей задачи, как психолога.
И для меня это не просто слова. Каждый день я на практике подтверждаю эту теорию, шаг за шагом воплощаю ее в жизнь. Это и проведение индивидуальных, групповых диагностик личностных особенностей и межличностных отношений школьников, консультирование детей и родителей по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса, проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, организация психопрофилактической работы, психолого-педагогическое просвещение учеников, родителей и учителей.
Результат приходит не сразу. И это хорошо! Ведь на то, чтобы ребенок осознал и понял себя, свои желания и изменился, нужно время. И это время нужно ему дать… потому что семя, посаженное в землю, должно взойти и взрасти.
А вместе с ребенком расту и я: как личность, как педагог и как психолог. И я всегда учусь. И не только на семинарах и курсах, но и в общении с детьми. Ведь дети смотрят на жизнь другими глазами. Их мир разноцветный, наполненный сопереживанием и умением любить безусловно.
У правды много лиц! Моя правда в том, что помогая детям расти, я помогаю и себе. Их рост, это и мой рост, как личностный, так и профессиональный.
Профессия психолога выбрала меня и изменила мою жизнь, мышление, восприятие мира, научила меня выходить за рамки общепринятых установок.
Мне нравится изречение Л. Н. Толстого:
«Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу».
Я считаю, что моя профессия не только полезна, но и необходима обществу. Ведь благодаря психологии ребенок имеет возможность расти личностно и духовно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.