Кабдолова Ляззат Каиржановна
педагог-психолог
Федоровской ОСОШ №1
Профилактика подросткового суицида
Еще 100 лет тому назад Байрон сказал:
"Страшно осознавать, что ребенок пришедший на эту землю,
чтобы наслаждаться радостью жизни совершает суицид ".
Наша с вами современная жизнь крайне богата различными происшествиями – криминальными разборками, несчастными случаями, стихийными бедствиями – порой встречаются такие события, которые способны повергнуть в шок самых опытных медиков и следователей.
К таковым относится детский суицид
Ребенок это олицетворение начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить, смерть в результате суицида всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.
Когда мы теряем ребёнка из-за тяжелой болезни или несчастного случая - это огромное горе, но мы ее принимаем и миримся, но когда подросток сам прерывает свой жизненный путь - это огромная и непоправимая трагедия.
По статистике самоубийству подвержены дети, которые достигли возраста старше 11 лет. Самый популярный возраст для самоубийства среди детей является 13-16 лет. И самое главное преимущественно это дети в большинстве случаях - из благополучных семей.
Еще каких то лет 20-30 тому назад о суициде мы узнавали из прессы, телепередач, новостей и как правило, это было где-то очень далеко. То сегодня суицид совершают совсем рядом, в соседнем поселке, в соседнем доме, это наши воспитанники, наши ученики.
Суицид это не то, что появилось вчера или сегодня.
Суицид был во все времена. Тогда почему именно сейчас о нем заговорили активно. Да, в далеком прошлом суицид совершали люди более преклонного возраста, которые страдали тяжелой, неизлечимой, приносящей нестерпимую боль люди. Или люди, взрослые, состоявшиеся, но в силу определенных проблем и т.д. На сегодняшний день суицид совершают молодые люди, подростки. И из года в год суицид - молодеет.
Каковы причины подростковых самоубийств?
– Суицид – это следствие определенных обстоятельств. Есть ряд причин, которые приводят к трагедии. И главная причина – это социальное сиротство.
По статистике каждый второй родитель считает, что суицид — это уж точно не про его ребенка. Что с его-то ребенком все в порядке более или менее, у него все есть, а уж если он учится хорошо и делится какими-то событиями своей жизни и поводов для тревог у родителей нет.
Родители заняты, для них важно, чтобы их ребенок не болел, не голодал, был одет и ходил в школу, то есть учился.
Нередко такие взрослые считают себя прекрасными родителями, чуткими и понимающими, а отношениями с детьми — дружескими. Почти каждый уважающий себя родитель стремится дать своему чаду все блага цивилизации (телефоны, планшеты, новомодные вещи и т.д.). А взамен они просят успехи - похвальные грамоты, призер олимпиад и конкурсов и т.д.
Подростки — особые натуры. Повышенная ранимость, перепады настроения, перестройка всего, новая гамма разнообразных ощущений. Они остро все чувствуют, но далеко не всегда могут объяснить. Регулярно сталкиваясь с обесцениванием своих эмоций («не расстраивайся, это ли беда», «мне бы твои проблемы», «да чего ты плачешь, это ж ерунда», и прочие фразы, которые мы, родители, так часто говорим собственным детям), они закрываются в своей скорлупе и либо не желают вообще общаться на «душевные» темы, предпочитая переваривать все в себе, либо отделываются рассказами о пустяках, волнительное же оставляя «за кадром». Потому что не поймут. Отмахнутся. Заругают. Засмеют.
Вот характерные обращения подростков:
— Я думаю, что мои родители меня не любят. Они постоянно ругаются на меня, называют меня неумехой, говорят что из меня ничего не получится.
— Получила двойку за итоговую контрольную. Не хочу жить.
— Они не обращают на меня внимания, все время заняты работой или своими делами. Им нет дела до меня. если я умру, они только обрадуются.
— Я только им мешаю. И зачем я родился?
Это лишь крупицы из тысяч историй. А за ними одно. Жажда любви. Жажда принятия. Потребность быть нужным, любимым.
Осознаем ли мы постоянно эту потребность у своих детей?
Не откупаемся ли от них дорогими вещами, забывая, что главного не купишь? Не пестуем и взращиваем в детях чувство вины — «как тебе не стыдно, у тебя все есть, многие бы отдали все за частичку того, что у тебя есть»? Не припечатываем ли обидным словом, жгущим как клеймо? Не предвещаем ли ужасы нищенства, если ребенок учится недостаточно хорошо? Не отмахиваемся ли от их переживаний, считая лишь свои значимыми и важными? Не возмущаемся ли на этих «нарушителей порядка» за срыв нашей размеренной жизни, за то, что из-за них что-то идет не так?
Не получится предупредить суицид своего ребенка чисто внешними действиями — неусыпным контролем, практически насильным «разговором по душам», хождением по психологам с целью «исправить» ребенка. Нет, так проблемы не решатся, а лишь больше усугубятся.
Единственное, что мы можем, — исправиться сами. В первую очередь. Привести в порядок свою систему координат. Отделить важное от второстепенного. Научиться вести диалог с ребенком. ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ его, не упуская из внимания «мелочи» вроде как массового увлечения рисовать порезы на руках. Говорить о своих чувствах, о своей любви — искренне. Знать, чем он живет и дышит. Быть с ним... Поддерживать его, искренне сочувствовать его проблемам. давать ощущение того, что вам важен — именно он, ребенок, важен как личность. (Пусть даже это не такая личность, какую вы пестовали в своих мечтах.) Давать ощущение, что вам важен в первую очередь именно он, а не его достижения и успехи. И что вы будете любить его любым — богатым и бедным, счастливым и несчастным, успешным и неуспешным. Это должно не декларироваться, это должно БЫТЬ.
Нам повезло, что в наше время эти проблемы обсуждаются, а не утаиваются и замалчиваются. У нас богатейший выбор психологической литературы, которую можно скачать и в интернете, огромное количество психологов, дистанционные психологические курсы для родителей. Море информации, главное чтобы было желание искать ее, работать над собой. Изменяться. Учиться любить своего ребенка. Ведь в конце концов именно это — самое главное.
Поэтому, чтобы предотвратить подростковый суицид, родителям и воспитателям нужно:
* Начать неподдельно интересоваться жизнью подростка: его мышлением, внутренним миром, его интересами и увлечениями (его же соцсети вам в помощь);
* Постепенно (не резко) начать налаживать детско-родительские отношения в атмосфере любви и принятия (если ребенок уже подросток, то нужно наладить дружеские отношения, не с позиции я сверху — ребенок снизу, а на одном уровне);
* Если у ребенка выявятся какие-то внутренние эмоциональные или психологические проблемы, обратиться за помощью к специалистам (сперва без ребенка — его ни в коем случае насильно не тянуть на обследование и консультацию);
* Постепенно перейти на доверительный стиль общения (меньше давить на подростка…чем больше давите, тем больше будет сопротивление);
* Набраться терпения. Чтобы оно не кончилось и чтобы перейти на автоматическое воспитание без криков и наказаний, нужно самому родителю пройти психоанализ и избавиться от своих неосознанных негативных установок (формула простая: Счастливые родители — счастливые дети).
Важное понять и принять главное, пока не стало слишком поздно...
Западно-Казахстанская область
Теректинский район
с.Федоровка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.