Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с
ОВЗ
Зачем развивать внимание? Внимание – это
основа для успешного обучения и развития вашего ребёнка.
Хорошо развитое внимание поможет:
- легче усваивать школьную программу и быстрее выполнять
домашние задания;
- лучше запоминать новую информацию;
- стать более организованным и самостоятельным;
- улучшить общение со сверстниками.
Какие трудности с вниманием встречаются у
детей с ОВЗ?
- Быстрая утомляемость (сложно высидеть весь урок, трудно
заниматься одним делом больше 10-15 минут, к концу занятий внимание
значительно снижается).
- Отвлекаемость (реагирует на любой звук или движение, часто
переключается между делами, не может сосредоточиться в шумном помещении).
- Сложности с организацией (забывает, что нужно сделать,
теряет вещи, пропускает важные детали в заданиях).
Упражнения для развития внимания
1. "Графические диктанты Plus".
Нарисуйте на бумаге точку. Давайте инструкции: "Две
клетки вверх, одна вправо..." Усложняйте узор постепенно. Добавляйте
цвета: "Две клетки вверх красным карандашом..."
2. "Весёлый счётчик".
Покажите ребёнку страницу из книги. Попросите посчитать все
буквы "О". Затем в том же тексте – все буквы "А". Сравните
результаты.
Варианты усложнения:
- искать две буквы одновременно;
- считать слова определённой длины;
- находить слова на заданную букву.
3. "Сортировщик".
Насыпьте в контейнер фасоль двух видов. Ребёнок сортирует по
видам. Засеките время. В следующий раз пробуем быстрее!
Можно использовать также макароны разной формы, пуговицы
разного размера, бусины разного цвета.
4. "Хлопни – топни".
Взрослый называет животное – ребёнок хлопает, растение
– топает, что-то другое – молчит.
5. "Художник по памяти".
Взрослый показывает простой рисунок (30 секунд), а затем его
прячет. Ребёнок должен воспроизвести по памяти. Сравниваете с оригиналом.
В качестве стимульного материала можно использовать
геометрические фигуры, простые предметы, узоры из линий, мультяшных
персонажей.
Как правильно организовать занятие и сделать его
максимально эффективным?
- Начинайте с 10 минут, постепенно увеличивая время занятий
до 20-25 минут. Занимайтесь каждый день в одно и тоже время, лучшее после
того, как ребенок отдохнул.
- Место должно быть удобным и хорошо освещено. Помещение
лучше заранее проветрить и убрать отвлекающие факторы.
- Начинайте с простого. Идите от коротких заданий к длинным,
от крупных предметов к мелким, от медленного темпа к быстрому.
- Учитывайте интересы ребёнка: используйте любимых
персонажей, придумывайте игровые сюжеты, включайте любимые темы.
- Создавайте успешный опыт! Хвалите за старание, отмечайте
прогресс, обсуждайте результат. Желательно продумать систему поощрений или
наград.
- Обращайте внимание на признаки усталости и делайте перерыв
(ребенок начинает ёрзать, часто отвлекается, трёт глаза, делает больше
ошибок, теряет интерес).
- Старайтесь каждое занятие разнообразить. Добавляйте
движение ("найди и принеси", "собери по цвету",
"построй по схеме"). Используйте разные материалы (пластилин,
конструктор, мозаику, природные материалы и т.д.). Меняйте формат
(настольные игры, подвижные упражнения, творческие задания, компьютерные
развивающие игры).