Развитие внимания детей с тяжелыми нарушениями речи

  • Лекции
  • docx
  • 12.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Зачем развивать внимание? Внимание – это основа для успешного обучения и развития вашего ребёнка. Хорошо развитое внимание поможет: • легче усваивать школьную программу и быстрее выполнять домашние задания; • лучше запоминать новую информацию; • стать более организованным и самостоятельным; • улучшить общение со сверстниками.
Иконка файла материала Ребенок с ОВЗ. Развиваем внимание.docx

Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Зачем развивать внимание? Внимание – это основа для успешного обучения и развития вашего ребёнка. 

Хорошо развитое внимание поможет:       

  • легче усваивать школьную программу и быстрее выполнять домашние задания;
  • лучше запоминать новую информацию;
  • стать более организованным и самостоятельным;
  • улучшить общение со сверстниками.

   Какие трудности с вниманием встречаются у детей с ОВЗ? 

  1. Быстрая утомляемость (сложно высидеть весь урок, трудно заниматься одним делом больше 10-15 минут, к концу занятий внимание значительно снижается). 
  2. Отвлекаемость (реагирует на любой звук или движение, часто переключается между делами, не может сосредоточиться в шумном помещении).
  3. Сложности с организацией (забывает, что нужно сделать, теряет вещи, пропускает важные детали в заданиях). 

Упражнения для развития внимания 

1. "Графические диктанты Plus".  

Нарисуйте на бумаге точку. Давайте инструкции: "Две клетки вверх, одна вправо..." Усложняйте узор постепенно. Добавляйте цвета: "Две клетки вверх красным карандашом..." 

2. "Весёлый счётчик". 

Покажите ребёнку страницу из книги. Попросите посчитать все буквы "О". Затем в том же тексте – все буквы "А". Сравните результаты. 

Варианты усложнения:         

  • искать две буквы одновременно;
  • считать слова определённой длины;
  • находить слова на заданную букву. 

3. "Сортировщик". 

Насыпьте в контейнер фасоль двух видов. Ребёнок сортирует по видам. Засеките время. В следующий раз пробуем быстрее! 

Можно использовать также макароны разной формы, пуговицы разного размера, бусины разного цвета. 

4. "Хлопни – топни".

Взрослый называет животное – ребёнок хлопает, растение – топает, что-то другое – молчит. 

5. "Художник по памяти".

Взрослый показывает простой рисунок (30 секунд), а затем его прячет. Ребёнок должен воспроизвести по памяти. Сравниваете с оригиналом. 

В качестве стимульного материала можно использовать геометрические фигуры, простые предметы, узоры из линий, мультяшных персонажей. 

Как правильно организовать занятие и сделать его максимально эффективным?

  1. Начинайте с 10 минут, постепенно увеличивая время занятий до 20-25 минут. Занимайтесь каждый день в одно и тоже время, лучшее после того, как ребенок отдохнул.
  2. Место должно быть удобным и хорошо освещено. Помещение лучше заранее проветрить и убрать отвлекающие факторы.
  3. Начинайте с простого. Идите от коротких заданий к длинным, от крупных предметов к мелким, от медленного темпа к быстрому.
  4. Учитывайте интересы ребёнка: используйте любимых персонажей, придумывайте игровые сюжеты, включайте любимые темы.
  5. Создавайте успешный опыт! Хвалите за старание, отмечайте прогресс, обсуждайте результат. Желательно продумать систему поощрений или наград.
  6. Обращайте внимание на признаки усталости и делайте перерыв (ребенок начинает ёрзать, часто отвлекается, трёт глаза, делает больше ошибок, теряет интерес).
  7. Старайтесь каждое занятие разнообразить. Добавляйте движение ("найди и принеси", "собери по цвету", "построй по схеме"). Используйте разные материалы (пластилин, конструктор, мозаику, природные материалы и т.д.). Меняйте формат (настольные игры, подвижные упражнения, творческие задания, компьютерные развивающие игры).