Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Педагогический институт
Кафедра начального, дошкольного образования и социального управления
РЕФЕРАТ
Психология у детей младшего школьного возраста
по направлению подготовки 44.03.01 — Педагогическое образование
профиль Начальное образование
Преподаватель:
_____________Архиреева Т.В
«____ »______________2024г.
Студент группы 3251зо
_________Козлова А.А.
«____»______________2024г.
В возрастной психологии младший школьный возраст, пожалуй, один из тех возрастных периодов, психологические особенности которого изучаются давно и постоянно. При том что научных работ по психологии детей младшего школьного возраста много, тем не менее практически каждое новое исследование или обобщение в виде монографии или учебника по психологии младшего школьника будет актуальным.
Возрастные границы. В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6—7 до 9—10 лет1. Эта возрастная рамка определяется во многом социальными изменениями, существующими в современной системе образования, — поступлением ребенка в школу и переходом из начальной в среднюю школу. Изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых (родителей или лиц, их замещающих), появление новой значимой фигуры в жизни ребенка — учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений со сверстниками и ряд других перемен позволяют говорить о том, что младший школьный возраст — это не просто период присутствия ребенка на определенной ступени образования, а психологически и социально особенный период жизни. Дошкольное детство и младший школьный возраст имеют четкую социально определенную границу, как и младший школьный и подростковый возрасты. Начало и конец этого возрастного периода определяются именно сменой социальной ситуации развития [8].
В зарубежной психологии этот период может определяться как «среднее детство» [5], а его рамки могут быть более обширными — с 6 до 12 лет. Срединность этого периода понимается опять же между ранним (от 2 до 6 лет) и подростковым возрастом. При этом в зарубежной психологии приматом в развитии обычно считаются физические и когнитивные изменения, а уже потом психосоциальные. В отечественной психологии по отношению к младшему школьному возрасту принято говорить в первую очередь о психосоциальных изменениях.
В классической возрастной периодизации, сложившейся в русле культурно-исторического подхода и детально проработанной Д. Б. Элькониным, под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться [9].
Биологические (физиологические) детерминанты развития младшего школьника. В период младшего школьного возраста происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Этот период иногда называют вторым физиологическим кризом. В его основе лежит эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». По данным физиологов, примерно к 7 годам прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Эта физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. При этом темп и характер перестройки определяют индивидуальную динамику психического развития [2].
Важной составляющей психофизиологического развития младшего школьника является развитие произвольной регуляции движений и моторики. Как отмечает М. М. Безруких, к началу младшего школьного возраста в норме сформированы основные предпосылки для становления навыков письма — одного из самых сложных видов произвольного движения3. Собственно к 6—7 годам начинает формироваться навык письма на основе предшествующего опыта графической деятельности. Выделяют следующие этапы формирования сложно-координированных двигательных действий:
1) аналитический — несформированность моторной программы, освоение отдельных элементов действий с поэлементной регуляцией и нестабильностью исполнения. Ребенок сосредоточенно выводит отдельные буквы или сочетания букв, зачастую проговаривая их вслух. Это характерно для детей 6—7 лет;
2) синтетический — объединение отдельных элементов моторных движений в целостное действие, но при нестабильных временных и качественных характеристиках и высоком мышечном напряжении. Ребенок начинает писать словами, но очень сосредоточенно, полностью фиксируясь на регуляции действия письма. Этот этап дети проходят с разным темпом, но обычно в 7—8 лет;
3) автоматизации — произвольная регуляция основных параметров движения при варьировании темпа, скорости, качества письма. Ребенок может спокойно писать, уделяя внимание уже не самому процессу моторного действия, а смысловому содержанию. Этот этап обычно достигается к 9—10 годам [2].
Каждая культура выстраивает свою возрастную стратификацию и обладает специфическим возрастным символизмом, который, согласно И. С. Кону, включает следующие взаимосвязанные элементы:
1) нормативные критерии возраста;
2) аскриптивные возрастные свойства, или возрастные стереотипы;
3) символизацию возрастных процессов;
4) возрастные обряды;
5) возрастную субкультуру [4].
Культура задает возрастные понятия и категории в представлениях о человеке в мире. При этом различным критериям возраста (биологические, календарные, социокультурные, психологические) по-разному уделяется внимание в конкретной культуре. Определенному возрасту предписываются нормы, свойства и характеристики, различные в истории культур и этносов, которым человек, принадлежащий определенной культуре, старается следовать. Понятие «возраст» неразрывно связано с понятием «поколение» [3].
Детство во многих культурах рассматривается как начало жизненного пути личности. Но при этом понятия «ребенок» и «детство» имеют различное содержательное наполнение, несут различные концепты в системе отношений разных времен и культур. Это выражается и в специфике атрибутики детства (пространстве, предметах, символах, текстах); и в том, какая существует культура взрослых для детей (образцы и средства целенаправленного развития личности ребенка); и в том, насколько выражена детская субкультура (в какой мере она самостоятельна или обусловлена культурой взрослых); и какие существуют обряды детства (культурные средства развития личности в конкретике социокультурных условий) [1].
Как отмечает И. С. Кон, для большинства народов возрасту 5—7 лет (в некоторых культурах, например, у бурят — 8 лет) придается особое значение возрастного перехода. До этого возраста ребенок понимается как особое существо, еще не соотносимое со взрослым, к которому предъявляются определенные требования, ожидания, предписания [4]. С возраста 5—7 лет детям начинает передаваться ответственность по присмотру за более младшими детьми, хозяйством, скотом и т.д. Считалось, что к этому возрасту дети «входят в разум», способны принимать социальные роли и нести ответственность. Именно это свойство отметил и Л. С. Выготский, говоря о потере непосредственности детьми к 7 годам. С возраста 5—7 лет в большинстве культур начинает присутствовать выраженная гендерная сегрегация и дифференциация в общении по полу. Если до этого возраста дети разного пола могли расти вместе, то дальнейшее взросление происходило чаще всего по раздельным группам девочек и мальчиков. И за воспитание девочек отвечали исключительно женщины, а мальчиков — мужчины. В ряде традиционных культур между родами могли к 7 годам проходить сговоры о браках между детьми этого возраста, а к концу переходного возраста — 11—12 годам — уже могли совершаться собственно браки. Например, распространенным явлением в прошлом у коренных народов Саяно-Алтая были чрезвычайно ранние браки [7].
Адаптация к школе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация: динамика и трудности. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Напряженность этого периода связана, прежде всего, с тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Адаптация рассматривается большинством авторов как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и как результат этого процесса. Выделяют три основные формы адаптации к внешней среде:
1) поиск среды, которая наиболее благоприятна для жизни и реализации значимых потребностей (поиск среды по себе);
2) изменения, которые субъект совершает для приведения среды в соответствие со своими потребностями (изменение среды под себя);
3) внутренние психологические изменения, с помощью которых он приспосабливается к среде (изменение себя под среду) [6].
Список литературы
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999 ; Мид М. Культура и мир детства. М. : Наука, 1988 ; Кон И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие. М. : Академия, 2003.
2. Безруких М.М. и др. Б39 Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
3. Бочаров В. В. Антропология возраста. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
4. Кон И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие. М. : Академия, 2003. С. 74.
5. Крайг, Грейс. Психология развития: [учебное пособие] - Москва [и др.] : Питер, 2004. - 939 с.
6. Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса / под ред. В. И. Медведева. Л. : Наука, 1984. С. 3—16.
7. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество / отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск : Наука, Сибирск. отд., 1989.
8. Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб. : Алетейя, 2000.
9. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. С. 406—413.
10.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.