Сочинение по рассказу Вячеслава Козлова «Учитель»
Выполнила: Прутова Татьяна Сергеевна
«Вы нас не труду учили, вы нас жизни учили», - эти слова произнес взрослый, состоятельный ученик своему старому учителю рассказе «Учитель». Учитель, это очень сложная, ответственная работа, ведь настоящий учитель не только преподает какой-то определенный предмет, но и учит жизни: делится опытом, помогает в тяжелых ситуациях советом, наставляет на верный путь в жизни и каждому ребенку отдает частичку своей души.
Рассказ построен в виде диалога между учеником и учителем. Читая это произведение, практически в каждом абзаце я увидела актуальные проблемы современности.
Первая проблема, которая очень ярко представлена в произведение это проблема отношения взрослых учеников к учителям. Человек, который прожил всю жизнь в кругу детей и для детей, на склоне лет остается забытым и одиноким. Так и случилось с героем Иваном Макарычем, в день рождения, к которому из всех учеников пришел его поздравить только один. Всю горечь, печаль Ивана Макарыча Козлов показывает в строчках, которые произносит учитель: «Какое уж тут процветание. Ну, все равно, спасибо, спасибо, не забыл. А кроме тебя-то никто и не заходит. Значит, никчемным учителем я был, плохо учил вас». А Никифоров, это тот самый единственный ученик, который не забыл об учителе, оправдывает эту ситуацию современным временем. Автор пытается донести до читателя то, что нужно внимательно относиться к учителям, когда мы вступаем во взрослую жизнь. Не время виновато, а люди, которые живут в нем, люди стали черствыми, безразличными к судьбе других людей, им интересна только своя жизнь и свои проблемы. Как писал Андрей Дементьев:
Не смейте забывать учителей!
Они о вас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут ваших возвращений и вестей.
Следующая проблема это роль учителя в жизни ученика. У каждого человека в памяти остался учитель, который так или иначе повлиял на мировоззрение человека и сыграл важную роль в его жизни. Суметь помочь, направить, заинтересовать, зажечь, как это сделал Иван Макарыч в отношении своего ученика Коли Дубовицкого, может не каждый. Тогда, на уроке труда, Николай предложил просверлить квадратную дырку. На что учитель сказал, что квадратного сверла не существует. Эти слова Макарыча повлияли, на то, что в будущем Николай создал устройство для сверления квадратных отверстий. Он стал богатым человеком. Козлов не один рассматривал проблему роли учителя в жизни учащихся. Например, в произведении «Уроки французского» Валентина Распутина учительница французского языка Лидия Михайловна помогла мальчику не остаться голодным, играя с ним в игру «пристенку» на деньги, и специально проигрывая мальчику.
Козлов в своем рассказе повествует о проблеме отношения власти к простому народу. Учитель по молодости работал с маленькими детьми, в школе было холодно, и дети мерзли, тогда педагог решил пойти к властям, чтобы решить этот вопрос, но придя туда, он увидел непристойную картину, как чиновники, распивая бутылку, сидят в теплой комнате. Разочаровавшись и не найдя решения этой проблемы он начал воровать уголь, чтобы протапливать школу. «Власть», не разобравшись в ситуации, что человек воровал уголь на благо детям, посадила его на 7 лет в тюрьму. За что Иван Макарыч оказался за решеткой? За желание обеспечить детям нормальные условия для обучения? Проще закрыть на это глаза и убрать неугодных?
Также в этом рассказе присутствует проблема отношения к религии, к искусству, к труду и многие другие. Мне очень понравился этот рассказ, автор хорошо передал все чувства произведения. Оно о многом заставляет нас задуматься и переосмыслить свои жизненные ценности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.