Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п.Шимск
имени Героя Советского Союза А.И.Горева
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/________________
____________г. |
|
УТВЕРЖДЕНА приказом от ___________г. №_____ директор _________/_____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса «Сенсорное развитие»
3 ступень (МК 7 – 9 класс)
на 2020 -2021 учебный год
Составитель: Богданова Е. С.,
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ» п. Шимск имени Героя Советского Союза А. И. Горева в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, с учётом рекомендаций ПМПК, индивидуальных возможностей и состоянием здоровья обучающихся.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
- развитие интереса к изобразительной деятельности;
- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
- формирование умений пользоваться инструментами на доступном уровне;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
- развитие художественно-творческих способностей;
- формирование простейших эстетических ориентиров в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Место коррекционного курса «Сенсорное развитие» в учебном плане
В учебном плане коррекционный курс по «Сенсорному развитию» представлен с расчетом 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые личностные результаты:
· сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
· сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
· сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
-умение наблюдать за предметно – манипулятивной деятельностью педагога;
-умение прослеживать взглядом(наблюдать): движущие близко расположенные предметы; движение предмета за экраном;
-умение ожидать появление предмета из – за экрана в определенном месте, двух местах;
- умение находить знакомый предмет из 2-3 незнакомых, парные предметы;
- умение выбирать предмет по названию;
- умение соотносить предмет с его изображением;
- умение узнавать и различать цвет объектов; называть цвет предметов;
- умение локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука;
- умение прослеживать за перемещающимся источником звука;
- умение локализовать неподвижный (удаленный) источник звука;
- умение соотносить звук с его источником;
- умение находить одинаковые по звучанию объекты;
- адекватная реакция на соприкосновение с различными материалами (вода, крупа, клейстер);
-умение различать материалы по температуре, влажности;
- адекватная реакция на положение тела горизонтальное и вертикальное , частей тела;
- адекватная реакция на запахи растений, ароматических составов, овощей, фруктов;
-умение узнавать и различать объекты по запаху (апельсин, лимон, яблоко);
-адекватная реакция на продукты;
- умения узнавать и различать продукты по вкусу.
Содержание коррекционного курса
Зрительное восприятие (29 часов).
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (заводные игрушки). Ожидание появления игрушки из- за экрана в определенном месте; в двух определенных местах. Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Нахождение знакомых предметов среди 2-3 незнакомых. Выбор игрушки, которую назвал педагог из 2-3 других. Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождении в классе. Узнавание (различение), нахождение показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
Цвет объектов (узнавание и различение): нахождение идентичного предмета по цвету (основные цвета) без называния цвета; различение, группировка двух контрастных цветов; соотнесение цвета предмета с эталонами цвета; выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции; словесное обозначение цвета.
Слуховое восприятие (15 часов).
Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне уха, плеча, талии. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Восприятие звуков. Соотнесение звука с его источником: бытовые шумы (стук, звон, скрип и т. д.), звуки природы (шум дождя), домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, петух), музыкальных инструментов (погремушка, бубен, шумелка). Нахождение объектов одинаковых по звучанию (музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки, наполненные разным содержимым).
Кинестетическое восприятие (13 часов).
Выполнение движений и поз головы по показу; движения и позы верхних и нижних конечностей; горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных ощущений. Адекватная реакция на положение тела. Соприкосновение с материалами (вода, крупа, клейстер); различными по температуре (холодный, теплый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий), влажности (мокрый, сухой). Адекватная реакция на соприкосновение с материалами. Различение материалов по характеристикам: по температуре, влажности.
Восприятие запаха (6 часов).
Стимулирование обонятельной чувствительности запахами растений (мята, сосна и др.), ароматическими составами (духи, одеколон). Характерные запахи овощей, фруктов (апельсин, лимон, яблоко). Различение по запаху.
Восприятие вкуса (5 часов).
Вкусовые качества: апельсин, лимон, яблоко. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств (сладкий, кислый).
Тематическое планирование:
№ |
Название темы раздела |
Количество часов |
1 |
Зрительное восприятие. |
29 |
2 |
Слуховое восприятие. |
15 |
3 |
Кинестетическое восприятие. |
13 |
4 |
Восприятие запаха. |
6 |
5 |
Восприятие вкуса. |
5 |
Календарно – тематическое планирование по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» - 68 часов
№ п/п |
Тема урока |
Кол –во часов |
Дата |
|
Зрительное восприятие. |
|
|
1 |
Наблюдение за движущимися заводными игрушками. |
1 |
|
2 |
Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте. |
1 |
|
3 |
Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. |
1 |
|
4 |
Ожидание появления предмета в двух определенных местах. |
1 |
|
5-6 |
Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. |
2 |
|
7-8 |
Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. |
2 |
|
9-10 |
Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе. |
2 |
|
11-12 |
Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. |
2 |
|
13-14 |
Соотнесение предмета с его изображением на картинке. |
2 |
|
15 |
Нахождение идентичного предмета по цвету (основные цвета) без называния цвета. |
1 |
|
16-18 |
Различение, группировка двух контрастных цветов. |
3 |
|
19-21 |
Соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. |
3 |
|
22-24 |
Выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции. |
3 |
|
25-27 |
Словесное обозначение цвета |
3 |
|
28-29 |
Обобщение и классификация предметов по признаку цвета. |
2 |
|
|
Слуховое восприятие. |
|
|
30 |
Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне уха (плеча, талии). |
1 |
|
31 |
Локализация неподвижного удаленного источника звука. |
1 |
|
32 |
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. |
1 |
|
33-34 |
Соотнесение звука с его источником: бытовые шумы. |
2 |
|
35-36 |
Соотнесение звука с его источником: музыкальные игрушки. |
2 |
|
37-38 |
Соотнесение звука с его источником: звуки природы. |
2 |
|
39-40 |
Соотнесение звука с его источником: звуки домашних животных. |
2 |
|
41-42 |
Нахождение объектов одинаковых по звучанию (музыкальные инструменты). |
2 |
|
43-44 |
Нахождение объектов одинаковых по звучанию («шумящие» коробочки). |
2 |
|
|
Кинестетическое восприятие. |
|
|
45-46 |
Движения и позы головы, верхних и нижних конечностей |
2 |
|
47 |
Горизонтальное (вертикальное) положение тела. Упражнения на смену положения тела. |
1 |
|
48 |
Соприкосновение с материалами: вода. |
1 |
|
49 |
Соприкосновение с материалами: крупа. |
1 |
|
50 |
Соприкосновение с материалами: клейстер |
1 |
|
51 |
Соприкосновение с материалами различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий). |
1 |
|
52 |
Соприкосновение с холодным и теплым материалом. |
1 |
|
53-54 |
Различение материалов по температуре (холодный, горячий). |
2 |
|
55 |
Соприкосновение с мокрой и сухой поверхностью. |
1 |
|
56-57 |
Различение материалов по влажности (мокрый, сухой). |
2 |
|
|
Восприятие запаха, вкуса. |
|
|
58 |
Стимулирование обонятельной чувствительности запахами растений (мята, сосна и др.). |
1 |
|
59 |
Стимулирование обонятельной чувствительности ароматическими составами (духов, одеколонов). |
1 |
|
60 |
Запах: апельсин, лимон. |
1 |
|
61 |
Запах: яблоко |
1 |
|
62-63 |
Различение объектов по запаху. |
2 |
|
64-65 |
Вкусовые качества: апельсин, лимон. |
2 |
|
66 |
Вкусовые качества: яблоко. |
1 |
|
67-68 |
Различение по вкусу (сладкий, кислый). |
2 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.