Эссе «Поликультурное образование»
Детство – это то, что даётся каждому из нас лишь на небольшой промежуток времени, это – то чувство, которое мы нежно оберегаем на протяжении всей жизни и бережно передаём следующему поколению. Именно по этой причине, мы ответственны за то, что сохранится на всю жизнь в сознании наших воспитанников и что они донесут до своих детей. Поэтому необходимо научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.
Усиление взаимодействия стран и народов, их сближение - логичное развитие современного мира. Расстояние между странами и континентами становится все меньше с помощью современных технологий, а транснациональные корпорации стимулируют миграцию рабочей силы, расширяя производство и рынки товаров до глобальных размеров.
Глобализация мира достаточно парадоксальное явление. На первый взгляд, оно несет в себе объединение народов в различной деятельности, ускорение научно-технического прогресса, разрушение исторических барьеров между народами, но наряду с этим стирается этническое и культурное своеобразие народов, что не может не вызвать их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры.
Об актуальности поликультурного образования говорят значительные изменения во всех сферах социальной жизни человечества. Важная проблема российской школы представляет собой проблему воспитания у школьников такого важного интегративного качества личности как толерантность. Толерантность, понимая в самом обобщенном виде, как «искусство жить с другими людьми» (А. Г. Асмолов), выражается в способности человека принимать и уважать культурные различия, в готовности вести конструктивный диалог с окружающими, в умении договориться по спорным вопросам.
Проблема поликультурного образования приобретает особую важность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе.
Сегодняшняя реальность требует от педагога, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Именно поэтому проблема поликультурного образования постепенно привлекает все большее внимание отечественных педагогов. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов.
В условиях современного мегаполиса, где проживает множество непохожих по происхождению, национальности, вероисповеданию, языку, культуре, поведению, взглядам на жизнь горожан, необходимость решения означенной проблемы повышается многократно.
Люди, у которых веками складывалась психологическая структура различий «свой - чужой», «я - не я», психологически не готовы мирно и продуктивно жить и трудиться в полиэтничной среде.
Растущее осознание мировой общественностью обострения противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, выдвинуло на первый план направления развития поликультурного образования и воспитания подрастающих поколений.
Основными направлениями поликультурного воспитания в ведущих странах мира, являются: билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Проблема межнациональных отношений в крупнейших российских мегаполисах в последнее время резко актуализировалась. Особое место в этом вопросе отводится образованию: именно сфера образования играет главную роль во включении мигрантов в социальное и культурное пространство принимающей страны.
Педагогика формирования культуры межнационального общения занимается вопросами воспитания российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости и видит фундамент подобного воспитания во взаимосвязи местного, национального, общенационального и всечеловеческого компонентов образования.
Наличие поликультурного компонента в воспитательной системе позволяет стимулировать интерес учащихся к новому (другому) и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Оно служит успешной коммуникации и позволяет приобщаться к различным способам мышления, поведения.
Поликультурное воспитание должно быть направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию школьников, и установлению между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.
Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Поликультурное воспитание дает возможность стать толерантными в отношении иных субкультур, непримиримым к дискриминации и расизму.
Задачи национального воспитания понимается нами как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения; ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов. Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.
В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее — к российской и мировой.
Ребенку должна быть предоставлена возможность обучения на родном или родственном ему языке, а также право выбора языка обучения.
В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и, в конечном счете, способствовать расширению социальной мобильности личности.
Вместе с тем необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим образцам зарубежной культуры, которая насаждает бездуховность, цинизм, жестокость, меркантилизм.
Таким образом, поликультурное воспитание с этих позиций - это воспитание и образование в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Главная цель поликультурного воспитания в такой среде состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.