ЭССЕ «ПСИХОЛОГ БУДУЩЕГО»

  • docx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эссе.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД «ЛУЧИК»

 

 

ЭССЕ

«ПСИХОЛОГ БУДУЩЕГО»

 

 

 

Педагог – психолог:

Швенк Е.В.

 

 

п.Садовый 2019

    Для работы психологов напи­саны программы, созданы инно­вационные проекты, разработа­ны методические рекомендации. Все это, несомненно, помогает в организации психологической службы, определении главных целей и задач, разработке разви­вающих и коррекционных стра­тегий. Тем не менее, продуктивная деятельность психолога в дошкольном учреж­дении возможна только при постоянном целенаправленном сотрудничестве с педагогами. Даже если психолог имеет боль­шой запас теоретических знаний, практических умений и огром­ное желание работать, он не сможет добиться значимых ре­зультатов без деятельной актив­ной поддержки педагогического коллектива и каждого педаго­га в отдельности.

     Поле деятельности психолога в ДОУ довольно обширно. Он проводит адаптационную, разви­вающую, коррекционную и ди­агностическую работу с детьми, консультирует родителей и пе­дагогов по вопросам развития и воспитания, активно участвует в организации и проведении лю­бых мероприятий. Много детей нуждается в той или иной сте­пени в помощи психолога. Не углубляясь в причины явления, нужно отметить, что сейчас в детских садах растет число детей с нарушениями поведения в виде агрессивности, тревожности, стра­хов, расторможенности, эмоцио­нальной неустойчивости. Всем без исключения дошкольникам тре­буется развивающее общение с психологом, осуществляемое на групповых занятиях. В детский сад постоянно прибывают новые дети, нуждающиеся в адаптаци­онной поддержке.

     Число детей, с которыми ра­ботает психолог, достаточно ве­лико, а задач, решаемых им в процессе своей работы, еще боль­ше. Поэтому время, которое он в состоянии уделить каждому ре­бенку, бывает недостаточным для достижения положительного ре­зультата в развитии или коррек­ции. Здесь без заинтересованного, понимающего, психологически компетентного педагога никак не обойтись. Любые коррекционное  или развивающее упраж­нение, установка, спроектирован­ная модель общения, предлага­емые ребенку на занятии, не внесут каких-либо положитель­ных изменений в его мировос­приятие, поведение, если не бу­дут подкреплены в практической деятельности ребенка, т.е. не бу­дут поддерживаться и направ­ляться находящимся рядом с ним педагогом. Именно он, взяв на вооружение знания психолога, уяснив необходимость коррекционно-развивающего воздей­ствия, в совместной психолого-педагогической работе может добиться эффективных измене­ний в развитии и поведении ребенка.

      Цель работы и педагогов и психологов — сохранение и ук­репление здоровья детей, содей­ствие их своевременному гар­моничному развитию. Поэтому взаимодействие и взаимопони­мание сторон изначально обус­ловлено общностью целей и задач. Тем не менее, на практике психологу часто приходится сталкиваться с непониманием и неприятием своей работы. Часть педагогов следует собственно­му убеждению в том, что дея­тельность психолога должна быть ограничена его обособлен­ной работой с детьми и любые предложения по внесению из­менений или дополнений в вос­питательно-образовательный процесс вызывают у них не­приятие. Другие восторженно воспринимают психолога, счи­тая его кем-то вроде Чумака или Кашпировского. Однако, убеждаясь в том, что это не так, что психологическая помощь это не одномоментный сеанс, а дол­гая и кропотливая работа, разо­чаровываются и начинают нео­хотно сотрудничать с психоло­гом. В основном такое отношение педагогов к психологам обус­ловлено недостаточной психо­логической компетентностью, отсутствием опыта практичес­кого общения с ними, низким уровнем профессионального са­мосознания. Поэтому самым главным этапом работы психолога в ДОУ должна быть организация конструктивного, продуктивно­го и систематического взаимо­действия с педагогическим кол­лективом.

В настоящее время предъяв­ляется много требований к личностным и профессиональ­ным качествам педагога. Это связано с осоз­нанием непосредственного и существенного влияния, которое педагог оказывает на личность ребенка, его эмоциональное со­стояние и динамику развития. Психолог может помочь педа­гогу выработать на основе его индивидуальности оптималь­ный стиль взаимоотношения с детьми.

Практически каждый человек, в том числе и педагог, имеет много внутренних предубежде­ний, комплексов, не позволяю­щих ему раскрыть свои способ­ности, проявить их в професси­ональной деятельности. Часто педагог даже не знает о суще­ствовании таковых, он неплохо справляется с профессиональны­ми обязанностями, исходя из наработанного опыта и получен­ных знаний, и уверен в том, что использует свой личностный и профессиональный потенциал полностью. В средних и высших учебных заведениях, которые го­товят специалистов для образо­вания, студентам дается широ­кий спектр знаний, необходимых для работы с детьми. Реализовать на практике полученные теоре­тические знания мешают неуве­ренность в себе, опасение сделать что-то отличное от других и быть не понятым и не принятым в коллективе. Поэтому воспита­тели нередко строят педагогичес­кую деятельность, ориентируясь на запросы администрации, а не на собственные возможности и способности.

Работа педагога требует по­стоянного творческого подхода в общении с детьми. Чтобы вос­питать и научить ребенка, за­жечь в нем искру добра и любви к окружающему миру, мы дол­жны быть услышаны им, ребе­нок должен не только понять нас, но и принять всем сердцем. Утвердиться в обществе детей, стать своим человеком может только педагог, умеющий не­принужденно и искренне об­щаться, обнаруживая в себе для других скрытые в рамках ус­ловностей качества. В каждом взрослом живет «ребенок». Он бывает капризным, вздорным, упрямым, но всегда светлым и сердечным. Взрослые стараются скрыть его от окружающих, руководствуясь правилами соб­ственного возрастного и про­фессионального статуса, выстра­ивая,  таким образом, четкую границу во взаимоотношениях с детьми. Эта позиция не дает возможности глубоко понять чувства, эмоции и поведение ребенка, а «встать рядом» так, чтобы не потерять авторитета и уважения детей, взрослый иног­да просто не умеет. Тем не ме­нее,  ему для этого нужно совсем немного — просто оставаться самим собой. Решить эту непро­стую задачу самопревращения педагога-исполнителя в творчес­кую личность, как раз может помочь психолог.

Профессиональный и лично­стный рост — индивидуальное дело каждого отдельного педагога. Всегда были и есть люди, кото­рые стремятся добиться в жиз­ни и работе больших, значимых результатов. Такой человек готов к переменам, трудностям, ожида­ющим его, в том числе и в раз­витии собственной личности, а кто-то ценит спокойствие, посто­янство и комфорт.

У каждого человека свой путь вхождения в психологию, и он бывает разным. В любом случае психолог должен проявить внимание, такт и уважение права на собствен­ную позицию по отношению к каждому члену педагогическо­го коллектива. Главным в обще­нии должен быть принцип «не навреди». В любой рабочей груп­пе есть сильные, активные уча­стники и пассивные слушатели. Их процентное соотношение бывает различным, но, как пра­вило, более инициативные заря­жают своей энергией и желани­ем работать остальных. Если такого не случилось, психолог должен твердо понимать, что это не его недоработка. Нельзя по­мочь человеку, не принимающе­му помощи. Результат работы психолога с этой категорией пе­дагогов — получение ими общих знаний в области психологичес­кого просвещения.

Франсуа де Ларошфуко ска­зал: «Мало обладать выдающи­мися качествами, надо еще уметь ими пользоваться». Психолог может помочь в этом, чтобы пе­дагоги поняли свои возможно­сти и способности, поверили в собственные силы, осознали свой педагогический и личностный потенциал и смогли реализовать его на практике.