Эссе. Развитие драматургии 18 века. Зарождение сентиментализма и реализма в литературе
Герои изначально условны, вместе с тем их действия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передающими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь некими собирательными образами, они чувствуют, размышляют и действуют, как личности.
В русских народных пьесах характеры героев редко показаны в развитии. Если речь и идёт о развитии, то скорее о физическом: родился, вырос, стал богатырём. В пьесах 18 века у героев развиваются именно характеры, хотя это даётся достаточно условно и проявляется в простых действиях, как у детей.
И сюжет пьес построен как серия картин или сцен. Пейзажи изображены как декорации. На их неподвижном фоне всё движется, идёт, бежит.
Добро и зло тоже чётко разведены, как и герои – положительные и отрицательные. Вполне в духе фольклора. Но при этом отрицательные персонажи вызывают смех и даже некоторое сочувствие, поэтому непримиримый конфликт между героями развивается легко и весело.
Широко используется в русской пьесе 18 века комизм положений – самая доступная форма комического. Например, очень смешно зрелище, когда свирепый герой становится беспомощным и жалким.
Используется и речевой комизм, наиболее ярко проявляющийся в диалогах.
Следовательно, писатели 18 века бережно сохраняли лучшие традиции народной пьесы и развивали их.
В 1720-40-е гг. в России бурно развивалось театральное любительство среди разных слоёв общества – от придворных до крепостных. Школой для них становились представления иностранных актёров и трупп, выступавших как на придворной, так и на «вольной» (городской) сценах.
Все чаще, начиная с 1740-х гг. любительский русский театр стал привлекать кадетов. Знаменитые В. Тредиаковский и А. Сумароков ставили свои пьесы в русле классицистической традиции. М. Ломоносов также писал для придворного тетра пьесы. М. Ломоносов разработал систему стилей, многое сделал для реформирования языка и жанровой системы, театр развивался под руководством классицистов.
Кадетский театр стал связующим звено и отправной точкой для развития профессионального театра. Сумароков стал первым руководителем первого русского театра, который был построен англичанином М. Г. Медоксом, театр был назван Петровским.
С этого момента театр России стал активно развиваться в рамках классицизма, жанровое своеобразие открыло публике не только драмы, но и трагедии, и комедии.
Рождались совершенные образцы сатирической комедии – «Бригадир» (1770), «Недоросль» (1782) Д. И. Фонвизина, «Ябеда» В. В. Капниста (1798). В 1770-х гг. возник новый жанр русской комической оперы – «Анюта» М. И. Попова (1772), «Розана и Любим» Николева (1778), «Мельник – колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова (1779), «Несчастье от кареты» (1779) и «Сбитенщик» (1783) Княжнина, «Санкт-Петербургский гостиный двор» М. А. Матинского (1782).
Классицизм как направление дал дорогу сентиментализму, в это время были написаны так называемые «слезные комедии». Так буквально менее, чем за два столетия, Россия нагнала жанровое разнообразие, профессионализм написание и игры актёров и развитие литературного направления. Европейские традиции не были уже образцом для подражания, у нас было множество своих самородков, прекрасных шедевров, древнерусская литература с канонами, отсутствием смеховой традиции, индивидуализации и авторства окончательно уступила место разносторонним характерам, узнаваемому стилю драматургов, актеров.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.