|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Эссе «Школьная неуспеваемость и здоровьесберегающая технология
на уроках»
Выполнила:
студентка Ш-32 группы
Годяцкая Алина
Преподаватель: Карасева Л.П.
Ейск, 2020
Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
Типы неуспевающих учеников:
1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.
2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.
Каждый ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, интерес, способности, темперамент, характер личности. Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Так же неуспеваемость учащегося может быть связана с его здоровьем.
Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии и гигиены и охраны здоровья детей и подростков констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходиться на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов. И около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической либо функциональной патологией. Многие научные исследования доказывают, а практика подтверждает, что эффективно начинать учебу в школе могут только здоровые дети.
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.
Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, - это:
· условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
· рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
· соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
· необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В связи с этим можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:
I. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
II. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
III. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
IV. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
Таким образом на уроках русского языка и чтения необходимо знакомить учащихся с правилами культуры чтения и письма, формировать гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение тетради, учебника) в ходе урока использовать стихи, пословицы, поговорки здоровьесберегающей направленности.
На уроках окружающего мира давать практические задания: измерить температуру воздуха в классе с помощью термометра и соотнести с нормами, правильно организовать свой режим дня. На уроках технологии знакомить с правилами безопасности на уроках.
За счет этого повысится рост мотивации к изучаемым предметам. Отношение к учебным предметам изменится в лучшую сторону. На первом месте основные предметы, что говорит о заинтересованности и высокой мотивации к учению.
Во время уроков регулярно проводить физкультминутки, игровые двигательные упражнения с карандашом, газетой, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно - двигательной системы и мышц глаз, осанки.
Физминутки проводит на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Обеспечиваю позитивный эмоциональный настрой.
При помощи дыхательных упражнений помогать повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
Для проведения оздоровительных минуток использовать различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать их интересными и разнообразными. Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья.
Для профилактики простудных заболеваний проводить классные часы и беседы на темы профилактики простудных заболеваний.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов, увеличивает мотивацию к изучению нового материала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.