Эссе «Современное воспитание – территория возможностей»
Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
— Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу.
Пришел человек к прозорливцу и говорит:
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую?
Посмотрел на него прозорливец и говорит:
— Все в руках твоих!
/Притча/
Школа — самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, каждый миг - это поиск чего-то нового. Здесь всегда надо торопиться, спешить стать интересным для окружающих, оставаться интересным всегда, дарить окружающим энергию, знания, умения, торопиться узнать новое.
Главные жители этой страны – дети. Родители доверяют нам –
учителям самое дорогое, своих детей. Ведь именно от нас, учителей, зависит, как
сложится их школьная жизнь. Мы должны помнить не только о тепле своих рук, но и
о тепле своей души. Поэтому всегда стараюсь создавать такую атмосферу в классе,
чтобы дети постоянно впитывали доброту, заботу, чуткость, внимание,
понимание. Чтобы школа была для них убежищем от всего злого, что их может
окружать, чтобы они шли в класс с радостью. Для этого необходимо создавать для
каждого ребенка ситуацию успеха. Именно в создании атмосферы комфортности
обучения и воспитания я вижу свою роль. Умение увлечь учеников, как мне
кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому стремится каждый учитель.
Именно дети научили меня принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к
ошибкам других, но требовательней к самой себе. И мы вместе совершаем открытия,
заглядываем в прошлое, узнаем настоящее, мечтаем о будущем. Стараюсь постоянно
помогать ученикам обнаруживать «чудеса». Они спорят, спрашивают, высказывают
свои мнения, и поэтому я учу детей не бояться задавать учителю и ребятам
вопросы. И мы вместе ищем ответы. И каждый ребенок должен найти на них ответы.
А моя задача – выявление и развитие всех сильных сторон личности воспитанника,
внушение каждому из них сознания его собственной неповторимости, побуждение его
к самостоятельности, к тому, чтобы стать творцом самого себя.
Детство – это не период подготовки к
будущей жизни. Это часть всей жизни. Ребята получают первый опыт решения
возникающих проблем, учатся жить и работать в обществе, познавать себя и
окружающий мир.
Важно заинтересовать ребенка, чтобы
школа стала для него вторым домом, территорией открытий и возможностей. Каждый
день ученика стал открытием новых знаний, новых сторон его личности. А роль
классного руководителя создавать педагогическое пространство для развития
личности ребёнка и для обогащения его внутреннего мира.
Человек – природное существо, и его развитие и
совершенствование в основе своей имеет природу биологическую. И « ...все усилия
при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите своих воспитанников любить
поле, птиц и цветы.» /Д.Рескин,
англ.писатель XIX века./. Классом мы ежегодно участвуем в различных
мероприятиях, направленных на экологическое воспитание: реализуем проекты,
акции, в ходе которых привлекаем участие всех учащихся начальной школы.
Например, проект «Покормите птиц зимой!», фотоконкурс «Красота зимы Алтайской»
и др.
Самая большая для человека ценность – здоровье. И основная задача классного руководителя – сохранение и укрепление здоровья детей. Во время проведения Дней Здоровья мы выпускаем стенгазеты о здоровье, участвуем в конкурсах рисунков, обязательно проводим различные спортивные мероприятия с участием родителей и обучающихся! «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др., являемся участниками городских и краевых конкурсов по пожарной безопасности.
Любовь к Родине входит в нас с молоком матери, и с годами наполняет наши сердца особым чувством. Но это чувство не приходит само по себе, оно впитывается всем укладом существующей действительности, а так же на доблестях и славе Отечества. Время заставляет поколение, не знавшее прошлых времен, задуматься, обращаясь памятью к прошедшим годам. И здесь нам помогают не только родители, но и бабушки, и дедушки. Они становятся участниками различных мероприятий, акций. Например, исследовательский проект «Я помню! Я горжусь!» помог семьям узнать больше информации о своих членах – участниках Великой Отечественной войны и локальных войн. О результате работы напоминает фотогалерея, оформленная в коридоре школы.
В основу социально-педагогического проекта «Окно в прошлое» (2 место в городском конкурсе музейных
экспозиций) заложена идея гражданско-патриотического воспитания через формирование и развитие у учащихся
интереса к истории родного народа и жизни русского крестьянства с опорой на
конкретный краеведческий материал.
Кроме того в ходе реализации проекта дети
приобрели навыки работы экскурсовода, что способствует активизации у них
социальной и познавательной деятельности.
По словам К. Г. Паустовского: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Поэтому мы постоянно развиваем свои творческие способности; ведем активную внешкольную деятельность, посещаем театры, музеи, выставки, организуем экскурсии по родному городу, краю, стране, реализуем творческие и социальные проекты. Например, социальный проект «Всё в твоих руках!» по благоустройству школьных коридоров (3 место в городском конкурсе социальных проектов «Я - гражданин!»)
В работе с коллективом в качестве классного руководителя обращаю внимание, в первую очередь, на создание в классе единого коллектива детей и родителей, сплочение классного коллектива в целом. В этом мне и помогают различные внеклассные и школьные мероприятия.
Главной целью моей
работы с классом является воспитание настоящего человека: доброго, творческого,
старательного и отзывчивого.
Мое кредо как классного руководителя: любить, понимать,
принимать, сострадать и помогать. Мне кажется, что для воспитания детей нужен
не великий ум, а большое сердце. А ещё педагог должен помнить, что нет
одинаковых, похожих детей, что каждый ребёнок - это личность со своим
мировоззрением и мироощущением.
Несомненно, что и сам педагог в общении
с детьми раскрывает себя. Ведь творческий процесс, любое общее дело доставляет
мне и моим ученикам огромное наслаждение. Когда вокруг дети, и они увлечены
общим делом, чувствуешь, что ты счастлив! И ты испытываешь огромное
удовольствие, когда ученики с интересом берутся за любое дело, с радостью
сообщают о своих успехах или просят совета в случае неудачи. Дети идут по
своему пути, им нельзя и не надо мешать, но надо быть всегда рядом – это очень
важно! Нужно убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости
проявлений его индивидуальности, потому что в противном случае Гадкий Утенок
так и не увидит величественные черты Прекрасного Лебедя.
Найти рецепт учительского успеха –
мечта любого педагога, но такого рецепта, к сожалению, не существует. Но можно
найти составляющие такого рецепта, для меня это – доброта, справедливость,
профессионализм и искренность.
И, несмотря на все изменения,
происходящие сейчас в школе, одно остается неизменно: в твоих руках детские
души, которые как сосуды с плещущейся водой. И если учителя и родители не будут
вливать в них чистую воду, кто-нибудь наполнит их грязной водичкой, которую
предстоит нам, взрослым, выпить спустя много лет. Вот в этом ты чувствуешь
огромную ответственность за то, кто выйдет из стен школы: интересный и
неравнодушный к окружающему человек или тот, кто принесет боль и страдания
людям. Вот эта ответственность учителя перед обществом была и будет всегда.
Дианова Е.Г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.