Эссе
на тему: «Учитель – это профессия или призвание?»
Коль светятся глаза учеников,
стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь,
сердца они в твои вверяют руки.
Учитель – это профессия или призвание? Конечно, для многих – профессия. Но, говоря о себе, скажу с уверенностью: школа – мое призвание. Получив диплом учителя, я дала своеобразную «клятву Гиппократа», сознавая свою ответственность перед каждым ребёнком и перед обществом в целом.
Главное – не навредить. Иногда я задумываюсь: « А легко ли быть учеником?» Почему вдруг такой вопрос? Ведь мы привыкли к обратному: много говорят и пишут о трудностях учителя. Да, работа наша трудна. Только и, тем, кого мы учим, тоже нелегко: строгость школьного распорядка, перегруженность учебных программ, сложные и объёмные домашние задания, разные требования у разных учителей. Да и все мы – и ученики, и учителя – очень разные. Разные по характеру, привычкам, восприятию окружающего и окружающих, разные по наклонностям, увлечениям, пристрастиям, опыту работы, жизненному опыту, умению глубоко и беспристрастно оценивать свои поступки, идти на компромиссы, учитывать возрастные отличия, свои и других. Всего не перечислишь. Однако положение учителя и учеников далеко не равнозначно. Педагог связан со своими «подопечными» целой системой связей, за характер которых он несёт ответственность перед школой, семьёй учащихся, перед своей совестью, наконец. Но в этой цепочке есть одно важное звено: педагог ответственен и перед своими воспитанниками, и эта ответственность определяется личностью учителя, его опытом, талантом. Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.
Идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Общество должно обогатиться людьми с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющими эти способности реализовать во имя личного и общего счастья.
Я педагог, воспитатель и учу не только знаниям. Школа – это такой островок посреди великого, вовсе не тихого, океана жизни. Что может быть лучше хорошего учителя? Что может быть хуже плохого учителя, случайно оказавшегося на этом месте? Нет успеха важнее, чем его. Зато любая педагогическая оплошность моментально обращается в ошибку. И нет ошибок хуже, чем ошибки учителя.
И учитель ищет новые пути, методики и формы обучения, старается понять, что сегодня самое главное. А самое главное – это осознание учителем своего предназначения в жизни. И мне хочется привести слова Ш.Амонашвили, которого я считаю Великим Учителем: «Учитель – это не лицо, которое обучает. Учитель – Герой Духа, дарящий Свет, Любовь, Мудрость, Знания».
Я делаю все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и, по возможности, самореализоваться. Получив возможность раскрыть свои способности, ученики становятся увереннее в себе, активнее и в дальнейшем с большим интересом и увлечением относятся к учебным занятиям.
Работая с детьми, я пересмотрела, проанализировала требования времени и свои возможности и создала свою систему воспитательной работы.
Эта система дала неплохие результаты. У большинства выпускников наблюдается согласованность между знанием, убеждением и поведением, почти все продолжают свое образование.
Учитель, работающий творчески, не будет ждать,
пока для него кто-то специально придумает универсальные приемы и методы, он
будет принимать их сам. Соответственно истинной задачей обучения должно быть
стремление личности к миропониманию, к формированию научного мировоззрения, то
есть системы познания окружающего мира явлений природы с точки зрения изучаемой
науки, например, математики.
В распоряжении учителя множество
методов и приёмов преподавания, которые позволяют эффективно решать
учебно-воспитательные задачи урока. Нет единого рецепта педагогического
мастерства. Однако незыблемыми правилами на все времена для меня остаются
человеческие качества: теплота, доброта, способность понять, простить, принять.
С этим нельзя не согласиться. Действительно, твёрдая личностная позиция и доброта – обязательные профессиональные качества. Сама жизнь учит: добру, человеческой теплоте нет альтернативы. Ведь у каждого ребёнка есть потребность в эмоциональном контакте. Если учитель стремится только давать знания, не интересуется внутренним миром своих воспитанников, их эмоциональным настроем, то и учащиеся не смогут понимать состояние своего учителя. Педагог вправе быть строгим и требовательным, но если ребёнок чувствует, что учитель интересуется его эмоциональным состоянием, хочет понять и искренне помочь, то ученик примет его замечания, поверит ему, сохранит уважение и признательность.
Одним из принципов моей деятельности является создание ситуации успеха каждого ученика на каждом уроке. Опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность. Не бойтесь чаще говорить ребёнку, что у него неплохо получается, что он старательно поработал, даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. По моему мнению, у ребёнка всегда должен быть шанс получить дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибку, повысить оценку. Поэтому я просто обязана давать этот шанс детям. «Ты можешь!» - должен напоминать учитель ученику. «Я могу!» - должен поверить в себя ученик.
Приходя в школу, дети ждут этой душевной щедрости от меня, от моих коллег, и
никто не давал нам права обманывать их в этих ожиданиях. Доброжелательная
улыбка, замечания, не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение – всё
это способствует созданию положительных эмоций во время урока. За годы работы я
прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик
был уверен, что учитель его любит, любит таким, какой он есть.
Часто задумываюсь, всегда ли я действовала верно, смогла ли разобраться в
ситуации, сумела ли понять ребёнка. Ведь знай, я, что двигало учеником в тот
момент, о чём он думал, сто раз поступила бы по-другому.
Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, нам, учителям (да и родителям тоже), нужно помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернутся к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват?
Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень... Учительской любви необходимо учиться. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть.
«Научить и душой обогреть – в этом учительской профессии суть».
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.