Эссе на тему "Учись учиться!"

  • Научные работы
  • docx
  • 04.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эссе написано на тему "Учись учиться!" (о необходимости непрерывного самообразования современного педагога). Данное эссе было участником муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2016". Полностью соответствует требованиям: имеется эпиграф, все необходимые части материала. ........ .......... ............. ...... ............ .................... ........................ .......
Иконка файла материала МОЕ ЭССЕ.docx
Эссе на тему: “Учить учиться!» Збарская Марина Александровна Обучать ­ значит вдвойне учиться.  Жозеф Жубер «Лестница ­ сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для  того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам»  (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).  Лестница – символ пути, движения, но куда? Вперёд или назад? Вверх или  вниз? К духовному совершенствованию или деградации? Куда ведёт моя  лестница, длиною в жизнь? К идеалу, разочарованию, мудрости, печали?  Куда?  Ступенька первая. Школа… Ответ на вопрос «Кем быть?» ­ для меня существовал уже в раннем детстве.  Ещё в школе я играла в «учительницу», усадив вокруг себя кукол или подруг.  Благодаря моим первым наставникам­учителям  я поняла, что моя профессия  должна быть связана с воспитанием подрастающего поколения.  Когда  пришло время выбирать свой жизненный путь, из множества профессий я  выбрала одну – педагог. Ступенька вторая. Выбор профессии. Все началось 14 лет назад… Или много раньше?  Уже 2016… А тогда был  2002. Тогда я поступила в педагогический. Помню слова мамы: «Не говори  потом, что я тебя не предупреждала». О чём? О том, что учитель – это  огромная ответственность, проверка тетрадей и подготовка к урокам? Да нет  же, нет! Я представляла глаза своих будущих учеников, внимательные,  широко открытые, восторженные. И я ­ не больше и не меньше ­  властительница детских душ!Ступенька третья. Школа, школа и ещё раз школа!  Свершилось: я получила диплом учителя иностранных языков! Но…  ступеньки моей лестницы вели в другую сторону: замужество, ребенок… И  страх… Страх пойти работать в школу: ничего не знаю, не помню, не  справлюсь. А потом слова родителей: «Тебе надо ­ в школу! Там твое место».  И я пошла работать в школу, в мою родную школу, которую я окончила  несколько лет назад. Каждый уголок, каждый класс – все было родное и  знакомое. Даже воздух! Именно тогда я поняла, что это мой путь,  определённый Судьбой, потому что я шла по нему с радостью! Я обрела себя!  В школе и только в школе «было сердце мое», которое я навсегда «отдала  детям».  Вот и пришло время задуматься об этой третьей ступени. Правильно ли я иду? Все ли правильно делаю? Да и вообще в чем смысл того, что я делаю? Педагог ­ это благороднейшая и отнюдь не лёгкая, а скорее труднейшая  профессия, которая требует постоянного творчества, неустанной работы  мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности  делу. В то же время учитель ­ простой человек, со своими радостями и  печалями, проблемами и увлечениями. Учитель многогранен и по ­ своему  интересен, учитель добр и строг, учитель справедлив и не подкупен.  В моей родной, сельской школе работают разные учителя. Кому­то вовсе и не  обязательно зажигать «ребячьи сердца», у них получается всё само собой.  Уроки, домашние задания, внеклассные мероприятия, контрольные – всё как у всех. Есть у нас педагоги, превращающие свой повседневный труд в  постоянный праздник, постоянный поиск путей к сердцам детей,  закладывающие в души детей те истины, которые возможно, как и для меня в  своё время, станут путеводной звездой. Я думаю, что именно такие учителя –  учителя будущего. И я стремлюсь тоже быть таким учителем.Какой,   по   Вашему   мнению,   вопрос   задает   себе   каждый   учитель?   По моему мнению, учитель хочет знать, что должно быть главным для него как педагога?   И   больше   всего   убеждаюсь   в   том,   что   главное   –   это   увидеть неповторимую   индивидуальность   каждого   ученика   и   сохранить   её,   помочь ребёнку   поверить   в   свои   силы,   способности,   в   свою   волю.  По   моему убеждению, настоящий учитель ведет диалог со своим учеником, в котором иногда   ему   важнее   выслушать,   чем   наставлять.   Мысли   и   рассуждения учеников для такого учителя ценнее уже известных аксиом, ведь он понимает, что они учат самостоятельно думать и принимать решения. Именно диалоги дают   простор   для   развития   ребенка,   позволяют   формировать   умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать. А в диалоге учится не только ученик, но и учитель. И именно поэтому своим кредо я считаю такие слова: «Учитель живет, пока он учится!» Я думаю, со мной согласится каждый, что учитель в современном мире ­ тот же ученик. Пока он осваивает новые педагогические технологии, внедряет инновации и изучает литературу   ­   он   учится   сам.    Педагоги,   как   никто   другой,   нуждаются   в постоянном самообразовании и профессиональном развитии.  В настоящем и будущем   высокотехнологичном   конкурентном   мире   востребована   личность креативная, умеющая ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать её и применять  в жизни.  Я стараюсь помочь  моим детям в этом мире – научить их  думать, быстро находить требуемую информацию и самостоятельно принимать решения, а ведь очень часто приходится повышать уровень   своего   образования   вместе   с   учениками.   Как   сказал  Тадеуш Котарбиньский: «Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет». Учитель всегда должен расти со своими учениками, не боясь признавать свои ошибки и не боясь, что ученики в чем­то смогут его обогнать. Талантливые дети заставляют много работать, много самому решать, чтобы не отставать от них. Это очень трудно, но так интересно.Что   касается,   основной   задачи   учителя   иностранного   языка,   то,   по­ моему, это воспитание активности мысли ученика, желание и умение говорить и искать решения лингвистических вопросов. Для меня ученик – участник совместного   размышления.   Он   овладевает   научным   способом   познания: учится наблюдать явления речи, сопоставлять факты родного и иностранного языков, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать лингвистические законы. Раньше я считала, что многое в языке требует сложного объяснения. Оказалось, что это не всегда так. Иногда сложная теория легко усваивается в игре. Поэтому играть на уроках вовсе не вредно!   Игра с языком и на языке открывает   для   учеников   большие   возможности.   Детская   выдумка   и изобретательность не знают границ. Старшеклассников, конечно, не просто увлечь игрой. Тогда ей на смену приходит эксперимент, когда для решения проблемы   продумываются   и   проигрываются   несколько   сценариев   её раскрытия. Но и во время игры, и во время эксперимента мы взаимообучаемся с детьми!          Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что настоящий учитель  учится всю свою жизнь. В старину говорили: «Чтоб других учить, надо свой  разум наточить». И я учусь, требуя от себя, чтобы те знания, которые  школьники получают на моих уроках, понадобились бы им не для «галочки», а для его практического применения как в дальнейшем образовании, так и в  будущей взрослой жизни. И мне ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Ведь, я думаю, вы меня поддержите во мнении, что учитель XXI века  отличается своей информированностью, готовностью к общению на любом  уровне. Современный урок невозможно представить без применения  информационно­коммуникативных технологий и учителя активно их  осваивают. Поэтому, считаю, что самостоятельная работа, самообразование,  ИТ компетентность каждого учителя сегодня крайне необходимые условия  для того, чтобы быть хорошим учителем.Давайте   же   попытаемся   ответить   на   вопрос:   Кто   такой   ­   «Хороший Учитель»?  Учитель никогда не обижает.  Учитель никогда не обижается навсегда. Обида ­ это неоправданные ожидания от ... себя самого в итоге. Согласитесь?  Учитель не должен любить, но он не имеет права не любить ученика.  Учитель доверяет. Если человек привык никому и ничему не доверять, ему постоянно приходиться кого­то наказывать.  Учитель   УЧИТСЯ.   Смотреть   на   жизнь   глазами   ребенка,   решать проблемы вместе с детьми, жить их миром, расти вместе с ними! Поддерживая мысль Котарбиньского, нельзя не вспомнить слова  Сенеки: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не  только учить, но и учить учиться, в том числе и у своих учеников. Я  счастлива, потому что у меня есть интересная профессия. Я счастлива,  потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать  интересный мир моего любимого предмета – английского языка. Да, что там  предмета! Познавать вместе с учениками интересный мир вокруг нас. Я  счастлива, когда  вижу результаты своего труда. Кто­то из моих учеников  станет переводчиком, кто­то будет хорошим отцом или матерью, кто­то  станет просто хорошим, добрым человеком, а кто­то учителем. И, может  быть, когда­то настанет момент, что я буду учиться у своих молодых коллег,  бывших учеников! Вот это настоящее счастье! Оглядываясь на пройденный путь по жизненной лестнице, пытаюсь понять,  куда же я шла: вверх – к вершинам мастерства ­ или вниз – к его истокам? А  может не ИЛИ, а И? Но одно я понимаю точно: я стою на верной ступени, и  только на ней вижу продолжение своего пути. Ведь главное, остановиться в  правильном месте, но не останавливаться! У каждого своя «лестница», свой путь, и хочется сказать учителям: «Учитель– это не профессия; это призвание, служение, судьба. Следуйте своему  призванию, своему предназначению, и вы узнаете, что такое счастье!» А для  меня все просто: за 8 лет, что я работаю в школе, я поняла, что это мое  призвание. Я нашла свою профессию, и больше мне ничего не надо. Буду  учить учиться!