Конкурс «Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни».
Номинация
«Когда мы вместе…»
(внешкольные мероприятия, совместный отдых, экскурсии и т.п.)
В прошедшем учебном году я взяла свой очередной 1 класс – это уже мой восьмой
набор. Ребята очень веселые, шустрые и любознательные. Наш класс это дружная семья.
Помним слова кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!!!» и поэтому жизнь в
нашем классе интересна и разнообразна – это различные классные и внеклассные
мероприятия, беседы, экскурсии и походы по родному краю. Такая каждодневная работа
хорошо сплачивает наш классный коллектив.
У каждого человека есть свой любимый уголок земли, где он родился, который
дорог его сердцу. Здесь он чувствует себя хорошо и уютно, здесь обретает спокойствие и
умиротворение, здесь его посещают самые добрые и благородные мысли. Такой уголок мы
называем малой родиной, с ней мы связаны незримыми трепетными нитями. И где бы мы ни
оказались, в какой бы «райской земле» ни путешествовали, все равно вдруг заскучаем по
родине, по отчему дому, по знакомой с детства улице или двору.
В этом году учащиеся 1х классов начали занятия по программе дополнительного
Ее содержание способствует воспитанию
образования «Мы – граждане России».
патриотических чувств
моих первоклашек, расширяет их кругозор, развивает их
интеллектуальный и творческий потенциал. «Малая Родина» ребёнка это и природа,
которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и
культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и
слава тульского края. Поэтому вся работа в нашем классе была направлена на развитие
познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы.
Мы живем и учимся в небольшом поселке, всего в 13 км от городагероя Тула.
Тульский край очень богат своей историей, в нашем областном городе много музеев и
достопримечательных мест, поэтому есть поле для деятельности.
Тульские пряники. Как делали пряники? Что такое печатный пряник? Этому была
посвящена наша первая осенняя экскурсия в музей тульского пряника ООО «Медовые
традиции». Дети узнали историю создания пряников, о том, что мастеров в Туле было
много, и каждый из них пек пряники по своим уникальным рецептам, которые хранились в
строгой тайне и передавались только по наследству и исключительно по мужской линии.
Ни один из мастеров никогда не пользовался гирями, на которых написан вес, чтобы«шпионы» не смогли вызнать, сколько по рецепту требуется муки, сколько мёда и т.д.
Ребята сами поучаствовали в выпечке пряников, выбранной ими формы, а потом
состоялось дружное чаепитие за большим столом. Дети с огромным аппетитом поедали
вкусные пряники и запивали их ароматным чаем из самовара.
Музей «Тульские самовары» один из самых популярных музеев нашего
города. Экспозиция музея наглядно представлена историей тульского самовара. Наш
музей представляет собой все этапы развития самоварного производства в тульском крае
от конца XVIII века до наших дней, а также историю самовара как самобытного образца
русского декоративноприкладного искусства. Большое место в экспозиции отведено
мемориальным комплексам, посвященным представителям известных самоварных
династий – Баташевым, Шемариным, Фоминым. Об этом и многом другом мы узнали,
посетив этот замечательный музей. Во время интерактивных уроков ребята в игровой
форме узнали очень много интересного об истории тульского самовара.
Тульский кремль – выдающийся памятник русского оборонного зодчества XVI в.
Ребята, обходя территорию этого замечательного места и прослушав интересную
экскурсию, прониклись духом того исторического времени. Даже не верилось, что башни
Кремля, его храмы и стены были свидетелями тех далеких времен. Хотя в день посещения
Кремля, стояла холодная и снежная погода, но экскурсия удалась на славу. Дети узнали,
что построенный на важнейшем стратегическом направлении крымскотатарских набегов –
Муравском шляхе, кремль в течение нескольких столетий оборонял южные рубежи
Русского государства. История Тульского кремля началась в 1507 г., когда по указу
великого князя Василия III в Туле приступили к сооружению «каменного города» –
Тульской крепости.
А экскурсия «Секреты тульских мастеров» в музее «Тульские древности»
познакомила нас с инструментами и подлинными предметами, изготовленными тульскими
умельцами. Ребята смогли не только воочию увидеть процесс гончарного, кузнечного
производства, но и сами принять в них участие. Программа «Русская изба» познакомила
детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта XVII – XVIII вв., а также с
обычаями, связанными с русским жилищем. На посиделках, где фольклорным коллективом
исполнялись традиционные песни Тульской губернии, мы испили чая с тульским пряником,
а при свете лучины даже смогли погадать, как это делали наши предки 200300 лет тому
назад.
Мои первоклашки посетили и Тульский областной краеведческий музей, в
котором узнали много интересного о природе, растительном и животном мире нашегородного края. Через всю экскурсию проходила «красной нитью» мысль о том, что природу
надо любить, беречь и охранять и это долг каждого гражданина нашей большой и
замечательной страны. Ребята поняли, что это можно сделать как поодиночке, а еще лучше
всем вместе: сажая и ухаживая за деревьями, подкармливая птиц, облагораживая
пришкольную территорию, а, иногда просто не ломая, не загрязняя, не убивая. Но только
всем вместе можно добиться многого! Экскурсия прошла в очень увлекательной,
познавательной и доступной для возраста первоклассников форме.
А в конце учебного года мы вместе с родителями пошли в однодневный поход. И
хотя нас было не очень много, так как некоторых ребят напугала возможность встретить в
лесу клещей, поход прошел интересно. Дети помогали собирать и разбирать палатку,
разжигать костер, в котором потом пекли картошку, играли и лазали по деревьям. Было
очень здорово! Даже уходить не хотелось. Уставшие, но счастливые ребята возвращались
домой.
А сейчас мои любимые первоклашки, нет, уже второклашки, ушли на летние
каникулы, но я уверена, что они со своими родителями будут продолжать посещать музеи
и интересные места не только тульского края, но и других городов и областей. А осенью
поделятся с нами своими впечатлениями об увиденном. Ведь знания истории нашей страны,
посещение знаменательных мест нашей Родины,
патриотическое сознание.
формирует у моих ребяток
Во втором классе мы будем продолжать знакомиться с историей тульского края.
Нам предстоит посетить музеи не только города Тулы, но и Тульской области. Такие
поездки обогащают знания ребят об окружающем мире. В этом возрасте идет активный
процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и
интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.
Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации
своих способностей. И я считаю, что чем мы раньше начнем знакомить детей с историей
своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему. А дружба, взаимопомощь,
поддержка в трудную минуту всегда помогут выйти из любой жизненной ситуации, потому
что мы вместе!
Учитель МБОУ ЦО № 47 Калачева М.В. (г. Тула)