Сократ вёл правильный образ жизни, совершал благие поступки. Даже видом своим он подчёркивал свою индивидуальность: длинный, до пят плащ и босые ноги. Софист Антифон, говорил Сократу: «Ты живешь так, что подобным образом не стал бы жить ни один раб у своего господина; пищу и питье ты употребляешь бедные, а одежду носишь не только бедную, но одну и ту же и летом, и зимой; всегда ты без обуви и без хитона».
Но своими манерами Сократ доказывал, что внешность человека не должна отвлекать от поиска истины и служению высшему благу.Эссе о нравственном образе жизни Сократа
эссе.docx
Эссе о нравственном образе жизни Сократа
Левицкая Г. Е.
учитель самопознания
п. С.Сейфуллина
Шетского района
Духовнонравственное воспитание невозможно без погружения
в
духовный опыт человечества, который концентрируется в трудах великих
учителей. Даже простое чтение их очищает мысли и возвышает дух. Великие
учителя человечества не только говорили и писали о духовнонравственных
ценностях, но и воплощали их в жизнь. Великие мыслители всех времён
испокон веков пытались найти ответы на вечные вопросы бытия: Кто я?
Какова сущность человека? Зачем я пришёл в этот мир? В чём цель
человеческой жизни? Что есть истинное благо для человека? В чём истинное
счастье человека?
Переосмысление всех общечеловеческих ценностей в современном мире
связаны со стремлением формирования новой, нравственнодуховной
личности. Философия и другие социальногуманитарные науки в наше время
располагают для этого богатым материалом.
Философия, как наука, актуальна и в наше непростое время.
Представителей философии очень много, но на мою долю выпало изучить
жизнь и творчество самого, необычного, интересного и неповторимого из них
– древнегреческого философа Сократа и написать эссе о нём. Для меня
Сократ является самым загадочным и возвышается над всем огромным
античным миром. Так как до нас не дошло никаких трудов Сократа (книг
Сократ не писал, был неграмотен, читать и писать не умел. Философию
Сократа записывал его ученик Ксенофонт), для ознакомления с жизнью его и
представлений о его деятельности я ознакомилась с произведением
Ксенофонта «Воспоминания о Сократе», где он приводит опровержения к
обвинениям Сократу. Так же ознакомилась с «Апологией», «Федон» и
«Критон» Платона.
Трудно точно описать образ Сократа, так как каждый описывает его со
своей точки зрения. Философия Сократа была исключительно устной и
дискуссионной. Так как философия как наука занимает не последнее место
среди других наук, то именно благодаря ей человек познаёт мир, его
неповторимость и многообразие, учится отличать светлые её стороны от
тёмных.
Сократ был сыном скульптора и одновременно каменотёса Софрониска
и повитухи Фенареты. Отец Сократа бедным человеком, и своё небогатое
наследство он передал другому сыну, который являлся Сократу сводным. В
браке с Ксантипой, довольно сварливой женщиной, на которой он женился в уже зрелом возрасте, у Сократа родились три сына. После смерти отца Сократ
продолжил дело отца и создал скульптуру «Три одетые хариты», но затем
занялся философией.
Внешний вид Сократа противоречил представлениям греков о красоте,
но за столь непривлекательной внешностью он обладал огромным обаянием.
Сократ вёл правильный образ жизни, совершал благие поступки. Даже видом
своим он подчёркивал свою индивидуальность: длинный, до пят плащ и босые
ноги. Софист Антифон, говорил Сократу: «Ты живешь так, что подобным
образом не стал бы жить ни один раб у своего господина; пищу и питье ты
употребляешь бедные, а одежду носишь не только бедную, но одну и ту же и
летом, и зимой; всегда ты без обуви и без хитона».
Но своими манерами Сократ доказывал, что внешность человека не должна
отвлекать от поиска истины и служению высшему благу.
Для Сократа важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле
жизни и смерти. Цель философии Сократа – самопознание как путь к
постижению истинного блага добродетель есть знание, или мудрость.
Переосмыслив прочитанные произведения Платона и Ксенофонта с духовно
нравственной точки зрения, то есть с позиций идей Программы, я пришла к
выводу, что для последующих эпох Сократ стал воплощением
нравственности, поставившего истину выше жизни.
Центром внимания Сократа был человек и развитие его как
нравственного существа. Сократ считал, что только в диалоге может родиться
истина. Сократ жил в вечном поиске истины и извлекал истину из
маевтического метода беседы – в беседе с афинянами он задавал вопросы.
Ответа он не давал, ответ рождался сам собой, как результат маевтики. Своим
методом Сократ хотел показать, что он помогает своим собеседникам
подготовиться к новой жизни, к познанию истины. Главной целью жизни
человека Сократ считал развитие духовных ценностей и искал эти ценности в
исследовании человека. Он считал, что диалог и именно маевтический метод
беседы являются совместными условиями поиска истины.
Сократ ходил по Афинам и вёл свои диалоги и маевтические беседы с
афинянами повсюду – на площадях, на общественных собраниях, на лужайках
или просто на улицах, вел беседы и с чужестранцами, ставил перед ними
философские, нравственные проблемы, входил с ними в длительные споры,
старался показать, в чем заключается, по его убеждению, моральная жизнь,
выступал против материалистов и софистов, вел устную пропаганду своих
нравственных взглядов. Манера Сократа говорить была загадочна: он говорил
дружески, доверительно и даже интимно, но его ирония приводила в
смущение собеседника, заставляя признавать себя глупым и ничтожным.
Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» писал: «Собеседники
Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но
чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по
отношению к семье, слугам, родным, друзьям, Отечеству, согражданам». Тремя основными добродетелями Сократ считал: умеренность,
храбрость, справедливость.
Часто Сократ рассуждал о сущности любви и дружбы. Он говорил, что
только любя человека, можно узнать о нём больше. Он считал, что каждая
душа с рождения является доброй.
В 399 до н.э. афинский суд обвинил Сократа в отступлении от
принятой государством религии и в развращении молодёжи.
В своём произведении «Воспоминание о Сократе» Ксенофонт старался
показать несправедливость обвинения Сократа.
Несправедливость приговора судей не огорчил и не вызвал гнева у
философа. Сократу предлагают побег из тюрьмы, но Сократ отказывается,
так как это бы противоречило его взглядам об истине. Сократ знал одно –
следует подчиняться государству, что доказывало единство мысли, слова и
дела Сократа. Философ гордился своей страной и свято чтил законы своей
страны.
Сократ ушёл из жизни, не изменив своим убеждениям. Он принял
растительный яд цикуты – смертельный яд из болиголова пятнистого,
болотной травы, от которой погибали и животные, и люди. Его последней
просьбой было принести петуха в жертву богу Асклепию. Такую жертву
обычно приносили богу медицины выздоровевшие. Сократ этим подчеркнул,
что смерть тела – это рождение души.
Переосмыслив значение всех общечеловеческих ценностей и
ознакомившись подробно с методом беседы Сократа – маевтикой, я пришла к
выводу, что этому методу в современных школах имеет место быть. Лично я
буду практиковать этот метод у себя на уроках в беседах для поиска истины в
ответах детей на мои вопросы.
Литература:
1. «Воспоминания о Сократе». Ксенофонт.
http://www.rulit.me/author/ksenofont/vospominaniyaosokratedownload
free403411.html
2. «Апология Сократа». Платон. Большая бесплатная библиотека онлайн.
3. «Федон». Платон. http://www.rulit.me/books/kritonread1138601.html
4. «Критон». Платон. http://www.rulit.me/books/kritonread1138601.html
5. «Самопознание». Учебное пособие. Караганды. «Болашак–Баспа». 2016.
Эссе о нравственном образе жизни Сократа
Эссе о нравственном образе жизни Сократа
Эссе о нравственном образе жизни Сократа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.