Эссе: «Ответственный за воспитание детей: школа или семья?»
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
09.05.2018
Размышление учителя о воспитании детей. Кто отвечает за воспитание - родители или учителя? Что самое главное в воспитании? С чего должен начинать работу учитель? Ответ предельно прост - невозможно воспитывать детей, не любя их. Самый счастливый ребёнок тот, который окружён любовью и дома и в школе.
Эссе «Ответственный за воспитание детей школа или семья».docx
Эссе: «Ответственный за воспитание детей: школа или семья?»
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.
Р. Рождественский
Счастлив тот ребёнок, который родился в дружной семье, где родители любят друг
друга и ребёнок растёт в атмосфере любви и взаимопонимания.
Счастлив тот ребёнок, которому посчастливилось попасть к классному
руководителю, который любит и уважает своих учеников.
Залог успешного воспитания – любовь к ребёнку! Ребёнок, которого любят, всегда
успешнее, увереннее в себе и своих силах. Он знает, что за его спиной могучая поддержка –
семья и школа!
Основы воспитания ребёнок получает, конечно, в семье! В школу он приходит в
возрасте 7 лет уже достаточно сформировавшейся личностью. У него уже есть своё
понятие о добре и зле, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Эти нравственные
установки он приносит из семьи.
Внимательный классный руководитель, с первых дней общения с детьми видит, в
какой семье воспитывается ребёнок, уверен ли он в себе или нет, раскрепощён или,
наоборот, скован, открыт к общению или замкнут, готов к диалогу со взрослым человеком
или сторонится его.
Часто приходится сталкиваться с такой позицией родителей – «мы вам ребёнка
доверили, вот и воспитывайте его!» Как хочется в такой ситуации напомнить уважаемым
родителям 63 статью Конституции «Права и обязанности родителей по воспитанию и
образованию детей»:
«Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они
обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном
развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих
детей перед всеми другими лицами».
Казалось бы, вот он, ответ на поставленный вопрос – конечно, за воспитание
отвечают родители! Если бы всё было так просто…
Ответственность! Что это такое? Ответственность, скорее, включает в себя личную
подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность — это умение объяснить и показать, как добиться
положительного результата.
Если бы всё было так просто, учитель превратился бы просто в транслятора знаний
и умений.
Как часто учителям, и особенно классным руководителям, приходится исправлять
родительские ошибки! Как часто мы слышим от детей: «Мне так мама/папа сказали!» И
это для ребёнка непреложная истина!
Иногда от этих «мама сказала» страшно становится!!! И вот тут… Ваш выход,
уважаемый учитель! Но! Учителю недостаточно просто сказать – это привилегия
родителей, это их любое слово – истина в последней инстанции, особенно для маленького
ребёнка! А Учитель должен доказать и показать, желательно на примерах, которые ребёнок
примет, «что такое хорошо и что такое плохо»!
Именно поэтому хороший, любящий детей и свою работу учитель на первых этапах
школьной жизни становится для ребёнка главным человеком в жизни. И тут уже мама с
папой слышат: «А наша учительница сказала!..»
Ну и кто теперь ответственный за воспитание?!
В этой ситуации очень важно учителю за классом в целом не потерять из виду
каждого отдельного ученика! Сколько уже сказано о личностном подходе к ученику! Кто
только не потрудился подсчитать, сколько минут может уделить каждому ребёнку учитель
и классный руководитель!
Но… ребёнку от этих подсчётов не легче! Ему нужно внимание здесь и сейчас!!! И
внимание в равной мере и учителя, классного руководителя, и семьи.
Время! Времени никогда не хватает! Родителям на детей, учителям на беседу с
каждым ребёнком!
У учителя, классного руководителя есть некоторый бонус в плане общения с детьми
в классе. Педагог может, если, конечно, может и хочет, говорить со всеми детьми так,
чтобы каждый ребёнок был уверен, что учитель обращается именно к нему!
Так что, не надо говорить о недостатке времени! Надо просто общаться с детьми
здесь и сейчас. Каждая минута нашего общения с детьми должна быть полезна и детям, и
нам самим.
Страшно, когда родители не могут или не хотят найти времени для общения со
своими детьми! Я имею в виду не проверку домашнего задания и контроль успеваемости, а
именно общение! Важно, чтобы у ребёнка складывалось понятие семьи, как стены, за
которой всегда тепло и тихо! И не важно, сколько человек в этой семье – десять или двое.
Ребёнку важно знать, чувствовать, что семья, родной дом – это то место, где тебя любят
любым – двоечником и отличником, победителем и проигравшим – любят просто потому,
что любят!
На всех возрастных этапах у ребёнка разные приоритеты и авторитеты. А в
переходном возрасте, которого так боятся родители, часто вообще нет авторитетов!
Улица, друзья – вот главные воспитатели, советчики и судьи! И в этой ситуации особенно
важно единство семьи и школы!
Именно в этот период жизни родители и учителя должны особенно ЛЮБИТЬ своих
повзрослевших детей! Любить, верить, доверять, поддерживать! И… не приставать с
нотациями и назиданиями! Ведь подросток «всё сам лучше знает»! А кто спорит?!
Конечно! Вспомним себя в этом возрасте! Вот только не надо говорить, что мы были
другими!
Именно в этом возрасте ребёнок должен быть уверен, что семья и школа не против
него, а вместе с ним! Готовы поддержать, помочь, защитить! Кто больше? Семья или
школа? А тот, кто в этой ситуации окажется мудрее и сильнее, ну и терпимей, конечно.
Семьи и дети бывают разные. Ктото абсолютно самодостаточен и не пускает в свою жизнь учителей и школу, а ктото, наоборот, идёт к нам за помощью.
Учитель, конечно, не врач, но и в нашей профессии часто приходится
руководствоваться принципом – не навреди! Помните слова героини фильма «Ирония
судьбы…»: «Ошибки учителей не столь заметны, но, в конечном счете, они обходятся не
менее дорого».
Ответственность за воспитание детей! Ответственность за тех, кого «приручил».
Вспомнили Лиса и Маленького Принца?! Мы в ответе! Мы – это семья и школа. Мы – это
люди, которые любят детей.
Когда учителя спрашивают, сколько у него детей, он, скорее всего, отвечает числом
учеников, а не собственных, родных! А значит все ученики – наши родные, часть нашей
жизни, нашей семьи. Разве можно поделить ответственность? Можно только поделиться
любовью к детям, своему делу!
Эссе: «Ответственный за воспитание детей: школа или семья?»
Эссе: «Ответственный за воспитание детей: школа или семья?»
Эссе: «Ответственный за воспитание детей: школа или семья?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.