Материал для написания Эссе педагога (воспитателя), духовно - нравственное воспитание и гуманно- личностное воспитание детей. Главные составляющие личности педагога, размышления на основе высказываний А.С.Пушкина, В Сухомлинского, В Сапронова. Уточнение и понимание автора таких составляющих личности педагога и воспитателя, как "мастерство", "талант".
Эссе педагога.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 «Ромашка»
Московская область, г.о.Балашиха
Кадомская Елена Александровна
Заведующий
«Не всякий педагог нужен детям»
Любовь воспитывается любовью,
Доброта – добротой,
Творчество творчеством,
Личность – личностью.
Ш.А.Амонашвилли
Значительную часть жизни ребенок проводит в образовательном учреждении, следовательно,
никто иной, кроме педагога, не способен помочь ему в формировании ценностных ориентиров.
Личность педагога способствует формированию личности ребенка.
Чтобы воспитывать детей, педагог должен быть богатой и сложной личностью. На мой взгляд,
составляющие личности педагога следующие:
Духовное богатство (любовь, сердечность)
Культура и моральная чистота
Педагогическое мастерство (образование,
высокий профессионализм,
опыт,
индивидуальность, способность к саморазвитию).
Полистаем страницы мудрости. Р.Тагор утверждает: «Образование только тогда может
циркулировать в обществе подобно крови в теле человека, когда между учителем и учеником
имеется духовная близость»
В.Сухомлинский сердцем выстрадал мудрость: «Без духовной общности воспитание не
состоится».
Родить ребенка, вырастить как сад –
Нет счастья выше и трудней от века.
Но только тот, кто сам душой богат,
Даст миру не жильца, а Человека.
В.Сапронов
Соприкасаясь с хрупким душевным миром ребенка, я должна осознавать, что моя «внутренняя
погода» радует его, что у меня хватит любви и тепла, чтобы обогреть дитя и дать пробиться к
Свету хрупким росткам Красоты, Истины, Добра.
Я – счастливый педагог! Мне дано любить «своих» детей, любить в них первооткрывателей,
исследователей, видеть в них неповторимость и индивидуальность, принимать их со всеми
достоинствами и недостатками, ведь моя любовь не слепа…она дает каждому право на ошибку и
возможность исправить её.Рассмотрим вторую составляющую личности педагога – культуру. Термин «культура» (от лат.
Cultura) –означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В данном случае
культура педагога включает в себя:
нормы морали и права;
знания, умения, навыки;
интеллект;
нравственность;
мировоззрение;
эстетическое чувство;
способы и формы общения с людьми.
Третья составляющая личности педагога – это педагогическое мастерство.
Что такое мастерство?
«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастертокарь,
прекрасный мастер врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог.»
(А.С.Макаренко)
А что такое педагогический талант? Великий педагог А.С.Макаренко считает, что
талантливым воспитателем педагог может и не быть, но мастером быть обязан: «Я говорил, что у
меня нет таланта, а мастерства я добился».
Тогда чего стоит педагогический талант, если нет мастерства? И можем ли мы строить
воспитание детей в расчете на талант? И почему должен страдать ребенок, который попал
неталантливому педагогу? Здесь нужно говорить только о мастерстве (и в этом я солидарна с
А.С.Макаренко), т.е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном
умении, квалификации.
Мастерство – это очень достижимая вещь. Всякий педагог, который проработал более или
менее длительно, мастер, если он не лентяй. И каждый из нас, молодых педагогов, будет
обязательным мастером, если не бросит нашего дела. А насколько мы овладеем мастерством
зависит от нашего собственного напора.
первостепенными?
Знаете ли вы, какие качества педагогов сегодня среди воспитанников считаются
Понимание воспитанников и их запросов;
Если педагог учитывает интересы ребенка, считается с его потребностями, точкой зрения,
признает за ним права, то и ребенок понимает требования педагога как справедливые,
прислушивается к ним.
Творчество;
Внешняя привлекательность;
Чувство юмора;
Справедливость и беспристрастность;
Педагог, не умеющий «навешивать ярлыков», не имеющий стереотипов в восприятии и
оценивании детей (идеализация одних и недооценивание других), будет иметь успех у
воспитанников. Надо постараться принимать ребенка таким, какой он есть, с учетом его
возраста и специфики личности.
Умение сотрудничать.Особенностью педагогики сотрудничества, на мой взгляд, является то, что педагог «не тянет
ребенка силой, а идет рука об руку с ним», соизмеряя шаг, мгновенно реагируя на изменения. И
тогда познание нового будет не наказанием, а любимым занятием.
Единственное, к чему должен стремиться педагог – создать такую атмосферу общения со
своими воспитанниками, которая бы приносила удовлетворение от совместной деятельности и
детям, и самому педагогу.
Все эти качества и составляют педагогическое мастерство педагога. Высший уровень
педагогической деятельности заключается в умении педагога ставить цели по формированию
2
механизмов саморазвития и способности к передаче воспитанникам потребности к
саморазвитию, самовоспитанию, самореализации.
А.С.Пушкин создал краткий курс педагогики. Всего шесть строк – куда короче! – раскрывают
педагогическое мастерство. Он записал их в альбом семилетнего мальчика, Павлуши
Вяземского.
Князю П.П.Вяземскому
Душа моя, Павел,
Держись моих правил.
Люби тото, тото,
Не делай тогото.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный!
«Душа моя, Павел» люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом
слове, взгляде.
«Павел», «Кн. П.П.Вяземскому» обращайся с ребенком, как с равным, невзначай
подчеркивай, что он уже большой.
«Держись моих правил» сначала педагогу следует выработать свои правила жизни – без
них лучше к ребенку не подходить! Сколько неудач изза того, что мы стремимся привить
правила, которых сами не придерживаемся. И не назидание, а дружеское: «держись».
Взрослый направляет, а действует ребенок сам.
«Люби тото, тото» все воспитание держится на этом слове: Люби! Где любовь, там
благодарность, волнение, там доверие, забота, там все лучшие чувства.
«Не делай тогото» сказано без объяснений. «Не делай» закон взрослых, серьезных
людей. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая – «Не делай»,
а верхней границы нет, она бесконечна – «Люби!».
«Кажись, это ясно» ребенку не надо внушать, ведь этими советами весь мир живет. А
ты, маленький умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных
нотациях.
Кто умеет от всего сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный», тот счастлив в детях, и у
него счастливые дети. Между обращениями «Душа моя» и «Мой прекрасный» заключено все
искусство воспитания!!!
Подводя итог вышесказанному, помните, что не всякий педагог нужен ребенку, а любящий,
утверждающий, устремленный, ищущий!Литература:
1.Амонашвили Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать. Москва.,2006.
2.Макаренко А.С. Пед. соч.: В 4 т. – М.: Издательство «Правда»,1987.
3.Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвилли, 2002.
3