Эссе "Словом можно убить"
Оценка 4.6

Эссе "Словом можно убить"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
7 кл
14.11.2018
Эссе "Словом можно убить"
Данная работа по внеклассному мероприятию в 7-8 классах о значении слова в жизни любого человека. Рассматривается слово в различных аспектах, роль слова в современном обществе. Эта работа носит также воспитательную роль. Слово рассматривается как волшебный дар и магический инструмент. Работа предназначена для учеников.файл построен, как выступление
Эссе словом можно.docx
КГУ «Неполная средняя общеобразовательная школа – интернат им. Крупской»                                 ЭССЕ  на конкурс по русскому языку  «…Словом можно спасти…»                                                 Выполнила учитель русского языка и литературы                                                 Руденко Т.В.                                                 Усть­Каменогорск                                                          2018г. «Не спроста и не спуста слово молвится.  И до веку не сломится». Так всегда было т так всегда будет. Наши новые  социокультурные  условия, в которых оказалось современное общество, ставят учителя литературы перед выбором. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, в которых жило и воспитывалось мое поколение, размыты   нравственные ориентиры, когда угрожающий   характер   приобрела   деформация   личности   молодого   человека   ,   не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей(«Не плоть, а дух растлился в наши дни».Ф. Тютчев),­сегодня как никогда учителю­словеснику необходимо, стоя  перед выбором, обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников­гуманистов и мыслителей, дать ценностные ориентиры новому поколению людей. Ныне забытый педагог (хотя его некоторые труды я и сейчас считаю актуальными) В.А. Сухомлинский  писал: «Одна из причин духовной пустоты­ отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе…» Я,   как   учитель   русской   литературы,   работающий   с   детьми   чаще   всего   сиротами, опекаемыми   и   порой   ненужными   своим   близким,   наверное,   чаще   других   наблюдаю,   как трепетно   относятся   мои   ученики   к   светлому   и   прекрасному   миру   русского   фольклора, русской   поэзии   и   прозы,   ведь   вокруг   них   совсем   другой   мир…   Моя     цель:   силой художественного  слова   очищать  и   облагораживать   человека,   формировать  его   ценностное сознание. Изучение молодым поколением классической литературы, постижение ценностей прославленных авторов, их идеалов, духовных стремлений, принципов, норм нравственности способствует   формированию   в   сознании   юного     человека   «чувства   добрые»,   «милость   к падшим»,  «свободную дорогу».  Н.О.Лосский  говоря  о характере  русского  слова,  русской литературе,   первым   достоинством   этих   понятий   назвал   «   искание   абсолютного   добра, соблюдение нравственных норм» и в подтверждение приводит стихи великого нашего поэта, где «чувства добрые» в ранге ценностей А.С. Пушкина  поставлены на первое место. Вся   русская   классическая   литература   досоветского   периода   была   создана   в     духе православия,   «она   вышла   из   православной   купели»   (И.   Шмелев),   христианские   ценности являются ее духовным стержнем на протяжении почти тысячелетней истории существования. Это   значит,   что   изучать   классическую   литературу   невозможно   без   учёта   христианских ценностей   и  миропонимания   писателя.  Христианское  миропонимание  преподавателя  ­вот ключ, которым открываются кладовые духа русских писателей­классиков, великие истины и великие ценности.   Но   кроме  христианских   ценностей   русская   классическая   литература   имеет   еще   и национально­культурные корни. В основе общечеловеческих   ценностей ­ вечные ценности, выдержавшие испытание столетиями человеческого опыта. Например, в античной литературе я   не   встречала   таких   этических   нормативов   как   «честь»,   «совесть»,   «милосердие»   ­   они пришли с христианством и обрели художественную плоть в русской классической литературе. Вообще русская классическая литература потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потребность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или,   по   крайней   мере,   заключает   в   себе   идеальный   аспект».   Читая   одного   только   А.С. Пушкина,     «можно   превосходным   образом   воспитать   в   себе   человека»   (В.Г.   Белинский). Вспомним Татьяну в момент выбора: любви и счастью она предпочла более высокие ценности ­ честь, долг, семью. Вспомним трагедию Бориса Годунова, стремления и действия которого определяются   низшей,   по   мнению   А.С.   Пушкина,   ценностью   –   властью.   В   «Капитанской дочке» А.С. Пушкин утверждает спасительную силу добра, любви и милосердия (милосердие в   системе   ценностей   А.С.   Пушкина   выше   справедливости!),   а   честь   и   достоинство прославлены поэтом как ценности, стоящие выше земного телесного существования, что и утвердил он ценой собственной жизни.   В   любом   произведении   русской   классической   литературы   цели   жизни   героев, стремления, решения, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и антипатии   автора   обусловлены   соответствием   или   несоответствием   ценностей   героя авторским   представлением   об   истинных   и   ложных   ценностях.   «Война   и   мир»,   «Анна Каренина»   ­   это   художественно   –   этический   кодекс   Л.Н.   Толстого.   Вспомните,   с   какой иронией пишет автор о правилах Вронского: «Правила эти, несомненно, определяли, ­ что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, ­ что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно, ­ что обманывать нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений и можно   оскорблять.   Все   эти   правила   могли   быть   неразумны,   нехороши,   но   они   были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову» (ч.3,гл.20). Анна Каренина любовь плотскую , физическую , бездуховную предпочла всему: семье, сыну, обществу. Этой ложной ценности в романе противостоит любовь Левина и Кити, тоже чувственная , земная, но исполненная гармонии и одухотворенная. Это любовь­ семья. И в романе «Война и мир» семья – понятие ценностного ряда. Почему великий классик русской литературы привёл Наташу Ростову к материнству? На этот вопрос мои ученики долго размышляли, такой конец романтической героини сначала вызвал разочарование. Но в том и сила, что женщина­ мать, как и семейный очаг, ­ это высшие ценности для русского писателя   Л.Н.   Толстого   (   что   подтверждается   фактами   биографии   писателя   –   Софья Андреевна Толстая родила 13 детей). На   протяжении   тысячелетней   истории   русской   литературы   Отечество   неизменно оставалось среди высших ценностей. Это стержень русской  литературы. «О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя» ( В.А.Жуковский). Слова русских классиков о Родине – это гимн любви своих сыновей к родной земле. Все писатели и поэты   России – патриоты своего Отечества. Такие слова как: предательство, фашизм, классовая ненависть в их произведениях  несут в себе только негативный оттенок. Только  слово русских поэтов и прозаиков  может пробудить в юном поколении гордость за солдат­победителей, посеять в их душах зерна восхищения за своих предков, спасших планету « от великой беды». Тем самым воспитав в них не «Иванов не помнящих родства», а будущее своего народа. Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком я  начинаю с ценностных позиций русского слова: «Слово может убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести» Проникая в ценностный мир художника слова, мы с учениками постигаем великие истины   –   и   в   этом   главный   смысл   ценностного   подхода   к   жизни.   На   примерах   этих бессмертных   произведений,   я   своим   ученикам,   вообщем   ­   то,   обездоленным   детям,   из социально   необеспеченных   слоев   нашего   народа,   пытаюсь   привить       духовные,   а   не материальные   ценности     жизни   .   Ведь   моя   задача,   в   некоторых   случаях,   уже   спасти   в маленьком   ученике те человеческие качества, которые его окружение в течение всего его недолгого   существования   подавляло.   Проникаясь   вместе   с   учениками     великим     словом классиков русской литературы, я неоднократно могла наблюдать, как переживали ребята за судьбы героев, которые, если честно, были иногда  намного легче их собственной. Многие из моих учеников только и узнают о любви,  верности, преданности, дружбе именно на уроках литературы.   Даже   лексические   значения     таких   слов   как:   преданность,   надёжность, сочувствие, сострадание они узнают на уроках литературы. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств, которые стали самоцелью. «В нашем   мире   иерархия   ценностей   опрокинута,   низшее   стало   высшим,   высшее   задавлено… Иерархия   ценностей   определяется   по   принципу   пользы,   при   совершенном   равнодушии   к истине». (Н.А.Бердяев). Это   всеобщее   нравственное   помрачение   отразилось   и   в   великом   русском   языке,   в современной   русской   литературе,   где   авторские   ценности   обнаружить   бывает   просто невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас  гораздо легче описать   историю   кровосмешения   ,   чем   любовь   матери   к   ребёнку».   И   вот   это     для   меня страшно!   Ведь не секрет, что слово у одного учителя на уроке является могучим средством воспитания, а у другого оно мука адовая. Неуважение к слову, неверие  в слово порождают бескультурье   и   примитивизм.   Я   часто   обращаю   внимание   своих   учеников,   привыкших   в современном обществе говорить   короткими фразами, чаще простыми предложениями, как строили предложения русские классики, на их богатый словарный запас, умение так обыграть слово, что оно сияет, как драгоценный бриллиант, вызывая у человечества то слёзы, то смех.   Несомненно, что слово может спасти. Но для этого нужно уметь находить   во всей сокровищнице   языка   как   раз   те   слова,   которые   необходимы,   чтобы     найти   путь   к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу.   И в русской классической литературе   имеются   произведения,   способные   излечить   человеческую   душу,   спасти   ее     в сложные   периоды,   научить   видеть   родное   в   родном.   Преподавая   русскую   литературу, стараюсь   объяснить, что падение нравственности в обществе начинается с того, что люди перестают читать то, что оставлено им в наследство умнейшими и талантливейшими людьми. Общество   начинает   деградировать,   забывая   опыт   предыдущего   поколения,   их   наказы   и советы. Тогда начинаются беды. И пример тому события, происходящие сегодня на Украине. Почему­то родственный народ объявляет о запрете русского языка.  Чем помешал язык?! За что он стал врагом?!   Особую мою гордость составляют ученики, которых я научила чувствовать слово, видеть в нём свою опору, научила работать с ним, создавать с его помощью первые в их жизни произведения.   Заражая   своих   учеников   своей   любовью   к   слову,   к   русской   классической литературе,     её   принципам,   уверена   в   том,   что   человек   в   четырнадцать   лет     способный написать такое стихотворение о русском слове, уже спасен. Спасен от ненависти, злости, подлости, равнодушия.                             Стихотворение моего ученика Кузьмина Кирилла                                             Русское слово Веками хранили предки наши Русское слово, родную речь. Века проходили, года пролетали,  Потомкам велели его беречь! Мы мыслим на нём, стихи сочиняем И русские песни вместе поём,  И на чужбине не забываем, И внукам своим передаём. Ты дан нам в наследство, Ты наша культура, тобой восторгается целый мир! Великая русская литература, написана, словом моим родным! Мы вместе с тобой пройдём сквозь невзгоды. Ведь нас друг от друга не отделить. И верю, пройдут ещё годы и годы, А ты всё также на земле будешь жить! Используемая литература: Лосский Н.О. «Условия абсолютного добра» ­М: « Республика» 2006 Бердяев Н.А. «Философия  свободного духа» «Республика» 1991 В.А. Сухомлинский «О воспитании» Москва 2010 С.А. Попова «Ценное слово» Москва 2013

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"

Эссе "Словом можно убить"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018