Первая тема.«Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной жизни.
Эссе.
Три темы современного урока.
(Педагогические технологии на данных уроках)
Из всего прекрасного, что есть в музыке, трудно выбрать чтото немногое. Я
родилась в Перми и очень много раз ходила в наш замечательный Пермский
академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского. Поэтому балет
я люблю со школьных лет. Это сложный музыкальносценический жанр, в
котором тесно взаимодействуют несколько видов искусств. Содержание
этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки,
хореографии и декоративной живописи. Это первая моя тема.
Когда я рассказываю об истории появления нового вида самостоятельного
театрального представления – балета, я счастлива безмерно.
«Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по
содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого
сложного вида музыкальнотеатрального искусства, прошедшего долгий и
сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не
только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались
пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной
жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные
шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные
развлекательные представления »
Какие технологии использую я при знакомстве с балетом на этом уроке:
*Беседа о роли музыки, раскрывающей чувства и эмоции действующих лиц,
помогающей передать атмосферу происходящего на сцене, о сочетании
музыки и танцевальных движений.
* Учащимся предлагается прослушать Вальс соль минор из 1 акта балета
«Золушка» С.Прокофьева (слушание с закрытыми глазами для лучшего
восприятия)
*Прослушивание Марша из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского.
Обсуждение характера музыки и выразительных средств, создающих легкость
детских движений. *
Беседа с учащимися о том, что такое пантомима, о ее роли в балетном
спектакле
*Использование логоритмической гимнастики
*Просмотр фрагментов балета. Выслушиваю мнение всех желающих.
*Чередование разных видов деятельности
* Смена заданий
*Домашнее задание. Составить кроссворд о балете, используя новые термины.
*Использование информационных технологий, мультимедийный проектор.Вторая тема, которую я выбрала
«Фольклор народная мудрость»
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками
вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно,
принадлежит песне – величайшему музыкальнопоэтическому созданию
народного пения. Народ сложил беспредельное множество прекрасных песен.
Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную
красоту и богатство, его думы и чаяния. Фольклор – устное народное
творчество, зародившееся в глубокой древности. Русские композиторы часто
в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам,
преданиям. На уроке
знакомлю учащихся с устным народным творчеством и музыкальным
фольклором, как с синтетическим видом искусства, который тесно
переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры
песенного и инструментального народного творчества рассматриваю на уроке
в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой и
жизнью человека. В урок включены различные формы воплощения русского
фольклора – это и пение, и инструментальное музицирование, и
инсценирование, и разыгрывание песен. Использовала так же на уроке образцы
речевого фольклора. Всё в комплексе помогает учащимся постигать народную
музыкальную культур.
Какие технологии использую я при знакомстве с балетом на этом уроке:
*Использую картины, видеосюжеты, так как восприятие произведений
искусства положительно влияет на психоэмоциональное состояние.
*Чередую разные виды учебной деятельности: опрос, художественное слово,
исполнение, просмотр фрагмента фильма..
*Выполнение творческих заданий
*Физультминутки.
*Использование прибауток, считалок, дразнилок
Прибаутка
А вернёшься вечерком, нас напоишь молоком.
Считалки
заиграли в дудки. Ах, какая красота, заиграли в дудки.
Дразнилки: Андрейворобей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из под палочек!
Не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок.
(пение вместе с учителем вышеуказанных прибауток, считалок, дразнилок)
*Игра на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них
движения : пляска дети танцуют вприсядку. Хоровод кружатся или
выполняют плавные движения руками. Марш маршируют. Колыбельная –
дети садятся на стулья).
: Взялись зайцы за бока, заплясали гопака. Прилетели утки –
: Ты, коровушка ступай. В чисто поле погуляй.*Творческое домашнее задание
*Использование информационных технологий, мультимедийный проектор.
Третья тема.
«Проектная деятельность»
Метод проектов относится к группе методов организации и
осуществления учебнопознавательной деятельности, принадлежит к виду
проблемного обучения.
Каждый проект обязательно требует
исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной
деятельности поиск информации, которая затем будет обработана,
осмыслена и представлена участниками проектной
группы.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя
полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся
не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал
вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет
познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную
деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод
проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их
осознанному приобретению.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим
конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках
программного материала практически по любой теме:
Просмотрев симфоническую сказку «Петя и волк», мы реализовали проект
«Классическая музыка на сотовом телефоне»
Следующим был проект «Влияние классической музыки на здоровье детей»
К празднику 9Мая будет реализован проект « Песни, опалённые войной»
Данный исследовательский проект предназначен для осуществления
учащимися 4 класса поисковой исследовательской деятельности в области
музыки и истории (песни военных лет). Предполагается, что этот проект дети
будут делать самостоятельно с помощью родителей, бабушек и дедушек,
которые помнят о Великой Отечественной войне и могут поделиться своими
знаниями с ребятами.
Какие технологии использую я в проектной деятельности:
*Использование ИКТ
*Посещение библиотек
*Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла
*Исследовательская деятельность
*Разучивание песен
*Самостоятельная деятельность (Учащиеся, собрав материал,
представляют наброски будущего выступления, группы исполнителей
отрабатывают фрагменты песен, уточняют информацию)*Творческая деятельность (создание и оформление альбома фотографий)
*Работа в группах
*Изготовление и представление презентации о реализации проекта
В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от
сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная
позиция ребенка. При этом познается история Родины, укрепляется осознание
того, что музыка имеет большое значение в жизни человека, воспитываются
патриотические чувства.