В материале представлены взгляды учителя технологии - участника муниципального тура областного конкурса "Учитель года - 2016". В эссе определены главная задача по развитию учителя-практика и задачи по достижению поставленной цели. кроме того, указаны способы достижения высоких показателей в образовании, определены педагогическая философия и основные принципы в работе с обучающимися.Эссе участника муниципального этапа областного конкурса "Учитель года - 2016"
ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Нагорнова Елена Александровна,
г. Трехгорный Челябинской области,
МБОУ «СОШ №108», учитель технологии,
laska_baby@mail.ru
«Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама».
Джованни Руффини
Четыре свечи горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось, как
они разговаривают. Первая сказала: «Я – Спокойствие. К сожалению, люди не
умеют меня сохранять. Думаю, мне не остается ничего другого как погаснуть!» И
огонек этой свечи погас. Вторая сказала: «Я Вера. К сожалению, я никому не
нужна. Люди ни во что не хотят верить, нет смысла мне гореть дальше». И легкий
ветерок загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла: «Я Любовь. У
меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают». И третья свеча
угасла… Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи.
Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете?! Вы должны гореть: я боюсь
темноты!» Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала: «Не бойся и
не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я – Надежда».
Конечно же, четвертой свечой является учитель. В жизни каждого человека
есть несколько рубежей, которые имеют большое значение для формирования
личности. Начальная школа – один из самых первых. Это жизненный старт.
Средняя школа – это «беговая дорожка» на пять полос, и ты сам можешь выбрать
ту, по которой будешь бежать. Старшая школа – это финишная прямая детства, и
перед тобой будет стоять тот самый важный выбор в жизни – «куда пойти
дальше?».
Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Мы выбираем
друзей, профессию; испытывая желание чегото добиться, накладываем на нить
провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных
нитей – жизненный путь человека. Мой жизненный путь – это школа.
Я очень люблю свою работу. Проработав 22 года в школе, могу с
уверенностью сказать, что работать и сложно, и интересно. Если любишь детей,любишь своё дело, то все получается! Работа учителя технологии и руководителя
клуба молодежной моды «Шарм» дала мне возможность реализоваться через
творчество детей, определить свой креативный потенциал, определить свои
педагогические способности и возможности. Работа руководителя военно
исторического клуба «ВИКтоРия» дала мне возможность реализоваться через
включение вместе с детьми в поисковотворческую деятельность и спортивную.
Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и
развиваться. Вот и участие в конкурсе «Учитель года» для меня – это ступень для
самореализации, саморазвития, подведение промежуточного итога своей
деятельности. Наверное, поэтому в своей педагогической работе я придерживаюсь
девиза Петра I: «Я в учении нуждаюсь и в учениках».
История цивилизации свидетельствует: только такое государство сильно,
перспективно и бессмертно, которое владеет объединительной, гуманистической и
развивающей идеей. Сегодня, когда перед современным школьным образованием
стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, в том числе
связанные с введением образовательных стандартов второго поколения,
значительно расширяется сфера действия и назначение педагога. В условиях
предъявления требований к результатам освоения образовательной программы
основной школы (личностным, метапредметным, предметным), в условиях
изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и государства в
образовательной сфере я осознаю, что должна дать детям больше, чем просто
знания, сформировать больше, чем просто умения и навыки. Я должна суметь
сформировать творческую личность выпускника в соответствии с требованиями к
выпускнику средней школы.
Работая в школе, я нахожусь в постоянном поиске содержания, приемов,
методик и технологий обучения. В моем педагогическом арсенале мастерская
творческого проекта, развитие критического мышления, теория изобретательских
задач, технология исследовательской деятельности, которые предполагают
поисковотворческий и системно
проблемное изложение материала,
деятельностный подходы в обучении, а также элементы здоровьесберегающих и
информационнокоммуникационных технологий. И порой сложно бываетзаниматься творчеством, но я стараюсь.
Моя стратегическая цель – раскрыть привлекательные стороны обучения в
школе, показать его красоту и стройность, научить решать нестандартные
жизненные и творческие задачи, добиться качественного результата освоения
учащимися учебного материала, и поэтому мои педагогические аксиомы просты:
если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в
содружестве;
если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь;
если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, то сама должна любить то, что
преподаю, и тех, кому преподаю.
Моя педагогическая философия – умение понимать и принимать ребёнка
таким, какой он есть, быть с ним искренним, терпимым.
Одним из основных принципов в своей работе я вижу единение с теми, кто
верит в меня, для кого я не просто учитель, но еще и старший товарищ, помощник.
А еще стараюсь быть им другом, ведь я классный руководитель. Задачу классного
руководителя вижу в создании условий для личностного роста воспитанника, а
систему воспитательной работы – не только в работе с обучающимися. Это и
тесная связь с родителями, и с учреждениями дополнительного образования, и с
общественными организациями.
Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем
сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетенциями, быть
готовой к обновлению системы образования, быть интересной и увлекающейся
личностью, идти в ногу со временем. И в нелегких современных условиях
существования российского образования я отдаю свои знания, силы и свою любовь
моим девчонкам и мальчишкам. Иногда, устав до изнеможения, я сама себе задаю
вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к
детям? Любовь детей ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение
того, что нужна этим детям, что интересна им как личность. Я совершенно уверена
– любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись
современными методиками. Нужен нелегкий труд души. И до тех пор, пока у
педагога есть желание и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокойпланке, которую установили для него время и общество. А малышу не придется
плакать, ведь от пламени горящей свечи загорятся другие…