Точка, точка, запятая…
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали -
Только и всего…
( Из детской песенки.)
Только и всего? Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог- тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение – сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в созидании истории, а через руки педагога проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с вечностью.
XXI век представляет для нас новый исторический рубеж. И, конечно же, мы вкладываем в это понятие нечто больше, чем просто временные рамки. Мы не можем не задумываться о том, какими будут наши выпускники ХХI века, так как многого ждем от них, может быть больше, чем ждали от нас наши учителя. А какими же мы хотим их увидеть, наших учеников? Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлением эту смешную детскую песенку. Ведь дальше в ней, на мой взгляд, дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, добрым… Только и всего? Но ведь достаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, чересчур прагматичное
время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?
И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребенка, останется с ним на всю жизнь, поможет ему достойно жить в ХХI веке. Прекрасно сказал об этом
В. Гюго: “Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его ”.
В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения и воспитания. Все дети без исключения талантливы! Каждый ребенок может проявить себя хотя бы в одном из напрвлений воспитательной работы: интеллектуальной, художественной, спортивной и др. В основе её лежат идеи, убеждения и принципы, которые в целом представляют мою педагогическую философию. Ядро этой философии – моё убеждение, что ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребёнке есть своя «изюминка», т.е скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный, кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких усилий.
Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он – мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.
Мои ученики не дают мне стоять на месте. Мы всё время с ними к чему-то готовимся, что-то проектируем, воплощаем на практике. Мне приходится постоянно продолжать своё самообразование, а знания и умения, которые я получаю в ходе исследования, стремлюсь по мере возможности использовать в своей работе.
Моя стратегия по отношению к студенту:
ü верь в своего ученика,
ü понимай и принимай его таким, какой он есть,
ü уважай ученика и будь требователен к нему,
ü искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам.
Моя стратегия по отношению к себе:
ü я не боюсь совершенства (достичь его невозможно),
ü протяни руку помощи,
ü перешагни через усталость и боль,
ü поднимись после неудачи.
Просыпаюсь с мыслями о детях, и засыпаю вместе с ними ( иначе у меня не получается). Дома с портрета на меня смотрят дочери и внук, а на работе еще 22 пары добрых, веселых, чего-то ждущих глаз. Я же классная мама, и я за них в ответе, не на словах, а на деле, ведь бабушка Никиты Косенкова и мама Никиты Дьякова сказали: «Вы для них в училище и мать и отец». И каждому нужно отдать кусочек себя, своей души, любви. Я чувствую себя настоящей мамой когда ребята приходят ко мне за советом, просят помощи, или просто поговорить, а иногда они называют меня «Мама Наташа» (Бурлин Андрей)
На мой взгляд, независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, они, как сказано в Библии, “запёртый сад, заключённый источник”.
И мы должны суметь найти ключ к этому “саду”. Сделать так, чтобы тебя приняли, доверились, открылись.
В нашей группе 22 эксклюзива, других таких не было, нет и быть не может. Свою студенческую жизнь они выстраивали самостоятельно, раскрывая свои способности, возможности, которые были спрятаны глубоко, и их надо было заметить, увидеть, достать. Все они в школе просидели «на последней парте» и им там не давали раскрыться.
Я пыталась быть психологом, чувствовать настроение мальчишек, разбирала конфликты и помогала в трудные минуты. Я становилась 18-летнй девчонкой, когда готовились к различным мероприятиям, на соревнованиях, когда мои мальчишки отстаивали честь группы. А также выдыхалась «болея» за них и кричала до хрипоты нечто ободряющее и обязывающее победить. И они побеждали! А если вдруг, что-то не так, то тут начинал возмущаться Влад Макаров.
Наша группа учится в БПОУ «САПТ»
И каждый из нас в чем-то талант
Все мы как одна семья,
В группе-22 неповторимых Я.
Дмитрий – спокоен, деловит,
Симпатичный он на вид.
Малый, хоть и без амбиций,
Может многого добиться.
Влад в группе просто - это клад
Лидер большинства ребят!
И красавец и спортсмен
В общем просто супермен!
Иван трудолюбив и хорошо воспитан.
Не сомневаюсь в том, что не одно
Им будет сердце девичье разбито.
Николай. Ни что не ценится так дорого,
Как вежливость и доброта,
В тебе есть такт, вниманье, преданность,
Ум, искренность и простота.
Не постоянный ты, Андрей,
Но в целом парень ты хороший.
Рассеянный и очень добрый,
Простой, общительный, не гордый.
С тобою скучно не бывает.
Друзья тебя все понимают
Способностей – не занимать,
Твой лозунг должен быть – «Хочу все знать!»
Голова успеет поседеть, пока педагог увидит реальные плоды своего нелёгкого благородного труда в дне завтрашнем. Но учитель учит, пока живёт, и живёт, пока учит. Наверное, поэтому учителю очень трудно расстаться с педагогической деятельностью, с детьми, которых учил.
И если бы меня попросили обратиться со словами напутствия к молодым классным руководителям, я бы пожелала им – посвятить всю жизнь детям, так как они – главная ценность школы. И мы должны помнить об этом, находиться в постоянном творческом искании, чтобы ребятам было интересно приходить в храм науки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.