ЭССЕ «Я- УЧИТЕЛЬ!»
Звёзды учитель зажигает!
Покинут счастьем будет тот
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Мое педагогическое кредо:
Любить, понимать, помогать...
Девиз учителя начальных классов:
«Стать первым учителем не по счету, а по уважению!»
Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.
А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – «владеть сердцами своих учеников».
Я считаю, что все мои ученики "звездные", только одна звездочка горит ярче, другая стесняется раскрыться, поэтому ее надо приободрить, похвалить! Учитель эти звезды зажигает!
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он - творец
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь человек - труда его венец.
Любить работу в наше время сложно
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
А у работы нашей, без сомненья
Поверьте, не изменится названье.
И это - главное, пожалуй, увлеченье,
Всё потому, что наше в нём призванье.
Когда родился учитель, к его колыбели спустились три феи.
• «Ты будешь вечно юн, - сказала первая фея, - потому что с тобой всегда будут дети».
• «Ты будешь красив душою, - промолвила вторая фея, - потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному».
• «Ты будешь счастлив, так как твои руки будут согреты теплом детских рук. – добавила третья фея. - Ты их Руководитель»
Мой стаж работы в должности классного руководителя – 24 года. Решая задачу со многими неизвестными, я организую работу разносторонне. Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
· Духовно-нравственное, культурно-эстетическое, воспитание - воспитание творческой активности, формирование общечеловеческих норм морали
· Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание – воспитание патриота Родины, сознательного отношения к истории села, области, страны, к природе родного края.
· Учебная и трудовая деятельность --воспитание уважительного отношения к учёбе, развитие умственных способностей учащихся, воспитание положительного отношения к труду.
· Физическое воспитание и здоровый образ жизни - формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
· Работа с родителями. - организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.
Основные положения моей воспитательной системы:
· Индивидуальный подход в воспитании и обучении
· Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором
· Системность в работе
Цель работы моей воспитательной системы:
Управление процессом развития образованной, целеустремленной личности, способной к самовыражению, самореализации, к человеколюбию на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
Чтобы этот процесс развития проходил успешно, должна быть создана соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства»
Используя СЛОВО, ДЕЛО, и НАБЛЮДЕНИЕ я, классный руководитель создаю условия, чтобы ребенок проявил себя.
Для того чтобы помочь ребенку определяю для себя основное правило – «Правило 7 У»
УВЕРЕННОСТЬ- это знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классный руководитель гарант соблюдения прав ребенка.
УСПЕШНОСТЬ - берясь за дело классный руководитель должен предвидеть положительный результат, т.е. быть уверен, что дело им под силу.
УДИВИТЕЛЬНОСТЬ -надо развивать в себе незаурядность.
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ- уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.
УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ -необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей- они уважают твое. Воспитание без уважения -подавление.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ- нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.
УЛЫБЧИВОСТЬ - без чувства юмора жить в школе невозможно. Улыбка –это и оценка ,и одобрение, и подбадривание.
И тогда радуга чувств осветит сердце ребенка, направит его на путь познания себя.
Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности обучающихся опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Помощь личности во всестороннем развитии, жизненном самоопределении.
2. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников
3. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.
4. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
7. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности
При планировании работы с детьми использую такие источники как: данные диагностики, план работы школы, желания обучающихся, родителей, текущие и перспективные события в стране, городе. Привлекаю учеников к составлению плана, помня, правда, о том, что для них это не план воспитательной работы, а планирование их собственной жизни.
Перед собой я ставлю ряд задач, это, прежде всего:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Каждый ребенок-личность. Главное - воспитать личность, найти в ребёнке хорошее и поддержать в нём это.
3Развитие творческой активности, чувства долга и ответственности.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенность жизни класса интересными делами. В самом начале работы с детьми (в 1 классе я) провела несколько тестирований по рисункам, анкетирование . Был составлен психологический портрет не только каждого обучающегося, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Свою деятельность я начала с того, что 1 сентября в День знаний я организовала экскурсию по школе, в которой они будут учиться. Считаю, что обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Формы активного взаимодействия обучающихся во внеклассной деятельности– классный час, коллективные творческие дела . (« Будем знакомы –будем дружить», «Расскажи мне о себе», « Осенние посиделки»,конкурс рисунков).Здесь ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства.
Формы проведения мероприятий были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные (Создание сказок, корректирующих поведение детей, Техника спонтанного спектакля), которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу, на поддержание психо-эмоцильнального фона, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста, примером такой работы стал классный час «Мои первые учебные успехи».
Формы работы:
· тематические нравственные, правовые часы;
· организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса;
· праздничные поздравления одноклассникам, родителям, учителям;
· оказание помощи одноклассникам;
· встречи с представителями правовых структур;
· конкурсы, викторины по правовой тематике
.тематические классные часы, посвященные семейным корням «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи». «Военная летопись моей семьи»;
· праздники семьи,;
· праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля) и красным датам школы (Первое сентября, День учителя);
· тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…
На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:
Преимущества часа общения над другими формами работы.
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность классного. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
Использую разные виды деятельности: работу с художественной литературой, диалог, анализ ситуаций, беседы, игры, тестирование, творческие работы. Классные часы: «Мальчишеская сила: когда она хороша и когда она приносит огорчения», «Когда о человеке говорят, что он аккуратный», «Верность своему слову», «Дисциплинированное поведение: какие правила и требования содержит оно?», «Основные правила вежливого отношения к людям», «Бережливость и аккуратность украшает человека», «Что значит быть хорошим товарищем?», «Почему труд кормит, а лень портит?», «Волшебная сила слов и поступков. Провожу беседы: «В сентябре лето кончается — осень начинается», «Праздник урожая», День матери, Рыцарский турнир, конкурсы стихотворений о природе по разным временам года, выставки рисунков «Волшебница Зима», «Краски Осени», «Как я вижу свою планету».
Следующее, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, введение в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Обчающиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта. В первом классе используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам технологии и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.
А еще играет немаловажную роль в установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Мои дети стали активными участниками всех школьных мероприятий, наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и занял свою нишу в воспитательной системе школы. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, неделях, конкурсах. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий с ребятами из других классов также работает на сплочение классного коллектива.
Если обратимся к этимологии слова диагностика, мы узнаем что от греч. diagnostikos оно означает – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
В результате ,через диагностику я могу установить как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим можно выявить 3 типа диагностики в работе классного руководителя:
1) начальная;
2) корректирующая ( текущая);
3) обобщающая (итоговая)
Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или по году.
Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает мне принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности. В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года ( это мне еще предстоит сделать).
Я считаю, что педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.
Методы диагностики используемые мной в работе :
Незаконченное предложение, Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”. “Космическое путешествие” “Солнце, дождик, тучка”.и тд.
Примерная тематика классных собраний.
1 класс
1. Права и обязанности школьника.
2. Что такое поручение?
3. Как надо вести себя в библиотеке?
4. Как вести себя в столовой?
2 класс
1. Школьный дневник. Как с ним работать?
2. Режим дня школьника.
3. Наш класс на перемене.
4. Как мы выполняем свои поручения?
3 класс
1. Домашние задания и как мы к ним относимся.
2. Традиции класса.
3. Итоговое собрание.
4 класс
1. Наши читательские умения.
2. Как мы дежурим в классе и в школе.
3. Наш класс в жизни школы.
4. Мы переходим в 5-й класс.
Кроме этого я взаимодействую с родителями класса с целью создания единого воспитательного поля. Так были проведены совместные мероприятия:
· Семейный праздник «Мы – одна семья»;
· Праздник «День матери».
Мною регулярно проводятся родительские собрания:
· « Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»;
· «Физическое развитие школьника в школе и дома»;
· « Трудовое участие ребенка в жизни семьи».
Свою деятельность осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах.
Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:
· родительские собрания;
· анкетирование и тестирование;
· совместные экскурсии;
· привлечение всех родителей к классным праздникам;
· знакомство с родословной семьи на истоках..
В этот раз мне повезло на хороших учеников. Одни более способны, другие менее, но, в целом, это нормальные, энергичные ребята.
Мне повезло и на отзывчивых родителей. Именно они помогают мне хорошо изучить маленьких ребятишек, которые перешагнули порог школы, помогают выявить у моих малышей слабые и сильные стороны. Ценная нравственная черта характера многих родителей моих воспитанников, которая передается детям, — это душевная доброта.
Я благодарна родителям своих воспитанников! Коллектив единомышленников, учитель и родители — непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Завершая свое выступление ,хотела бы сказать:
Завидуйте мне! Завидуйте!
Я– счастливый человек!
Я-учитель!
Классный руководитель!
Пока я мечтать умею,
пока любить я умею,
я буду идти вперед!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.