Эссе "Я учитель"

  • Конкурсы
  • docx
  • 08.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эссе "Я учитель" ", В рамках конкурса "Педагог года-2017, раскрывающее педагогическое кредо, методологический подход в обучении, отношение к профессии, интересные факты учительской автобиографии.В эссе включены афоризмы, высказывания известных личностей, на мой взгляд, точно отражающие роль истории как науки в жизни человека.
Иконка файла материала эссе Я учитель.docx
Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен,                            он звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из                               настоящего в будущее,  и это делает его труд таким                             увлекательным, истинно творческим. Л.И.Брежнев  Перечитывая слова Л.И. Брежнева, в очередной раз ловлю себя на мысли, как удачно и гармонично вошла в мою жизнь профессия учителя истории. А может быть, и я войду в историю? Время покажет. Я   помню,   как   всё   начиналось.   Всё   было   впервые   и   вновь…   И   жизнь учительская поётся так же легко, как и замечательные строчки известной песни Андрея   Макаревича.  И   плыву   я   по   жизни   на   тех   же   лодках:  «Вера» (верю   в достоинство учительства), «Надежда» ( надеюсь, что идём правильным путём), «Любовь» ( безмерно и, надеюсь, взаимно люблю я Родину свою).   Выбор в пользу педагогики   сделала   моя   мама,   она   часто   говорила:   «Доченька,   ты   будешь работать   в  тепле,  хорошо   выглядеть,  и  всегда   будешь   Алёна   Юрьевна».  А   я! Наивная,   чуть­чуть   легкомысленная,   не   в   меру   отчаянная     мечтала   стать режиссером. Как пленку кинофильма разбила свою жизнь на кадры, где главное – связь с искусством, творчеством. Сколько раз я представляла себе, как покоряю пьедесталы   самых   престижных   кинофестивалей   в   номинации   «Прорыв   в режиссуре».  Но… Мама, моя милая мама, сумела меня переубедить.  И пришлось ( как мне тогда казалось) выбрать что­то более земное, практичное. Так начинается моя учительская летопись. Вначале было… Играючи поступила в Тобольский педагогический институт имени Дмитрия Ивановича  Менделеева. Я хорошо училась в школе, но выбор факультета не был мучителен. История. Конечно, история! Сколько тайн и загадок она хранит! А самое   главное,   что   «Лучшее,   что   нам   дает   история,—   это   возбуждаемый   ею энтузиазм»1. Осознав истинность этих строк, я пришла к мысли, что выбранная профессия ( хоть и невольно) способна и мою мечту воплотить в жизнь. Наконец­то! Пазл сложился! Теперь только вперед! Задумывалась   ли   я   раньше,   как   велика   роль   учителя   истории?   Каким   он должен быть, чтобы выполнить свою великую (не побоюсь столь пафосного слова) миссию? 1 И. Гётте­ (1749­1832) Поистине универсальный гений ­поэт, драматург, романист,  переводчик, литературный критик.Подумать только, сколько героических подвигов совершил русский народ в прошлом!   Какая   Великая   история   у   моей   Родины!   История   благородная, самобытная …  И я! Именно я являюсь связующим  звеном между прошлым, настоящим  и будущим моей страны. Именно мне, учителю истории, подарена, а может, и дана свыше   уникальная   возможность   обратиться   с   пламенным   призывом   к подрастающему поколению: «За Родину!».  И   каждый   урок   истории,   обществознания   становится   для   меня   и   моих учеников   очередной   ступенькой   к   постижению   величия,   святости   и непобедимости Родины. Но   учить   истории   непросто:   непросто   объяснить   связь   эпох,   событий, понять логику взаимосвязи между событиями прошлого и будущего.   Непросто объяснить?   А   понять,  полюбить   историю?   Только   представьте   себе,   что   урок истории способен расширить временные границы ( чуть ли не машина времени)! И мы   можем   отправиться   путешествовать     в   дни   минувшего,     беря   с   собой   в попутчики   Добрыню Никитича, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Зою Космодемьянскую. В силах истории дать возможность учащимся прочувствовать ошибки, совершенные когда­то; показать последствия неудачных опытов, интриг и   дать   надежду   на   то,   что   в   наших   силах   избежать   в   настоящем   и   будущем роковых,   часто   непоправимых   ошибок;   обрести   веру   в   собственные   силы изменить жизнь к лучшему.           Это достигается не столько за счет рассказа, описания основных событий тех лет, нравственных и гражданских ценностей, а за счет создания обстановки, способствующей свободной дискуссии, полемики по историческим вопросам. И всё это история! Помню   свой   первый   урок.   Выучила,   приготовилась,   неоднократно отрепетировала, как встать, как посмотреть, как улыбнуться. Пришла к детям на урок истории в 5 класс и…. выдала весь материал за двадцать минут. Стою – молчу. Дети на меня посмотрели и зашумели потихоньку. Растерялась… Что же делать?!   Я   не   состоялась   как   педагог?!   И   тут   девочка   за   первой   партой   мне шепчет: «Предложите послушать, как часы тикают». У меня получилось. Сначала наступила тишина, а потом я  «с чувством, с толком, с расстановкой» повторила еще раз то, что один раз уже рассказала.  Первый опыт не был для меня отрицательным. Я поняла, что я сама и актер, и режиссер на своем уроке. И принялась «мастерить»: урок­детектив, путешествие, исследование,   суд,   деловая   игра.   Совместно   с   учениками   творили,   учились, разбирались,   спорили,   находили   общее   и   понятное.   Конечно,   сначала   не   все проходила гладко….Однажды   на   уроке   обществознания   в   9   классе     на   дискуссионный   вопрос «Национализм  = Патриотизм?» мой ученик ответил:   «Конечно! И нечего тут делать  всяким!  Россия   должна   быть   только   для  русских!»  Не   ожидала   такой непримиримости и не смогла привести такие аргументы, которые бы расставили все точки над i в вопросе, касающемся многонациональной России. На этом уроке обществознания я не была готова к такому ответу и не нашла доводов против неприкрытого национализма. В условиях 45­минутного урока дискуссия подошла к   концу   после   звонка,   но   не   нашла   своего   логического   завершения.   Я   была категорически   не   согласна   с   такими   выводами   и   ушла   с   урока   с   чувством провала. Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни и требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства   и   братства.   Особое   место   в   воспитании   гражданина   занимает интернациональное   воспитание:   формирование   чувств   единства,   дружбы, равенства   и   братства,   объединяющих   народы   России.   Дмитрий   Иванович Менделеев,   великий   русский   ученый,  так   говорил   о   патриотизме:  «Законную степень   народной   мудрости,   составляющую   принадлежность   любви   к отечеству, должно глубоко отличать от кичливого самообожания; одно есть добродетель, а другое ­ порок или зло, задерживающее движение прогресса, требующего, по моему крайнему разумению, прежде всего принципиального равенства народов».   И я хотела сделать все от меня зависящее, чтобы мнение юноши   изменилось!   Чтобы   быть   гражданином   России,   нужно   уважать   ее многовековые традиции единения народов, проживающих на огромных просторах Родины!  Толерантность  –  еще   одна  грань  гражданственности,  та   добродетель, которая всегда отличала россиян! Выбирая учительскую дорогу семнадцатилетней девушкой, я не думала, что мне будет неловко за бестактность моего ученика, ведь воспитание патриота во многом зависит не только от школы, от каждого учителя, который в ней работает, но и от семьи, и от   политики государства.   Так хочется, чтобы мои ученики относились   к   Родине   с   уважением,   знали   ее   историю,   хранили   культуру   и традиции предков, сберегли родную природу и никогда, НИКОГДА не назвали бы Россию   «наша   Рашка»,   как   одна   из   представительниц   «золотой   молодежи»   в социальных сетях. Помня о спорной ситуации на уроке обществознания, при подготовке к уроку истории   «Народы   СССР   в   борьбе   с   фашистской   Германией»,   который   идет параллельно с обществознанием, особое внимание уделила презентации   «Герои Советского Союза», где на слайде были представлены фотографии героев разныхнациональностей.   Я   нашла   украинца,   немца,   башкира,   татарина,   якута…, информацию о том, что они сделали во имя победы. Показала награды героев. Многие   награждены   посмертно!   Но   шли   они   на   смерть   сознательно!   Чтобы потомки   жили   в   свободной   стране!   Совместно   мы   сделали   вывод   о   том,   что только общими усилиями советский народ сумел справиться с врагом в 1941­ 1945 годах и привести страну к победе. Именно на таких уроках должно идти воспитание   патриотизма,   гражданственности,   чтобы   ученики   понимали,   что только   единая   многонациональная   Россия   ­   сила!   И   мне   это   удалось!   «Нет националистским убеждениям и экстремизму!» ­ итог нашего урока. Потом   были   новые   уроки,   новые   мысли,   новые   выводы   моих   учеников, которыми  я горжусь. Так, например,  ученица 9  класса  Светлана  Пепелина на вопрос:   «Почему   не   сдались   ленинградцы?»;   ­   сказала:   «На   них   вся   страна равнялась! Если Ленинград стоит, то всем остальным и подавно стыдно сложить оружие».   Ученица   7   класса   Чернышева   Елизавета   на   уроке   обществознания «Защита   Отечества»   так   прокомментировала   разрешение   матери   участвовать своему юному сыну в обороне Сталинграда в 1942 г.: «Ему 14 лет, мать уважает его выбор защищать родной город».  Я горжусь выводами своих учеников! В них нет фальши! Они идут от самого сердца,   и   это   очень   важно.   Также   важно   показать   ученику,   что   мы ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ  в этом вопросе. Дети очень тонко чувствуют фальшь… Если я сама не верю в то, чему учу, если не горжусь Родиной, битвами и победами предков,   не   сопереживаю   бедам,   выпавшим   на   долю   России,   не   любуюсь раздольем полей, лучами солнца в березовой роще, не ценю памятники культуры, то я НИКОГДА не смогу привить эту любовь моим ученикам. Они мне просто НЕ ПОВЕРЯТ.  Не все мои ученики отличники и будущие медалисты, но мои ученики относятся к Родине с любовью. Свою миссию, как учитель истории, я вижу в воспитании у учащихся желания защищать Отечество, трудиться на благо своей страны, делать добро ее жителям. Новый министр образования Ольга Васильева отметила, что учительство ­ это служение Родине. Это действительно так. Ведь если я справлюсь с поставленной задачей по воспитанию подрастающего поколения, то юноши не будут избегать службы   в   армии,   не   будет   националистских   высказываний   и   экстремистских столкновений на улицах; наши леса и реки станут чище, потому что их будут беречь.  Сегодня   патриотическому   воспитанию   в   школах   уделяется   особое внимание. Видимо потому, что «детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине». Нельзя заставить любить Родину, а можно пробудить чувство любви к ней. Любая страна рассыплется в прах, еслиее   граждан   не   объединяет   привязанность   к   земле,   на   которой   они   живут   и желание   сделать   жизнь   на   этой   земле   лучше,   поэтому   я   не   просто   передаю материал, которым владею, но и прикасаюсь к душе ребенка, стараюсь пробудить в нем любовь к Родине. Земную жизнь пройдя до половины, нет, я не очутилась в сумрачном лесу подобно герою «Божественной комедии». Уверена, что выбор сделан правильно. А мама, словно великий Нострадамус, определила мою (без ложной скромности) счастливую  судьбу. Сегодня я и актер, и режиссер своего урока и, глядя в юные лица моих учеников, знаю, что на урок они идут с радостью, что для них урок истории, как для меня когда­то, ­ новые загадки и открытия, тайны и волнения, стремление связать причины и следствия событий сквозь время и эпохи!  Мечты сбываются!