Эссе "Я учитель" ", В рамках конкурса "Педагог года-2017, раскрывающее педагогическое кредо, методологический подход в обучении, отношение к профессии, интересные факты учительской автобиографии.В эссе включены афоризмы, высказывания известных личностей, на мой взгляд, точно отражающие роль истории как науки в жизни человека.
эссе Я учитель.docx
Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен,
он звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из
настоящего в будущее, и это делает его труд таким
увлекательным, истинно творческим.
Л.И.Брежнев
Перечитывая слова Л.И. Брежнева, в очередной раз ловлю себя на мысли, как
удачно и гармонично вошла в мою жизнь профессия учителя истории. А может
быть, и я войду в историю? Время покажет.
Я помню, как всё начиналось. Всё было впервые и вновь… И жизнь
учительская поётся так же легко, как и замечательные строчки известной песни
Андрея Макаревича. И плыву я по жизни на тех же лодках: «Вера» (верю в
достоинство учительства), «Надежда» ( надеюсь, что идём правильным путём),
«Любовь» ( безмерно и, надеюсь, взаимно люблю я Родину свою). Выбор в пользу
педагогики сделала моя мама, она часто говорила: «Доченька, ты будешь
работать в тепле, хорошо выглядеть, и всегда будешь Алёна Юрьевна». А я!
Наивная, чутьчуть легкомысленная, не в меру отчаянная мечтала стать
режиссером. Как пленку кинофильма разбила свою жизнь на кадры, где главное –
связь с искусством, творчеством. Сколько раз я представляла себе, как покоряю
пьедесталы самых престижных кинофестивалей в номинации «Прорыв в
режиссуре». Но… Мама, моя милая мама, сумела меня переубедить.
И пришлось ( как мне тогда казалось) выбрать чтото более земное, практичное.
Так начинается моя учительская летопись. Вначале было…
Играючи поступила в Тобольский педагогический институт имени Дмитрия
Ивановича Менделеева. Я хорошо училась в школе, но выбор факультета не был
мучителен. История. Конечно, история! Сколько тайн и загадок она хранит! А
самое главное, что «Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею
энтузиазм»1.
Осознав истинность этих строк, я пришла к мысли, что выбранная профессия
( хоть и невольно) способна и мою мечту воплотить в жизнь. Наконецто! Пазл
сложился! Теперь только вперед!
Задумывалась ли я раньше, как велика роль учителя истории? Каким он
должен быть, чтобы выполнить свою великую (не побоюсь столь пафосного слова)
миссию?
1 И. Гётте (17491832) Поистине универсальный гений поэт, драматург, романист,
переводчик, литературный критик. Подумать только, сколько героических подвигов совершил русский народ в
прошлом! Какая Великая история у моей Родины! История благородная,
самобытная …
И я! Именно я являюсь связующим звеном между прошлым, настоящим и
будущим моей страны. Именно мне, учителю истории, подарена, а может, и дана
свыше уникальная возможность обратиться с пламенным призывом к
подрастающему поколению: «За Родину!».
И каждый урок истории, обществознания становится для меня и моих
учеников очередной ступенькой к постижению величия, святости и
непобедимости Родины.
Но учить истории непросто: непросто объяснить связь эпох, событий,
понять логику взаимосвязи между событиями прошлого и будущего. Непросто
объяснить? А понять, полюбить историю? Только представьте себе, что урок
истории способен расширить временные границы ( чуть ли не машина времени)! И
мы можем отправиться путешествовать в дни минувшего, беря с собой в
попутчики Добрыню Никитича, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Зою
Космодемьянскую. В силах истории дать возможность учащимся прочувствовать
ошибки, совершенные когдато; показать последствия неудачных опытов, интриг
и дать надежду на то, что в наших силах избежать в настоящем и будущем
роковых, часто непоправимых ошибок; обрести веру в собственные силы
изменить жизнь к лучшему. Это достигается не столько за счет рассказа,
описания основных событий тех лет, нравственных и гражданских ценностей, а за
счет создания обстановки, способствующей свободной дискуссии, полемики по
историческим вопросам. И всё это история!
Помню свой первый урок. Выучила, приготовилась, неоднократно
отрепетировала, как встать, как посмотреть, как улыбнуться. Пришла к детям на
урок истории в 5 класс и…. выдала весь материал за двадцать минут. Стою –
молчу. Дети на меня посмотрели и зашумели потихоньку. Растерялась… Что же
делать?! Я не состоялась как педагог?! И тут девочка за первой партой мне
шепчет: «Предложите послушать, как часы тикают». У меня получилось. Сначала
наступила тишина, а потом я «с чувством, с толком, с расстановкой» повторила
еще раз то, что один раз уже рассказала.
Первый опыт не был для меня отрицательным. Я поняла, что я сама и актер, и
режиссер на своем уроке. И принялась «мастерить»: урокдетектив, путешествие,
исследование, суд, деловая игра. Совместно с учениками творили, учились,
разбирались, спорили, находили общее и понятное. Конечно, сначала не все
проходила гладко…. Однажды на уроке обществознания в 9 классе на дискуссионный вопрос
«Национализм = Патриотизм?» мой ученик ответил: «Конечно! И нечего тут
делать всяким! Россия должна быть только для русских!» Не ожидала такой
непримиримости и не смогла привести такие аргументы, которые бы расставили
все точки над i в вопросе, касающемся многонациональной России. На этом уроке
обществознания я не была готова к такому ответу и не нашла доводов против
неприкрытого национализма. В условиях 45минутного урока дискуссия подошла
к концу после звонка, но не нашла своего логического завершения. Я была
категорически не согласна с такими выводами и ушла с урока с чувством
провала. Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на
все случаи жизни и требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства,
равенства и братства. Особое место в воспитании гражданина занимает
интернациональное воспитание: формирование чувств единства, дружбы,
равенства и братства, объединяющих народы России. Дмитрий Иванович
Менделеев, великий русский ученый, так говорил о патриотизме: «Законную
степень народной мудрости, составляющую принадлежность любви к
отечеству, должно глубоко отличать от кичливого самообожания; одно есть
добродетель, а другое порок или зло, задерживающее движение прогресса,
требующего, по моему крайнему разумению, прежде всего принципиального
равенства народов». И я хотела сделать все от меня зависящее, чтобы мнение
юноши изменилось! Чтобы быть гражданином России, нужно уважать ее
многовековые традиции единения народов, проживающих на огромных просторах
Родины! Толерантность – еще одна грань гражданственности, та добродетель,
которая всегда отличала россиян!
Выбирая учительскую дорогу семнадцатилетней девушкой, я не думала, что
мне будет неловко за бестактность моего ученика, ведь воспитание патриота во
многом зависит не только от школы, от каждого учителя, который в ней работает,
но и от семьи, и от политики государства. Так хочется, чтобы мои ученики
относились к Родине с уважением, знали ее историю, хранили культуру и
традиции предков, сберегли родную природу и никогда, НИКОГДА не назвали бы
Россию «наша Рашка», как одна из представительниц «золотой молодежи» в
социальных сетях.
Помня о спорной ситуации на уроке обществознания, при подготовке к уроку
истории «Народы СССР в борьбе с фашистской Германией», который идет
параллельно с обществознанием, особое внимание уделила презентации «Герои
Советского Союза», где на слайде были представлены фотографии героев разных национальностей. Я нашла украинца, немца, башкира, татарина, якута…,
информацию о том, что они сделали во имя победы. Показала награды героев.
Многие награждены посмертно! Но шли они на смерть сознательно! Чтобы
потомки жили в свободной стране! Совместно мы сделали вывод о том, что
только общими усилиями советский народ сумел справиться с врагом в 1941
1945 годах и привести страну к победе. Именно на таких уроках должно идти
воспитание патриотизма, гражданственности, чтобы ученики понимали, что
только единая многонациональная Россия сила! И мне это удалось! «Нет
националистским убеждениям и экстремизму!» итог нашего урока.
Потом были новые уроки, новые мысли, новые выводы моих учеников,
которыми я горжусь. Так, например, ученица 9 класса Светлана Пепелина на
вопрос: «Почему не сдались ленинградцы?»; сказала: «На них вся страна
равнялась! Если Ленинград стоит, то всем остальным и подавно стыдно сложить
оружие». Ученица 7 класса Чернышева Елизавета на уроке обществознания
«Защита Отечества» так прокомментировала разрешение матери участвовать
своему юному сыну в обороне Сталинграда в 1942 г.: «Ему 14 лет, мать уважает
его выбор защищать родной город».
Я горжусь выводами своих учеников! В них нет фальши! Они идут от самого
сердца, и это очень важно. Также важно показать ученику, что мы
ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ в этом вопросе. Дети очень тонко чувствуют фальшь…
Если я сама не верю в то, чему учу, если не горжусь Родиной, битвами и победами
предков, не сопереживаю бедам, выпавшим на долю России, не любуюсь
раздольем полей, лучами солнца в березовой роще, не ценю памятники культуры,
то я НИКОГДА не смогу привить эту любовь моим ученикам. Они мне просто НЕ
ПОВЕРЯТ. Не все мои ученики отличники и будущие медалисты, но мои ученики
относятся к Родине с любовью. Свою миссию, как учитель истории, я вижу в
воспитании у учащихся желания защищать Отечество, трудиться на благо своей
страны, делать добро ее жителям.
Новый министр образования Ольга Васильева отметила, что учительство это
служение Родине. Это действительно так. Ведь если я справлюсь с поставленной
задачей по воспитанию подрастающего поколения, то юноши не будут избегать
службы в армии, не будет националистских высказываний и экстремистских
столкновений на улицах; наши леса и реки станут чище, потому что их будут
беречь. Сегодня патриотическому воспитанию в школах уделяется особое
внимание. Видимо потому, что «детство и юность самая благодатная пора для
привития священного чувства любви к Родине». Нельзя заставить любить Родину,
а можно пробудить чувство любви к ней. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут и
желание сделать жизнь на этой земле лучше, поэтому я не просто передаю
материал, которым владею, но и прикасаюсь к душе ребенка, стараюсь пробудить
в нем любовь к Родине.
Земную жизнь пройдя до половины, нет, я не очутилась в сумрачном лесу
подобно герою «Божественной комедии». Уверена, что выбор сделан правильно.
А мама, словно великий Нострадамус, определила мою (без ложной скромности)
счастливую судьбу. Сегодня я и актер, и режиссер своего урока и, глядя в юные
лица моих учеников, знаю, что на урок они идут с радостью, что для них урок
истории, как для меня когдато, новые загадки и открытия, тайны и волнения,
стремление связать причины и следствия событий сквозь время и эпохи!
Мечты сбываются!
Эссе "Я учитель"
Эссе "Я учитель"
Эссе "Я учитель"
Эссе "Я учитель"
Эссе "Я учитель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.