ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Интерактивная лекция по истории
Специальность/профессия 40.02.04 «Юриспруденция»
Тема занятия |
Начальный период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942). Битва за Москву и блокада Ленинграда. |
Содержание темы |
Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. Дорога жизни. |
Тип занятия |
Комбинированное занятие |
Формы организации учебной деятельности |
Групповая, индивидуальная, парная. |
Цель урока: |
Изучить ключевые события Великой Отечественной войны – оборону Москвы и блокаду Ленинграда, а также их значение для исхода войны. |
Задачи: |
1. Сформировать представление о значимости битвы за Москву и блокады Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны. 2. Развивать умение анализировать исторические события, делать выводы и выражать свою точку зрения. 3. Воспитывать чувство патриотизма и уважение к подвигам предков. |
Методы обучения: |
Лекция, беседа, работа с документами, анализ источников. |
Оборудование и материалы: |
Учебник истории; Презентация; Карта военных действий (атласы); Фрагменты документов и воспоминаний участников событий; Видеофрагмент о битве за Москву и блокаде Ленинграда. |
Этапы Занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Планируемые образовательные результаты |
Типы оценочных мероприятий |
Время |
1. Организационный этап занятия |
(9.15) |
||||
Создание рабочей обстановки. Актуализация мотивов учебной деятельности (слайд 1) |
Приветствует обучающихся, организует начало урока. Настраивает обучающихся на фронтальную работу с историческими источниками. |
Слушают преподавателя, проверяют свою готовность к занятию. Отвечают на вопросы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Фронтальный опрос
|
1 мин (09.16) |
Мозговой штурм (проверка домашнего задания) (слайд 2)
(слайд 3) |
Формулирует вопросы: - Что вы знаете о начале Великой Отечественной войны? - Какие ключевые сражения происходили в первые месяцы войны? - Назовите оборонительные и контрнаступательные операции начального периода ВОВ; - В чём состояло значение этих военных операций? |
Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы. Формулируют основные выводы. |
|
Устный контроль |
3 мин (09.19) |
Целеполагание (слайд презентации с иллюстрациями) (слайд 2) (слайд презентации с названием темы и формулировкой задач) |
Вопрос преподавателя: - Какую окончательную цель ставило немецкое командование группировке армии «Центр» в начале войны? На основании проделанной работы просит сформулировать тему и цель занятия. |
Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему занятия, записывают ее в тетрадь. Формулируют цель и задачи урока. |
|
Фронтальный опрос |
2 мин (09.21) |
2. Основной этап занятия |
|
||||
Организация работы обучающихся изучения новой темы. (слайд 4)
Постановка проблемной ситуации и ее решение: цель немецкого наступления под Москвой (слайд 5)
Визуально-текстовый поиск информации о подготовке к обороне Москвы: (Организация работы с учебником и презентацией). (слайд 6) |
Вопрос преподавателя: - с какими ключевыми событиями мы будем работать сегодня на уроке? - Какие источники информации будем использовать на уроке? - Какие задачи вы хотели бы решить, изучая эту тему? Сформулируйте основные задачи новой темы занятия?
- Почему Москва стала основной целью немецкого наступления в 1941 году? (работа с учебником и демонстрация слайда 5)
- Какие меры были предприняты советским командованием для укрепления обороны Москвы?
Преподаватель демонстрирует иллюстрации и задает вопросы, требующие поиска текстовой информации в учебнике. - Используя иллюстрации на слайде найдите исторические факты организации обороны столицы; |
Самостоятельно составляют план работы изучения новой темы; 1. Почему Москва стала основной целью немецкого наступления в 1941 году? 2. Какие меры были предприняты советским командованием для укрепления обороны Москвы? 3. Изучить основные этапы и военные операции в битве за Москву; 4. В чём заключались причины успеха советской армии в битве за Москву? 5. В чём состоит значение битвы за Москву для дальнейшего хода Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом? Планируют свою учебную деятельность в соответствии с планом. Комментируют свою деятельность.
- Студенты записывают в тетрадь вывод о цели немецкого наступления под Москвой;
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос |
10 - мин (09.31) |
Студенты ищут соответствующую текстовую информацию в учебниках, пользуясь иллюстративными подсказками. После поиска информации проводится обсуждение найденных данных, их анализ и интерпретация.
|
|||||
Физкультминутка «Исторические фигуры» |
Организует разминку: Попросите детей изобразить известных исторических личностей через жесты и мимику. Например, Сталин может стоять с воображаемой трубкой, а Петр I – держать воображаемую секиру. |
|
|
|
2 мин (09.33) |
Самостоятельная работа в парах по составлению синхронистической таблицы с использованием поисково-иллюстративного метода. (слайд 7) |
Преподаватель организует работу в парах: - Определяет перечень военных операций, которые необходимо включить в синхронистическую таблицу; - Готовит раздаточные материалы с пустым шаблоном синхронистической таблицы; Объясняет цели и задачи задания, а также принципы заполнения синхронистической таблицы; |
- Студенты получают задание найти необходимую информацию в учебнике и заполнить синхронистическую таблицу. - Они должны определить временные рамки для каждой военной операции и разместить их в соответствующих колонках таблицы. - Студенты заполняют таблицу в тетради, используя информацию из учебника. При необходимости они могут консультироваться с учителем или обращаться за помощью к своим одноклассникам. Самостоятельно комментируют фрагменты таблицы (хронология; оборонительные операции; наступательные операции) и заполняют фрагменты таблицы;
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Взаимоконтроль Фронтальный опрос: организуется обсуждение заполненных таблиц, в ходе которого студенты делятся своими наблюдениями и выводами |
15 мин (09.48) |
3. Заключительный этап занятия |
|
||||
Подведение итогов Прием «Синквейн». (слайд 8) |
Организует подведение итогов посредством приема «Синквейн». Преподаватель объясняет студентам суть приёма «Синквейн», показывает пример и даёт инструкции по созданию своего синквейна. После написания синквейнов, преподаватель предлагает нескольким студентам прочитать свои работы вслух. Остальные могут дополнить или прокомментировать услышанное. |
Студенты самостоятельно составляют свои синквейны, опираясь на пройденный материал и предложенную схему; |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
Самоанализ. Вместе с группой обсуждаются наиболее удачные примеры, анализируются ключевые идеи и делаются общие выводы по теме урока. |
5 мин (09.53) |
Рефлексия Заполняют карточку с вопросами: - Какие три главных факта о Битве за Москву вы запомнили? - Что вам показалось самым сложным для понимания? - Напишите одну мысль, которую вы вынесете из сегодняшнего урока. Фиксация достижений целей Определение дальнейшей работы. |
Организует рефлексию. Предложить студентам: создать плакат, отражающий ключевые моменты Битвы за Москву. Пусть они поделятся своими работами и объяснят, почему выбрали именно эти эпизоды. Плакат можно использовать в мероприятиях техникума посвящённых 83-й годовщине начала контрнаступления советских войск и Битве за Москву, а также предстоящему юбилею - 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. |
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы, каждый заполняет свою карточку Определи перспективы дальнейшей работы |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
Самоконтроль |
1 мин (09.54) |
4. Домашнее задание |
1. Найти и сформулировать распоряжения правительства в период наступления немцев под Москвой по поддержанию порядка и предотвращению паникёрства среди населения; |
|
|
|
1 мин (09.55) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.