ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Интерактивная лекция по истории
Специальность/профессия 40.02.04 «Юриспруденция»
| 
 Тема занятия  | 
 Начальный период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942). Битва за Москву и блокада Ленинграда.  | 
| 
 Содержание темы  | 
 Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. Дорога жизни.  | 
| 
 Тип занятия  | 
 Комбинированное занятие  | 
| 
 Формы организации учебной деятельности  | 
 Групповая, индивидуальная, парная.  | 
| 
 Цель урока:  | 
 Изучить ключевые события Великой Отечественной войны – оборону Москвы и блокаду Ленинграда, а также их значение для исхода войны.  | 
| 
 Задачи:  | 
 1. Сформировать представление о значимости битвы за Москву и блокады Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны. 2. Развивать умение анализировать исторические события, делать выводы и выражать свою точку зрения. 3. Воспитывать чувство патриотизма и уважение к подвигам предков.  | 
| 
 Методы обучения:  | 
 Лекция, беседа, работа с документами, анализ источников.  | 
| 
 Оборудование и материалы:  | 
 Учебник истории; Презентация; Карта военных действий (атласы); Фрагменты документов и воспоминаний участников событий; Видеофрагмент о битве за Москву и блокаде Ленинграда.  | 
| 
 Этапы Занятия  | 
 Деятельность преподавателя  | 
 Деятельность студентов  | 
 Планируемые образовательные результаты  | 
 Типы оценочных мероприятий  | 
 Время  | 
| 
 1. Организационный этап занятия  | 
 (9.15)  | 
||||
| 
 Создание рабочей обстановки. Актуализация мотивов учебной деятельности (слайд 1)  | 
 Приветствует обучающихся, организует начало урока. Настраивает обучающихся на фронтальную работу с историческими источниками.  | 
 Слушают преподавателя, проверяют свою готовность к занятию. Отвечают на вопросы.  | 
 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  | 
 Фронтальный опрос 
  | 
 1 мин (09.16)  | 
| 
 Мозговой штурм (проверка домашнего задания) (слайд 2) 
 (слайд 3)  | 
 Формулирует вопросы: - Что вы знаете о начале Великой Отечественной войны? - Какие ключевые сражения происходили в первые месяцы войны? - Назовите оборонительные и контрнаступательные операции начального периода ВОВ; - В чём состояло значение этих военных операций?  | 
 Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы. Формулируют основные выводы.  | 
 
  | 
 Устный контроль  | 
 3 мин (09.19)  | 
| 
 Целеполагание (слайд презентации с иллюстрациями) (слайд 2) (слайд презентации с названием темы и формулировкой задач)  | 
 Вопрос преподавателя: - Какую окончательную цель ставило немецкое командование группировке армии «Центр» в начале войны? На основании проделанной работы просит сформулировать тему и цель занятия.  | 
 Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему занятия, записывают ее в тетрадь. Формулируют цель и задачи урока.  | 
 
  | 
 Фронтальный опрос  | 
 2 мин (09.21)  | 
| 
 2. Основной этап занятия  | 
 
  | 
||||
| 
 Организация работы обучающихся изучения новой темы. (слайд 4) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Постановка проблемной ситуации и ее решение: цель немецкого наступления под Москвой (слайд 5) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Визуально-текстовый поиск информации о подготовке к обороне Москвы: (Организация работы с учебником и презентацией). (слайд 6)  | 
 Вопрос преподавателя: - с какими ключевыми событиями мы будем работать сегодня на уроке? - Какие источники информации будем использовать на уроке? - Какие задачи вы хотели бы решить, изучая эту тему? Сформулируйте основные задачи новой темы занятия? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Почему Москва стала основной целью немецкого наступления в 1941 году? (работа с учебником и демонстрация слайда 5) 
 
 
 
 
 
 
 
 - Какие меры были предприняты советским командованием для укрепления обороны Москвы? 
 Преподаватель демонстрирует иллюстрации и задает вопросы, требующие поиска текстовой информации в учебнике. - Используя иллюстрации на слайде найдите исторические факты организации обороны столицы;  | 
 Самостоятельно составляют план работы изучения новой темы; 1. Почему Москва стала основной целью немецкого наступления в 1941 году? 2. Какие меры были предприняты советским командованием для укрепления обороны Москвы? 3. Изучить основные этапы и военные операции в битве за Москву; 4. В чём заключались причины успеха советской армии в битве за Москву? 5. В чём состоит значение битвы за Москву для дальнейшего хода Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом? Планируют свою учебную деятельность в соответствии с планом. Комментируют свою деятельность. 
 
 - Студенты записывают в тетрадь вывод о цели немецкого наступления под Москвой; 
 
 
 
  | 
 ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  | 
 Фронтальный опрос 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Фронтальный опрос  | 
 10 - мин (09.31)  | 
| 
 
 Студенты ищут соответствующую текстовую информацию в учебниках, пользуясь иллюстративными подсказками. После поиска информации проводится обсуждение найденных данных, их анализ и интерпретация. 
 
  | 
|||||
| 
 Физкультминутка «Исторические фигуры»  | 
 Организует разминку: Попросите детей изобразить известных исторических личностей через жесты и мимику. Например, Сталин может стоять с воображаемой трубкой, а Петр I – держать воображаемую секиру.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 2 мин (09.33)  | 
| 
 Самостоятельная работа в парах по составлению синхронистической таблицы с использованием поисково-иллюстративного метода. (слайд 7)  | 
 Преподаватель организует работу в парах: - Определяет перечень военных операций, которые необходимо включить в синхронистическую таблицу; - Готовит раздаточные материалы с пустым шаблоном синхронистической таблицы; Объясняет цели и задачи задания, а также принципы заполнения синхронистической таблицы;  | 
 - Студенты получают задание найти необходимую информацию в учебнике и заполнить синхронистическую таблицу. - Они должны определить временные рамки для каждой военной операции и разместить их в соответствующих колонках таблицы. - Студенты заполняют таблицу в тетради, используя информацию из учебника. При необходимости они могут консультироваться с учителем или обращаться за помощью к своим одноклассникам. Самостоятельно комментируют фрагменты таблицы (хронология; оборонительные операции; наступательные операции) и заполняют фрагменты таблицы; 
  | 
 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  | 
 Взаимоконтроль Фронтальный опрос: организуется обсуждение заполненных таблиц, в ходе которого студенты делятся своими наблюдениями и выводами  | 
 15 мин (09.48)  | 
| 
 3. Заключительный этап занятия  | 
 
  | 
||||
| 
 Подведение итогов Прием «Синквейн». (слайд 8)  | 
 Организует подведение итогов посредством приема «Синквейн». Преподаватель объясняет студентам суть приёма «Синквейн», показывает пример и даёт инструкции по созданию своего синквейна. После написания синквейнов, преподаватель предлагает нескольким студентам прочитать свои работы вслух. Остальные могут дополнить или прокомментировать услышанное.  | 
 Студенты самостоятельно составляют свои синквейны, опираясь на пройденный материал и предложенную схему;  | 
 ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам  | 
 Самоанализ. Вместе с группой обсуждаются наиболее удачные примеры, анализируются ключевые идеи и делаются общие выводы по теме урока.  | 
 5 мин (09.53)  | 
| 
 Рефлексия Заполняют карточку с вопросами: - Какие три главных факта о Битве за Москву вы запомнили? - Что вам показалось самым сложным для понимания? - Напишите одну мысль, которую вы вынесете из сегодняшнего урока. Фиксация достижений целей Определение дальнейшей работы.  | 
 Организует рефлексию. Предложить студентам: создать плакат, отражающий ключевые моменты Битвы за Москву. Пусть они поделятся своими работами и объяснят, почему выбрали именно эти эпизоды. Плакат можно использовать в мероприятиях техникума посвящённых 83-й годовщине начала контрнаступления советских войск и Битве за Москву, а также предстоящему юбилею - 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.  | 
 Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы, каждый заполняет свою карточку Определи перспективы дальнейшей работы  | 
 ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.  | 
 Самоконтроль  | 
 1 мин (09.54)  | 
| 
 4. Домашнее задание  | 
 1. Найти и сформулировать распоряжения правительства в период наступления немцев под Москвой по поддержанию порядка и предотвращению паникёрства среди населения;  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 1 мин (09.55)  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.