"Есть только миг между прошлым и будущим.."
Цель: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления.
Задачи:
1. Образовательные:
• познакомить учащихся с понятиями жизнь, смысл жизни.
2. Развивающие:
• продолжить развитие творческого мышления учащихся, их познавательной деятельности, активности, стремление пополнять знания из различных источников информации;
• продолжить формирование умения выделять существенные связи, давать им оценку, обобщать, анализировать.
3. Воспитательные:
• воспитание любви к жизни, стремление прожить ее достойно, бережного отношения к жизни.
Планируемые результаты.
Учащиеся узнают о:
• жизненном призвании человека;
• смысле жизни;
• о правилах поведения в жизни.
Тип урока: нестандартный.
"Есть только миг между прошлым и будущим.."
Цель: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского
становления.
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить учащихся с понятиями жизнь, смысл жизни.
2. Развивающие:
продолжить развитие творческого мышления учащихся, их познавательной деятельности,
активности, стремление пополнять знания из различных источников информации;
продолжить формирование умения выделять существенные связи, давать им оценку, обобщать,
анализировать.
3. Воспитательные:
воспитание любви к жизни, стремление прожить ее достойно, бережного отношения к жизни.
Планируемые результаты.
Учащиеся узнают о:
жизненном призвании человека;
смысле жизни;
о правилах поведения в жизни.
Тип урока: нестандартный.
Форма урока: мастерская.
Методы обучения:
по типу познавательной деятельности: частичнопоисковый;
по форме сотрудничества: групповой.
Информационнометодическое обеспечение:
мультимедиапроектор;
раздаточный материал;
бумага, фломастеры;
песня «Есть только миг» из к/ф «Земля Санникова».
Ход урока
Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть только миг между прошлым и будущим».
Что это за миг и как он называется, вам предстоит догадаться самим.
А сейчас прослушайте слова Омара Хаяма, великого персидского и таджикского поэта, математика,
жившего на рубеже 11 – 12 веков, и попробуйте догадаться о каком миге идет речь.
«От безбожья до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь ни мало ни много – мгновенье одно.
(Омар Хаям)
Итак, кто догадался? О чем пойдет речь? Что это за мгновенье? Как оно называется?
Жизнь.
Для вас, вступающих в жизнь это слово очень актуально. Следует задуматься о том, что такое жизнь, в
чем ее смысл, и как ее надо прожить. Сегодня на уроке мы попытаемся это сделать.
Доска:
Что такое жизнь?
В чем смысле жизни?
Как ее надо прожить?
Говорят, что ладонь – это карта жизни человека. Мы ее прочитать не можем, но давайте нарисуем
ладонь и напишем на ней, что такое жизнь.
Жизнь – это …
1. Индуктор.
1. Ученики на листочках рисуют ладонь и пишут понятие – жизнь).
Составьте статью для толкового словаря к слову «жизнь».Жизнь – это…
Таким образом вы можете внести свой вклад в опыт составления статьи в словарь.
2. Социализация.
Задание:
а) во время выступления групп отметить их достоинство и своеобразие;
б) каждая группа дает свое определение;
Итог работы: определение какой группы было более точным?
3. Работа с информацией.
а) Информационный блок 1.
Статья из Толкового словаря С. Ожегова. Жизнь – это…
Сравните со своим определением и скажите с каким из них мы работаем сегодня.
А теперь ответьте на вопрос: жизнь какая? (Составить кластер. Ученики на листочках.)
4. Социализация.
Группы зачитывают свои ответы (учитель записывает на доске).
Это ваше представление о жизни человека на начало урока.
5. А теперь подумайте и скажите:
В чем смысл человеческой жизни? Ее истина?
Зачем человек живет на свете?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,
Говорит одно девица,
Кто помнит, из какой сказки эти слова? (Быстро!)
Помните о чем они сказали? (Группы.)
«То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшкицаря
Родила богатыря».
И кого же выбрал царь?
Почему? (Пир даже на весь крещенный мир скоро закончится и придется мыть посуду. Полотно
тоже не век будет носиться. А сын богатырь – часть того смысла в жизни, который вечен. Он –
наследник царства).
6. Кто из вас помнит, когда считается, что мужчина не зря прожил жизнь.
Группам свой ответ нарисовать на листочках и вывесить на доску. (Защитить!!!)
7. Работа с информацией.
А теперь, каждая группа получает информационный блок.
а) Стихотворение Степанова, статьи.
б) Прочитайте и обсудите материал.
в) Конечная цель данной работы – скорректировать свой кластер, изменилось ли ваше отношение к
тому как надо прожить жизнь?г) Вспомните традиционное мировоззрение хакасов.
Мы знаем, что мир они делили… (На 3 части.)
Верхний, средний и нижний.
Мы в каком мире? (В среднем.)
Помните, как они говори нужно жить в среднем мире? (Если не помнят, дать соответствующий
материал.)
Какие правила нужно соблюдать? (Правила поведения в среднем мире.)
1. Относись к другому так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Бери от природы лишь то, что поддерживает жизнь, но не более.
3. Оберегай жизнь во всех проявлениях, не нарушай порядок, гармонию мира.
Чего нельзя делать в жизни? (Ответы.)
А теперь послушайте, что сказал Н. Островский?
«Жизнь дается один раз
И прожить ее надо так, чтобы
Не было мучительно больно за
Бесцельно прожитые годы…»
(Н. Островский. «Как закалялась сталь»)
И возвращаясь к нашему кластеру, что вы можете сказать о жизни теперь?
Говорят, если человек построил дом, вырастил сына, посадил дерево – жизнь прожил не зря.
Проблема:
А как вы думаете, Жизнь легко прожить?! (Жизнь прожить не поле перейти.)
У вас все еще впереди. А что вы узнали о жизни ваших родителей, бабушек. Как прожили свою жизнь
они? Что нового вы узнали?
(Сообщение учащихся о жизни родителей.)
8. Рефлексия (группы).
А теперь попробуйте составить синквейн к слову жизнь.
Синквейн:
1. Тема – 1 слово (существительное).
2. Описание темы – двумя прилагательными.
3. Описание действия – 3мя глаголами.
4. Фраза из четырех слов – отношение к теме.
5. Синоним из 1 слова, которое повторяет суть темы.
Жизнь.
Единственная, неповторимая.
Испытывает, восхищает, изумляет.
Он приносит радость всем.
Мгновенье (вечность).
Вы все сегодня поняли, что жизнь – это миг и как ее надо прожить, чтобы не было стыдно за прожитые
годы.
9. Оценка работы.
Спасибо за урок!
Оценки…
Литература.1. Лакоценина Т.П., Е.Е. Алимова. Современный урок. Ч. 5. Научнопрактическое пособие для
учителейметодистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений,
слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007. – 208 с.
2. Обществознание 89 кл. / Под ред. А.Ф. Никитина. – М.: Просвещение, 2003.