3.Эстафета «Важные буквы и цифры».
Все становятся в колонны, с двух сторон шахматного поля на расстояние 10 м.
Оборудование:баннер в виде шахматной доски, кубики с цифрами от 1 до 8, нужны
два комплекта и ещё два комплекта с буквами a, b, c, d, e, e, f, g, h.
5
Правила игры: Участники, выполняя упражнение «Лягушка» прыгают до
шахматного поля, берут одну их букв a, b, c, d, e, e, f, g, h и одну из цифр 12345678,
затем ставят комплект на шахматное поле в соответствии с вертикалью и
горизонталью. Обратно возвращаются бегом. Передают эстафету касанием руки
следующего участника. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с
заданием.
Оценивается: скорость, правильность выполнение упражнение и расстановки букв
и цифр.
4.Эстафета «Шахматная почта».
Оборудование: Баннер в виде напольной шахматнойдоски, 64 карточки с адресами
шахматных полей.
У каждой команды есть 32 карточки с шахматными адресами. По команде учителя
начинается эстафета: первый ученик бежит к баннеру. Во время движениякарточка
должна лежать на ладони - ее нельзя придерживать. Если карточка с шахматным
адресом упадет на землю, ее нужно поднять, положить на ладонь и продолжить
свой путь. Добежав до баннера, ученики должны найти адрес шахматного
поля, указанный в карточке и положить карточку на это поле. Обратно
ученики бегут по прямой и передают эстафету касанием руки следующему. Игра
продолжается до тех пор, пока все 64 карточки (32+32) с адресами не займут свое
место на баннере. Побеждает та команда, которая правильнее и быстрее
справилась с заданием.
Оценивается: скорость и правильно найденный адрес на конверте.
5. Игра «Танцующие шахматные поля».
Оборудование: Баннер в виде напольной шахматной доски, шапочки с
обозначением шахматных полей, демонстрационные карточки с шахматными
полями.
Дети превращаются в «шахматные поля». Играет музыка – «шахматные поля»
танцуют. Музыка останавливается. Каждый ученик должен правильно встать на
свое поле шахматной доски и правильно назвать свое поле. Если ученик
неправильно встал илинеправильно называет шахматное поле, то его команда
получает одно штрафное очко. Игру повторить несколько раз. Для следующего
этапа ученики меняются шапочками, и игра продолжается. Побеждает та
команда, которая правильнее и быстрее справилась с заданием.
Оценивается: скорость, правильно найденное поле и правильный ответ.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Построение.
- Чем занимались сегодня на уроке?
- В какие игры играли?
6
- Какая игра понравилась?
Приложение 3
Примерная технологическая карта интегрированного урока
физической культуры по модулю «Подвижные шахматы»
Класс:2 класс
Тема по физической культуре: Разучивание подвижных игр.
Тема по шахматам:Шахматная нотация.
Подвижные игры: «Важные буквы и цифры»,«Шахматная почта», «Танцующие
шахматные поля».
Цели урока: Развитие интереса к подвижным шахматным играм и универсальных
способностей посредством двигательного и коммуникативного опыта обучающихся
в игровой деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Познакомить с подвижными играми: «Важные буквы и цифры»,«Шахматная
почта»,«Танцующие шахматные поля».
2.Способствовать развитию силы, ловкости, выносливости, меткости, быстроты,
координации движений.
Развивающие:
Формировать умения обучающихся взаимодействовать со сверстниками в игровой
деятельности;
Развивать умение контролировать и давать оценку своим двигательным и
интеллектуальным действиям.
Воспитательные:
1.Формировать умение проявлять дисциплинированность, честность,
ответственность, упорство в достижении поставленной цели.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные (П):
• Знать названия шахматных полей и шахматных фигур.
• Находить и анализировать ошибки. Координировать и контролировать свои
действия.
• Оказывать помощь одноклассникам при выполнении упражнений.
- Метапредметные:
• Познавательные (П): соотносить изученные понятия с примерами.
• Коммуникативные (К): готовность вести диалог, вступать в речевое
общение.
• Регулятивные (Р): осуществлять действия по образцу, выявлять ошибки,
корректировать дальнейшую деятельность, оценивать правильность выполнения
учебной задачи.
- Личностные (Л):
7
• Принимать и осваивать социальную роль учащегося.
• Развивать навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
• Оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние.
Место проведения: спортивный зал.
Время: 45 мин
Оборудование:
1. Напольная большая шахматная доска - 1 шт.
2. Кубики (цилиндры) с буквами abcdefgh и цифрами 12345678–два комплекта
3. Карточки с адресами шахматных полей (a1,…h8) - 64 шт.
4. Шапочки с обозначением шахматных полей – 64 шт.
5. Музыкальный центр с колонками.
Межпредметные связи. ОБЖ, биология. Математика, Шахматы
Опорные понятия, термины. Шахматная нотация; шахматные фигуры: король,
ферзь, ладья,слон, конь, пешка;
Новые понятия. Игра в шахматы.
Организация пространства. Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Формы обучения. Беседа, объяснение, демонстрация выполнения упражнений,
наглядность.
Домашнее задание. На шахматной доске запомнить порядок цифр и букв, поиграть
с членами семьи в адреса шахматных полей.
Организационная структура урока
Этапы
урока.
Дозировка
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые
УУД
Обучающие
и развивающие
задания
Диагностирующие,
стимулирующие,
действенные вопросы,
предложения
1.Орг-момент
2 минуты.
Цель -
подготовить
класс к уроку,
создать
эмоциональны
й настрой.
- Дает команду на
построение в одну
шеренгу- Учитель
проверяет
готовность
учеников к уроку,
напоминает
основные
требования
техники
безопасности при
занятиях на
уроках.
Приветствует
учащихся.
«Физкультура и
спорт!», проверяет
эмоциональный
настрой на урок.
- Класс строится в
одну шеренгу.
Ответ на
приветствие.
«Здоровье!»-
Слушают учителя и
в соответствии со
своим
эмоциональным
состоянием
выполняют задание
- Правильно
выполнять
команды учителя,
анализировать и
контролировать
индивидуальное
эмоциональное
состояние. (Л).
Ходьба по залу: на носках, на
пятках, быстрым шагом;
упражнения в беге: приставными
шагами, змейкой. Ходьба с
упражнениями на восстановление
дыхания. ОРУ в парах («живое
зеркало): один ученик показывает
упражнение, второй должен без
ошибки за ним повторить. Затем
они меняются ролями
2. Мотивация
2 минуты
Цель –
сформировать
-Задает вопросы о
физических
качествах
шахматиста и
предлагает
учащимся
высказаться.
- Слушают учителя.
- Отвечают на
вопрос
- Осознавать
смысл
предстоящей
деятельности (П).
Анализировать
полученную
информацию и
Картинки с
изображениями
шахматной доски
и обозначение
полей.
-Ребята, как вы считаете, какими
физическими качествами, должен
обладать шахматист? -А какими
знаниями он должен хорошо
владеть? А вы хотите научиться?
Шахматист должен быть очень
внимателен и хорошо запоминать.
8
у детей
желание
заниматься
шахматами
Выслушивает
ответы учеников и
дополняет
необходимой
информацией. -
Озвучивает тему и
цель урока.
формулировать
предположения
(П)
И сегодня будем изучать, как
устроена шахматнаядоска. Какие
задачи вы можете поставить перед
собой на этом уроке?
3.Постановка
учебной
задачи
2 минуты
Цель-
поставить
перед классом
учебные
задачи
- Слушают учителя.
- Высказывают свое
мнение.
- Отвечают на
вопрос
- Уметь слушать,
высказывать свое
мнение, строить
монологическую
речь,
координировать
свои действия,
принимать точку
зрения других
учащихся (К).-
Принимать и
сохранять
учебную задачу
(Р).
4.
Актуализация
знаний. (10
мин.)
Цель -
подготовить
организм к
дальнейшим
действиям,
связь с
предыдущими
уроками
- Задает вопрос.
- Дает команды
для выполнения
упражнений в
ходьбе и беге
- Корректирует
учащихся по ходу
движения.
- Останавливает
класс.
- Перестраивает
класс в две
колонны.
-контролирует
выполнение ОРУ в
парах
- Слушают учителя.
- Отвечают на
вопрос
Двигаясь в колонне
по одному,
выполняют задания
учителя.
- Соблюдают
интервал во время
движения 1 метр,
акцентируют
внимание на
правильное
выполнение
упражнений
-Ученики
останавливаются
- Перестраиваются в
две колонны.
Выполняют ОРУ в
парах
- Проводить
подготовку
организма к
эффективной
работе на уроке
(Л). Постановка и
удержание
учебной цели на
каждом этапе
выполнения
учебного
задания, прогнозир
овать результат,
уметь
контролировать
собственные
действия (Р).
- Осознание
учебной ситуации,
выбор способов
выполнения
заданий. (П)
Ходьба по залу:
На носках
На пятках
Быстрым шагом
Упражнения в
беге:
Приставными
шагами
Змейкой
Ходьба с
упражнениями на
восстановление
дыхания
ОРУ в парах
(«живое зеркало)
Один ученик
показывает
упражнение,
второй должен без
ошибки за ним
повторить.
Затем они
меняются ролями
- Без чего нельзя начинать
тренировку, урок физической
культуры?
А сейчас мы с вами сделаем
разминку.
Ребята, на протяжении всего урока
соблюдаем правила техники
безопасности.
Вы готовы?
- Направо! В обход по залу шагом
марш!
- Набрать дистанцию 2 шага.
-Руки вверх, на носках марш!
- Руки за голову, на пятках марш!
-Согнуть руки в локтях, быстрым
шагом марш!
-Медленно бегом марш!
-Перемещения приставными
шагами правым и левым боком.
- Бег змейкой (с использованием
фишек)
- Шагом марш!
Упражнения на восстановление
дыхания
-Налево в колонну по 2 марш,
дистанция 2 метра.
Вы молодцы, и я предлагаю
сделать ОРУ используя технику
«Живое зеркало»
Основная часть
5. Повторение
пройденного
материала:
2 минуты.
Цель
–повторить
пройденный
материал
«Шахматная
Учитель задает
вопросы для
проверки
пройденного
материала.
Ученики слушают
учителя и отвечают
на вопросы.
Уметь
воспринимать
объяснение
учителя. (К).
Правильно (Л).
выполнять все
задания учителя.
Контролировать,
оценивать
результаты
собственной
деятельности (Р).
Что обозначает словосочетание
«Шахматная нотация»? Шахматная
нотация –специальная система
записи ходов шахматной партии,
её фрагментов или расположения
фигур на шахматной доске.-Для
чего нужны обозначения полей?
Шахматная нотация необходима
для записи шахматной партии или
обозначения положения фигур на
шахматной доске.
9
нотация». Соотносить (П).
реальный
результат с
нормой через
самооценку
6.Повторение
и закрепление
проводим
эстафеты с
элементами
шахмат.
20 минут
Цель –
совершенствов
ать знание
шахматного
поля и технику
выполнение
физических
упражнении.
Организует
расстановку
инвентаря и
напоминает про
технику
безопасности при
работе с ними,
объясняет и
показывает
правильное
выполнение
упражнений,
следит за
положением
туловища,
постановкой стоп
и работой рук
-Внимательно
следим за полем,
не отвлекаемся,
включаем
периферическое
зрение, для
быстрого
нахождение своего
поля, -
напоминаем, что
вовремя
выполнения
нельзя толкать и
громко говорить.
- Помогают в
расстановке
инвентаря и
слушают учителя,
наблюдают за
техникой
выполнения
упражнения, -
выполняют
упражнения
-Наблюдают за
техникой
выполнения
партнера и затем
дают комментарий,
что получилось и на
что обратить
внимание
- Соотносить
реальный
результат с
нормой через
самооценку (П).
- Уметь
анализировать и
находить ошибки
(П).
1.Эстафета
«Важные буквы и
цифры». Правила
игры: Участники,
выполняя
упражнение
«Лягушка»
прыгают до
шахматного поля,
берут букву
abcdefgh или
цифру 12345678 и
ставят на край
баннера, в
соответствиис
вертикалями и
горизонталями.
Обратно
возвращаются
бегом. Передают
эстафету касанием
руки следующего
участника.
Побеждает та
команда, которая
быстрее
справилась с
заданием.
Оценивается:
скорость,
правильность
выполнение
упражнение и
расстановки букв
и цифр.
2. Эстафета
«Шахматная
почта».
Каждой команде
дают по 32
карточки с
шахматными
адресами. Первые
игроки с каждой
команды бегут до
большого
шахматного поля.
Во время игры
карточка должна
лежать на ладони
сама по себе -
ееникак нельзя
придерживать.
Если карточка с
шахматным
адресом вдруг
упадет на землю,
ее нужно поднять,
положить на
ладонь и
продолжить свой
Все становятся в колонны, с двух
сторон шахматного поле на
расстояние 10 м. Оборудование:
большое шахматное поле
(напольное), кубики(цилиндры) с
цифрами от 1 до 8 -2 комплекта и
буквами abcdefgh – 2 комплекта.
Оборудование: Большое
шахматное поле, 64 карточки с
адресами для каждого шахматного
поля (a1…h8).
Ребята, давайте вспомним какие
правила существуют при
нахождении адреса шахматного
поле? Все упражнения выполняем
и заканчиваем по команде учителя.
Оборудование: Большое
шахматное поле, шапочки с
обозначением шахматных полей,
демонстрационные карточки с
шахматными полями. -
Внимательно следим за полем, не
отвлекаемся, включаем
периферическое зрение, для
быстрого нахождение своего поля.
- во время выполнения нельзя
толкать и громко говорить.
10
путь. Добежав до
большого
шахматного поля,
участники должны
найти адрес
шахматного поля,
указанный на
конверте и
положить его на
это поле.
Участники бегут
по прямой и
передают эстафету
касанием руки
следующего
участника. Игра
продолжается до
тех пор, пока все
64 карточки
(32+32) с адресами
не займут свое
место на
шахматном поле.
Побеждает та
команда, которая
правильнее и
быстрее
справилась с
заданием.
Оценивается:
скорость и
правильно
найденный адрес
на карточке.
3.Игра
«Танцующие
шахматные
поля».
Дети становятся
«шахматными
полями». Играет
музыка –
«шахматные поля»
танцуют. Музыка
останавливается.
Каждый участник
должен правильно
встать на свое
поле шахматной
доски и правильно
назвать свое поле.
Если участник
неправильно встал
и говорит не верно
обозначение
шахматного поля,
то его команда
получает одно
штрафное очко.
Игру повторить
несколько раз. Для
следующего этапа
участники
11
меняются
шапочками, и игра
продолжается.
Побеждает та
команда, которая
правильнее и
быстрее
справилась с
заданием.
Оценивается:
скорость,
правильно
найденное поле и
правильный ответ.
Заключительная часть
7.Рефлексия.
2 минуты.
Цель -
провести
самооценку
своей
деятельности
на уроке.
- Самооценка.
- Оценка
настроения.
- Проводят
самооценку.
- Оценивают урок.
- В устной форме
сопоставляют цель,
поставленную в
начале урока, с
результатом на
конец урока.
-Оценивают свое
эмоциональное
состояние после
урока.
- Оценивать свою
собственную
деятельность,
эмоциональное
состояние (Л).
Выявлять ошибки,
корректировать
дальнейшую
деятельность (Л).-
Соотнести свои
действия и
результаты с
поставленными
задачами на уроке
(Р).- Уметь
анализировать
допущенные
ошибки (П).
- Вспомните, какие задачи вы
ставили для себя на этот урок. А
теперь подумайте и оцените себя.
Если вы всё выполняли правильно,
и у вас всё получилось с первого
раза – 5 шагов вперед. -Если
допускали неточности при
выполнении и надо поработать над
техникой - 4 шага вперед. Если вы
очень старались, но пока не все
еще получается – 3 шага вперед.
Если вам все сегодня понравилось
на уроке, вы поднимите руки
вверх. Если вам 50х50, вы просто
стоите на месте. Если вам не
понравился урок, то вы присядете
8.Итоги урока.
5 минут.
Цель –
подвести итоги
урока, оценить
учащихся,
выставить
оценки и дать
домашнее
задание.
- Оценивает
учащихся. - Дает
домашнее задание.
- Благодарит за
урок и прощается
с ребятами.
- Дает команду
покинуть
спортивный зал.
- Узнают оценку за
урок. Получают
домашнее задание.
- Прощаются с
учителем.
(«До свиданья!»)
- Строем покидают
спортивную зал.
-Оценивать свою
собственную
деятельность,
эмоциональное
состояние (Л).
Выявлять ошибки,
корректировать
дальнейшую
деятельность (Л).
Соотнести свои
действия и
результаты с
поставленными
задачами на уроке
(Р).- Уметь
анализировать
допущенные
ошибки (П).
Выполнять
упражнения на
восстановление
внимание! Игра
«Класс смирно!»
Учитель
показывает
движение со
словами Класс
делай раз, все
выполняют. Если
слова класс не
прозвучала «Делай
два», то не нужно
выполнять. Кто
ошибся, делает
шаг в перед.
Выигрывает тот,
кто остался на
месте.
- Класс! Смирно! Урок окончен. До
свиданья!
- Направо! На выход шагом марш!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.