Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Оценка 4.9

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Оценка 4.9
Лекции
doc
естествознание
Взрослым
26.06.2017
Естественнонаучная и  гуманитарная культуры
Материал для обучения в высших учебных заведениях по курсу "Концепции современного естествознания" и "Естественно-научная картина мира" для студентов-очников гуманитарных факультетов. Тема №1 "Естественно-научная и гуманитарная культуры" с практикумом и кратким тестом для проверки полученных знаний (в тестах выделены жирным шрифтом правильные ответы).
тема 1.doc
тема 1: Естественнонаучная и  гуманитарная культуры   Введение   1.1.Специфика и взаимосвязь естественно­научного  и гуманитарного типов культур   1.1.1.Истоки и предмет спора «двух культур»   1.1.2.«Науки о природе» и «науки о духе»   1.1.3.Единство и взаимосвязь естественно­научной    и гуманитарной культур Введение Большинство   из   нас   уже   в   школьные   годы   обнаруживают   в   себе   некоторую предрасположенность,   склонность   к   дисциплинам   либо   гуманитарного,   либо   естественно­ научного профиля. Любопытно, что речь при этом идет не об отдельных «любимых предметах», а о целых «блоках» учебных дисциплин. Если кому­то нравится история, то можно почти наверняка утверждать, что не останутся без внимания также и литература, языки, и прочие гуманитарные предметы. Равно как и наоборот: если человек проявляет способности в области математики, то, как правило, он будет неплохо разбираться и в физике, космологии и т.д. Для отдельного человека вопрос различения гуманитаристики и натуралистки  (ОТ  лат. humanitas — человеческая природа и nature — природа, соответственно) оборачивается главным образом   проблемой   выбора   рода  занятий,   профессии,   формирования   культурных   навыков   и привычек.   Для  общества   в   целом   проблемы   выбора,   разумеется,   нет,   но   есть   проблема совмещения, взаимосогласованности и гармонии ценностей двух типов культур — естественно­ научной и гуманитарной. Давайте попробуем разобраться в содержании этой проблемы. 1.1. Специфика и взаимосвязь естественно­научного и гуманитарного типов культур Для   начала   определимся   с   исходными   понятиями.   Коль   скоро   речь   пойдет   о   типах культур, то в определении нуждается в первую очередь само понятие «культура». Оставив в стороне дискуссии о сложности и неоднозначности этого понятия, остановимся на одном из самых простых его определений: Культура  —   это   совокупность   созданных   человеком   материальных   и   духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. С помощью данного понятия  обычно подчеркивают  надприродный,  чисто социальный характер человеческого бытия. Культура — это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.  Наглядно проиллюстрировать  этот тезис может известное античное рассуждение о «природе вещей»: если, допустим, посадить в землю черенок оливы, то из него вырастет новая олива. А если закопать в землю скамейку из оливы, то вырастет отнюдь не скамейка, а опять же новая олива! То есть сохранится только природная основа этого предмета, а чисто человеческая — исчезнет. Однако   кроме   тривиальной   мысли   о   хрупкости   созданий   нашей   культуры   из   этого примера   можно   извлечь   и   другую   мораль.   Суть   ее   в   том,   что   мир   человеческой   культуры существует   не  рядом  с   природным,   а  внутри  него   и   потому   неразрывно   с   ним   связан. Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить, как минимум, на две составляющие — природную основу и его социальное содержание и оформление. Именно эта двойственность мира культуры и является в итоге основанием возникновения двух   ее   типов,   которые   принято   называть  естественно­научным   типом  и  гуманитарным. Предметная   область   первого   —   чисто   природные   свойства,   связи   и   отношения   вещей, «работающие»   в   мире   человеческой   культуры   в   виде   естественных   наук,   технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры — гуманитарный   —   охватывает   область   явлений,   в   которых   представлены   свойства,   связи   и отношения  самих  людей  как   существ,  во­первых,  социальных  (общественных),  а  во­вторых, духовных,   наделенных   разумом.   В   него   входят   «человековедческие»   науки   (философия, социология, история и др.), а также религия, мораль, право и т.д. 1.1.1. Истоки и предмет спора «двух культур»     Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов (естественно­научного и гуманитарного) стало предметом философского анализа еще в XIX в., в пору формирования большинства   наук   о   проявлениях   человеческого   духа   (религиоведения,   эстетики,   теории государства   и   права).   Однако   в   ту   эпоху   интерес   к   данной   проблеме   носил   больше теоретический, академический характер. В  XX  в. эта проблема перешла уже в практическую плоскость: возникло четкое ощущение растущего разрыва естественно­научной и гуманитарной культур. Проще говоря, гуманитарии и «естественники» (технари) элементарно перестали друг друга понимать. А взаимное непонимание автоматически снижает интерес и уважение друг к другу, что в свою очередь чревато открытой конфронтацией и враждой. И это отнюдь не надуманные страсти, а совершенно реальная угроза развитию культуры. Ведь культура — это прежде всего система общественных ценностей. Общее признание какого­ либо   набора   таких   ценностей   консолидирует,   сплачивает   общество.   Поклонение   же   разным ценностям, ценностный раскол в культуре — явление достаточно опасное. Вспомним хотя бы яростное отрицание религиозных ценностей создателями советского государства в 20—30­е годы и практику разрушения храмов, разгона религиозных общин и т.п. Много ли пользы принесло нашему обществу столь суровое внедрение антирелигиозных ценностей? Взаимонепонимание и неприятие людьми разных систем ценностей всегда чревато негативными последствиями. То же относится и к разногласиям естествоиспытателей и гуманитариев. К   взаимопониманию   же   можно   прийти,   начав   хотя   бы   с   анализа   причин   и   условий появления   взаимонепонимания.   Почему,   например,   конфронтация   естественно­научной   и гуманитарной культур обострилась именно в  XX в., причем во второй его половине? Ответ на этот   вопрос   очевиден.   Это   время   отмечено   грандиозными   успехами   естествознания   и практических его воплощений. Создание атомных реакторов, телевидения, компьютеров, выход человека в космос, расшифровка генетического кода — эти и другие выдающиеся достижения естественно­научной культуры зримо меняли стиль и образ жизни человека. Гуманитарная же культура   предъявить   что­нибудь   равноценное,   к   сожалению,   не   смогла.   Однако   и   принять стандарты   и   образцы   мышления   естествоиспытателей   она   упорно   отказывалась.   В   итоге гуманитарная культура, культивируя свою специфику и обособленность, все больше производила впечатление какой­то архаики, имеющей разве что музейную ценность и пригодной лишь для развлечения и досуга уставшего от практических забот носителя естественно­научной культуры. Таков был исходный пункт многочисленных споров «физиков» и «лириков» о судьбах двух   культур,   пик   которых   пришелся   на   60­е   годы   нашего   столетия.   В   центре   внимания оказались статус и общественная значимость двух типов наук: естественных и гуманитарных. Конечно,   понятия   соответствующих   типов   культур   много   объемнее   и   сложнее.   Однако   в конечном   счете   их   современный   облик   и   структуру   определяют   именно   естественные   и гуманитарные науки. Поэтому анализировать существо обсуждаемой проблемы в принципе легче и проще как раз на примере различения гуманитарного и естественно­научного знания. Может, правда, показаться, что тут и проблемы­то никакой нет. Ясно, что гуманитарные и естественные науки различаются по своему объекту. Первые изучают человека и общество, а вторые — природу. Что же здесь проблематичного? Однако   проблема   все­таки   есть.   Ее   можно   уловить   даже   в   нашем   обычном словоупотреблении.   Мы   привыкли,   к   примеру,   называть   разделы   естествознания   «точными науками». Никого не удивляет противопоставление точных наук гуманитарным. Но если быть последовательным и соблюдать правила логики, то получится, что гуманитарные науки — науки «неточные»? Так ведь таких не может быть просто по определению. В этом­то и заключается часть обсуждаемой проблемы. Интуитивно   ясно,   что   как   бы   гуманитарные   науки   ни   старались,   достичь   точности, строгости и доказательности наук естественных им не дано. Подобное положение давно уже служит главной мишенью для критических стрел представителей естествознания: ну что это за наука такая, например, история, если в ней возможны взаимоисключающие оценки одних и тех же событий?! Для одних историков события октября 1917 г. в России есть великая революция и прорыв   в   будущее,   а   для   других   —   банальный   политический   переворот   с   трагическими последствиями. Или, допустим, любой школьник знает из литературоведения, что Шекспир — гений.   А   вот   другой   литературный   гений   —   Л.Н.   Толстой   —   сей   факт   с   непостижимым упорством отрицал, не обращая внимания ни на какие «научные» изыскания в этой области. Попробовал   бы   он   отрицать   геометрию   Евклида   или   механику   Ньютона.   А   Шекспира   — пожалуйста.   Создается   впечатление,   что   в   гуманитаристике   порой   вообще   невозможно   что­ нибудь   доказать   рациональными   аргументами.   И   признание   каких­либо   достижений   в   этих областях   —   лишь   вопрос   вкуса   и   веры.   Оттого   и   возникает   у   многих   представителей естествознания   слегка   пренебрежительное   отношение   к   результатам   гуманитарных   наук. Полученное   здесь   знание   рисуется   каким­то   неполноценным,   не   дотягивающим   до   статуса научности. Гуманитарии   в   этом   споре   тоже   в   долгу   не   остаются.   Защищаясь   от   обвинений   в неоднозначности своих выводов, они в основном апеллируют к неимоверной сложности объекта исследований. Ведь нет в природе более сложного объекта для изучения, чем человек. Звезды, планеты, атомы, молекулы — в конечном счете структуры достаточно простые или, по крайней мере,   разложимые   на   сотню   с   лишним   химических   элементов   или   пару   сотен   элементарных частиц. А типов фундаментальных взаимодействий между ними вообще всего четыре! Да и те вот­вот сведут к одному­единственному. Кроме   того,   поведение   природных   объектов   однозначно   детерминировано   законами природы и поэтому четко предсказуемо. Планета Земля или какой­нибудь электрон не выбирают произвольно, по каким орбитам им двигаться или в какую сторону вращаться. Другое дело — человек,   обладающий   свободой   воли.   Нет  таких   законов  в   природе,   которые   бы   однозначно предписывали   человеку,   по   каким   траекториям   ему   перемещаться,   какой   род   занятий (гуманитарный   или   естественно­научный,   например)   предпочесть   или   как   свою   страну обустроить. Более того, даже сам факт пребывания человека в этом мире, и тот может служить предметом его собственного произвольного выбора! О какой же однозначной предсказуемости событий можно тут говорить? Конечно, между поведением человека и природных объектов можно обнаружить некие параллели   и   даже   какое­то   единство.   Но   есть   одна   чисто   человеческая   сфера   реальности, аналогов которой в природном мире нет. Дело в том, что человек живет не только в мире вещей, но и в мире смыслов, символов, знаков. Какой­нибудь кусок золота для нынешнего человека не просто пластичный металл, но и предмет вожделений, страстей, символ власти и престижа. Этот смысл управляет поведением человека не в меньшей степени, чем природные факторы, а может быть, и в большей, раз «люди гибнут за металл». А это уже совсем другая реальность, куда естествознанию доступа нет. Во   всем,   что   делает   человек,   ему   нужно   отчетливо   видеть   прежде   всего   смысл! Бессмысленность деятельности (Сизифов труд) — самое страшное наказание. Проясняют же смысл   бытия   человека,   общества,   Вселенной,   а   порой   и   его   создают   (просто   придумывают) именно гуманитарные области знания. Так что им тоже есть чем похвастаться перед естествознанием: они «очеловечивают», наполняют смыслом и ценностью холодно­безразличный к нуждам человека природный мир. И в конце концов, что для человека важнее: знать, из каких клеток и тканей он состоит или в чем смысл его существования? Вопрос этот, быть может, не совсем корректен, ибо ясно, что хорошо бы   знать   и   то,   и   другое.   Однако   он   достаточно   четко   высвечивает   разницу   в   компетенции естественных и гуманитарных наук и культур. Основная проблема их различения, однако, заключается не в том, кто главнее или нужнее, а в том, почему стандарты научности естествознания слабо применимы в гуманитарных областях и, соответственно, куда направлять усилия: продолжать ли, увы, до сих пор не слишком удачные попытки   внедрения   естественно­научных   образцов   и   методов   в   гуманитаристику   или сосредоточиться на выявлении специфики последней и разрабатывать для нее особые требования и стандарты научности? Вопрос этот не имеет ныне окончательного решения, и поиск ответа на него ведется по обоим   обозначенным   направлениям.   И  все   же   к  настоящему   моменту   сложилась   устойчивая традиция   достаточно   строгого   различения   гуманитарного   и   естественно­научного   знания   по принципиально   не   сводимым   к   общему   знаменателю   особенностям   их   объектов,   методов   и образцов научности.   1.1.2. «Науки о природе» и «науки о духе»     Впервые проблема различения «наук о природе» и «наук о духе» была поставлена во второй половине XIX в. такими философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндель­банд, Генрих Риккерт)  и «философия жизни» (Вильгельм Дильтей).  Накопленные с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так. Объяснение — понимание. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее   явления   безгласны,   немы   и   холодно   равнодушны   по   отношению   к   нам.   Их   исследование поэтому сводится  к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия,  общее и особенное,   необходимое   и   случайное   и   проч.   Все   в   природе   жестко   сцеплено   причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение — главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои Собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию, т.е. такой познавательной процедуре, в которой мы можем как бы поставить себя на место другого и «изнутри» почувствовать и пережить какое­либо историческое событие, религиозное откровение или эстетический восторг. При этом жизнь человеческая не сводима полностью к рациональным началам. В ней всегда есть место и иррациональному — в принципе необъяснимым по причинно­ следственной схеме порывам и движениям души. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой. Генерализация   —   индивидуализация.  Другим   существенным   основанием   выделения специфики  наук  о  природе  и  наук  о  духе   являются  особенности  метода   исследования.   Для первых   характерен   метод  генерализирующий  (выделяющий   общее   в   вещах),   для   вторых   — индивидуализирующий (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления). Цель наук о природе  — отыскать общее в разнообразных явлениях,  подвести  их под единое   правило.   И   чем   больше   различных   объектов   подпадает   под   найденное   обобщение (генерализацию),   тем   фундаментальнее   данный   закон.   Обычный   камень   или   целая   планета, галактика   или   космическая   пыль   —   различия   объектов   несущественны,   если   речь   идет   о формуле   закона   всемирного   тяготения:   она   одинакова   для   всех.   Примерно   1,5   млн   видов животных обитают на нашей планете, однако механизм передачи наследственных признаков у всех один и тот же. На поиск таких универсальных обобщений и ориентированы естественные науки. Единичные объекты или отдельные особи не имеют для них значения. Гуманитарная наука, если она хочет оставаться именно наукой, также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие правила, законы. Она   это   и   делает,   только   весьма   своеобразно.   Ведь   сфера   ее   компетенции   —   человек.   А последний, как бы он ни был сир и убог, все же имеет для культуры большее значение, чем какой­нибудь   электрон  для   физика­экспериментатора  или  бабочка  для   энтомолога.   Поэтому пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее в сфере гуманитарной реальности, разумеется, тоже есть. Но оно должно быть представлено только в неразрывной связи с индивидуальным. Вспомним, например, литературных героев. Господа Чацкий, Онегин, Чичиков, Базаров и прочие известны нам прежде всего как литературные типы, т.е. некоторые обобщения реальных черт множества реальных персон. «Типические характеры в типических обстоятельствах» — вот «сверхзадача» литературы и наук о ней. Значит, и тут присутствует ориентация на выделение общего в исследуемой реальности. Однако все эти литературные типы являются одновременно и яркими индивидуальностями, уникальными и неповторимыми личностями. И без такого, строго индивидуального воплощения подобные типы просто не существуют. Та   же   картина   вырисовывается   и   в   других   областях   гуманита­ристики.   Любое историческое   событие   (революция,   например)   несет   в   себе,   без   сомнения,   некоторые   общие черты, сходство с другими событиями. 14 при желании можно даже построить некую общую модель   всех   событий   такого   рода.   Но   без   наполнения   этой   общей   конструкции   сугубо индивидуальными,   личными   страстями,   эмоциями,   амбициями   конкретных   участников   не получится   никакой   истории.   Только   индивидуализация,   воплощение   как   «темных»,   так   и прогрессивных сил истории в конкретных людях и их делах может дать историку шанс сделать что­то ценное в своей науке. Таким образом, «индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему»   методу  наук  естественных.   Заметим   в  скобках,  что  подчеркиваемая   в гуманитаристике   неразрывная   связь   общего   и   индивидуального   вовсе   не   является   ее исключительным достоянием. Подобная связь существует везде. Общее в природе точно так же проявляется   только   через   отдельные,   конкретные   объекты.   И   наверное,   любой   электрон   во Вселенной   на   своем   уровне   так   же   уникален   и   неповторим,   как   и   конкретный   человек   в обществе. Все дело в том, что наука принадлежит не вообще Вселенной, а человеку. Поэтому индивидуальность последнего в науке может иметь значение, а индивидуальность электрона — нет. Отношение   к   ценностям.  Следующим   параметром,   разводящим   гуманитарные   и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. А точнее, степень влияния человеческих ценностей на характер и направленность научного знания. Под  ценностями  обычно   понимают   общественную   или   личностную   значимость   для человека   тех   или   иных   явлений   природной   и   социальной   реальности.   Это   могут   быть   и конкретные  предметы  жизненного обихода  (пища, кров, достаток),  и высокие  идеалы  добра, справедливости, красоты и т.д. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину.   Свою   лепту   в   разграничение   гуманитарных   и   естественных   наук   ценности   вносят «сомнительным»   в   научном   плане   способом   их   обоснования.   Суть   в   том,   что   строго теоретически обосновать выбор человеком тех или иных ценностей невозможно (хотя порой и очень хочется). Сравним для примера два суждения. Первое: «данная глава учебника по объему меньше следующей». Можно ли установить истинность этого суждения эмпирическим,  т.е. опытным, путем? Нет ничего проще — достаточно посчитать количество страниц в обеих главах. Вывод будет однозначным, и вряд ли кому придет в голову его оспаривать. Но вот другое суждение: «данная глава учебника интереснее следующей». Утверждение совершенно простое, обычное. Но можно ли дать точное эмпирическое подтверждение такому выводу? Вряд ли. Ибо для однозначного подтверждения или опровержения данного суждения отсутствует  какая­либо  объективная  общая  норма.  Однако таковы  все   суждения,  в  которых оперируют понятиями «лучше», «красивее», «справедливее» и т.д. Они не подлежат проверке на истинность, поскольку апеллируют к человеческим ценностям, богатство которых бесконечно, а выбор во многом произволен. Поэтому   в   едином   мире   гуманитарной   культуры   мирно   могут   уживаться   Христос   и Будда,   классика   и   модернизм   и   т.п.   Не   может   избежать   ценностно­окрашенных   суждений   и гуманитарно­научное знание. Как бы ни старалась, например, теория политической демократии опираться исключительно на «чистые» факты и рациональные аргументы, ей никак не удается спрятать   свой   исходный   ценностный   посыл:   неистребимое   стремление   людей   к   свободе   и равенству.   А   оно   иррационально   никак   не   менее,   чем   рационально:   ведь   зачастую   свободу гораздо труднее выносить, чем несвободу (вспомните «Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского); а доведенное до логического конца равенство приводит к господству «всеобщей серости»   (К.Н.   Леонтьев),   отсутствию   творческих   дерзаний   и   романтической   героики.   Но притягательность свободы и равенства от этого почему­то не угасает, напротив, вдохновляет людей на все новые усилия. Так что ценностный характер этих понятий очевиден. Но это ставит политическую теорию в двусмысленное положение: ей приходится подбирать аргументы под заранее сделанный выбор! Естествознание   же   всегда   гордилось   тем,   что   в   нем   невозможны   подобные   ситуации. Естественные науки добровольно принимают «диктатуру фактов», которые должны найти свое объяснение   совершенно   независимо   от   каких   бы   то   ни   было   предпочтений   и   приоритетов познающего   субъекта.   Умение   анализировать   мир   в   его   собственной   логике   и законосообразности, видеть мир таким, «каков он есть сам по себе» — важнейшее достоинство естествознания. Поэтому оно не сомневается в том, что устанавливаемые им истины объективны, общеобязательны и в любой момент могут быть подтверждены опытом. У истин гуманитарных, благодаря их связи с ценностями, отношения с опытом сложнее. Ведь они раскрывают не только то, что в социальном мире реально  есть,  но и то, что в нем должно   быть!  А   представления   о   должном   (в   отличие   от   представлений   о   сущем)   часто формируются  несмотря на  и даже  вопреки  наличному опыту. Ведь сколь бы беспросветна и безнадежна ни была наша жизнь, всегда сохраняется вера в лучшее, в то, что рано или поздно идеалы добра, справедливости, красоты найдут свое практическое воплощение. Таким образом, ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упорно изгонялись. Но, как показало развитие событий   в  XX  в.,   и   естественные   науки   не   вправе   считать   себя   полностью   свободными   от ценностей. Хотя, конечно, влияние последних на естествознание гораздо меньше и далеко не так очевидно, как в области знания гуманитарного. Антропоцентризм.  Признание ценностной природы гуманитарного знания имеет и ряд других   важных   следствий   для   проблемы   различения   гуманитарных   и   естественных   наук.   В частности, естествознание потратило немало усилий,  чтобы избавиться от присущего ему на первых   порах  антропоцентризма,  т.е.   представления   о   центральном   месте   человека   в мироздании в целом. Более точно представляя реальные масштабы и бесконечное разнообразие форм существования мира в целом, некоторые нынешние естествоиспытатели даже позволяют себе   сравнивать   человечество   со   случайно   возникшим   налетом   плесени   где­то   на   задворках одной   из   мелких   галактик,   затерявшейся   на   просторах   необъятной   Вселенной.   Сравнение, возможно,   обидное,   но   при   объективной   оценке   масштабов   человеческой   активности   во Вселенной может быть даже и почетное. На   таком   фоне   подлинное   утешение   и   необходимую   дозу   самоуважения   доставляют человечеству   лишь   гуманитарные   науки.   В   них   человек   по­прежнему   находится   в   центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению. Идеологическая   нейтральность   —   нагруженность.  Еще   одним   важным   следствием ценностной деформации научного знания является его идеологическая нагруженность. Дело в том, что ценностная природа знания в конечном счете означает его зависимость от приоритетов и предпочтений познающего субъекта. Но последний вовсе не абстрактная величина, а конкретный человек   или   группа   лиц,   которые   работают   в   конкретных   исторических   условиях   и, следовательно, принадлежат к не менее конкретному социальному слою, классу, нации и т.д. Каждая   же   из   этих   социальных   групп   обладает   собственным   набором   экономических, политических, социальных и прочих интересов. Поэтому при изучении коллизий общественной жизни наличие таких интересов не может не влиять на конечные выводы исследователя, как бы тот ни старался этого избежать. Уж на что мудрым человеком был древнегреческий философ  Аристотель,  но и он, к примеру,   отказывал   земледельцам   и   ремесленникам   в   предоставлении   прав   гражданина, поскольку­де земледелие и ремесла хоть и необходимы для жизни, но «противны добродетели». Добродетельным, с его точки зрения, можно стать, лишь освободившись от забот о делах первой необходимости. Ясно, что такой вывод великого искателя истины (которая ему дороже Платона, помните?)   есть   прямое   следствие   его   собственного   образа   жизни,   определяемого принадлежностью к привилегированным слоям общества. Теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально­групповой интерес, называется идеологией. Идеология не тождественна науке, но частично с ней совпадает, так как использует   знание   теоретического,   научного   уровня.   Расхождение   же   между   ними   лежит   в области целей и задач: наука ищет истину, идеология стремится обосновать и оправдать какой­ либо   социальный  интерес.  А   поскольку   истину   в   области   обществознания   ищут   вполне конкретные   представители   определенных   социальных   групп   (наций,   классов   и   проч.),   то происходит взаимоналожение научных и идеологических устремлений; и гуманитарные науки невольно оказываются идеологически нагруженными. В естествознании картина иная. Его объект — мир природы, — по счастью, не является полем   столкновения   противоречивых   общественных   интересов;   и   его   конечные   выводы практически не затрагивают интересы конкурирующих социальных групп. Поэтому естественные науки идеологически нейтральны. А если в них и представлен какой­либо социальный интерес, то, наверное, общечеловеческий. Субъектно­объектное отношение.  Различия в объекте познания (мир природы и мир человека)   являются,   конечно,   главным   основанием   выделения   специфики   гуманитарных   и естественных  наук. Но  оказывается  в  обоих  случаях  не  менее  важны  и  отношения  объекта познания   и   его  субъекта   (того,  кто  познает).  В   области   естествознания   субъект   (человек)   и объект познания (природа) строго разделены. Человек как бы наблюдает природный мир «со стороны»,   отстраненно.   В   сфере   же   гуманитарной   субъект   (человек)   и   объект   познания (общество) частично совпадают. Это ведь по сути  самопознание  общества. Такое положение приводит к весьма любопытным последствиям. Если, например, физику не удался какой­либо эксперимент, то причину неудачи ищут только в сфере субъективной: неверна теория, не отлажена методика и т.д. В любом случае природа (объект познания) «виноватой» быть не может! Обществоведу в этом плане гораздо сложнее. Если какой­либо «социальный эксперимент» — социализм, допустим, — не удался, то это совершенно не обязательно означает, что неверна теория. «Виновником» неудачи может быть и   сам   «объект»   этой   теории   —   народ,   который   еще   «не   созрел»,   не   понял,   не   оценил социалистических   перспектив,   а   то   и   просто   пожалел   усилий   для   их   практического осуществления. Во многом именно поэтому разного рода иллюзии и заблуждения в гуманитарных науках держатся гораздо прочнее и дольше, нежели в науках естественных. Количество  —  качество.  Существенное   значение   в   обсуждаемой   проблеме   имеет   и очевидная разница в объеме применения общенаучных методов естественной и гуманитарной отраслями научного знания. Естествознание, как известно, превратилось в полноценную науку с тех самых пор, как сумело опереться на экспериментально­математические методы. Со времен Г.   Галилея  представители   естественных   наук   решили   иметь   дело   только   с   теми характеристиками   природных   объектов,   которые   можно   как­то   измерить,   выразить количественно (величина, масса, сила и проч.). А если сразу не получается, то с ними можно и нужно экспериментировать, т.е. создавать искусственно такие условия, при которых искомые количественные   параметры   обязательно   проявятся.   Именно   упор   на   строго   объективную количественную оценку изучаемых объектов и принес естествознанию славу «точных наук». Гуманитариям  в  этом  плане  повезло  меньше.  Мало  того,  что  изучаемые  ими   явления плохо поддаются математической (количественной) обработке, так еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из­за моральных запретов. (Из гуманитарных наук разве что у психологии есть обширная экспериментальная база.) Устойчивость — подвижность объекта. Наверное, заслуживает упоминания и разница в степени устойчивости природных и социальных объектов. Изучение первых — дело необычайно благодарное.  Физик  вполне  может  быть  уверен, что какая­нибудь  элементарная  частица  или целая звезда практически не изменились со времен древних греков. Для появления нового вида растений   или  животных   тоже   требуется  не  одна  сотня,  а  то  и  тысяча  лет.   По  сравнению  с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны. Постоянство   же   объектов   социальных   иное.   Их   динамика   вполне   сопоставима   с протяженностью жизни отдельного человека. Среднее и старшее поколения нынешних россиян, к примеру, с некоторым изумлением констатируют, что они живут совсем в другой стране по сравнению с той, в которой прошла их молодость. Таким   образом,   обособление   гуманитарных   и   естественных   наук   явно   не   случайно. Основания их специфики глубоки и разнообразны. Поскольку в нашем изложении их набралось довольно много, сведем для наглядности все перечисленные критерии различения гуманитарного и естественно­научного знания в единую таблицу.   Таблица 1.1 Критерии различения гуманитарного и естественнонаучного знания   Критерии Естественные науки Гуманитарные науки 1.Объект  исследования    2.Ведущая функция      3.Характер  методологии    4.Влияние  ценностей    5.Антропоцентризм    6.Идеологическая  нагрузка Природа     Объяснение (истины доказываются)     Генерализирующий (обобщающий)   Малозаметно, неявно     Изгоняется   Идеологический  нейтралитет Человек, общество    Понимание (истины  истолковываются)      Индивидуализирующий     Существенно, открыто    Неизбежен    Идеологическая  нагруженность субъекта и объекта познания         7.Количественно­ Преобладание Преобладание количественных оценок   качественных оценок   качественные характеристики 8.Применение экспериментальных методов 9.Характер объекта исследования Составляет основу методологии   а) материальный; б) относительно устойчивый       Затруднено     а) больше идеальный,  чем материальный; б) относительно  изменчивый   Итак, гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены весьма фундаментально. Но означает ли это, что их нужно рассматривать как антиподы, полностью несовместимые друг с другом способы освоения человеком реальности? Конечно же, нет. Размежевание естественно­научного и гуманитарного типов культур хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости. Они нуждаются друг в друге как наши правая и левая руки, как слух и зрение   и   тд.   Они   не   столько   противоположны,   сколько,   как   сказал   бы  Нильс   Бор, взаимодополнительны.   1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно­научной и гуманитарной культур Введение постулата неразрывного единства гуманитарной и естественно­научной культур (и соответствующих типов наук) может быть оправдано несколькими соображениями. (А) И тот, и другой типы культур суть творения разума и рук человеческих. А человек при   всей   своей   обособленности   от   природы   продолжает   быть   ее   неотъемлемой   частью.   Он существо биосоциальное. Эта объективная двойственность бытия человека в общем не мешает ему   быть   созданием   достаточно   цельным   и   умелым.   Так   почему   бы   такую   целостность   не воспроизвести естественно­научному и гуманитарному типам культур? (Б) Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение   людей   (каждый   свою   часть).   В   свою   очередь   мировоззрение   также   обладает характеристикой целостности: невозможно правым глазом видеть одно, а левым — совершенно другое, хотя разница, конечно, имеется. Мировоззрение человека (общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом) не может быть разорванным, половинчатым. Поэтому   гуманитарные   и   естественнонаучные   знания  вынуждены  координироваться, взаимосогласовываться, как бы мучительно (вспомним хотя бы многовековую войну религии с наукой) это порой ни происходило. (В)   Естественно­научный   и   гуманитарный   типы   культур   и   наук   имеют   массу «пограничных» проблем, предметная область которых едина для того и другого. Решение таких проблем   заставляет   их   сотрудничать   друг   с   другом.   Это,   например,   проблемы   экологии, антропосоциогенеза, генной инженерии (применительно к человеку) и т.д. (Г)   Известно,   что   общественное   разделение   труда   повышает   его   эффективность   и порождает взаимозависимость людей. Этот «разделительный» процесс стягивает, консолидирует социальные   общности   гораздо   сильнее,   нежели   выполнение   одинаковых   трудовых   функций. Нечто подобное происходит и с размежеванием гуманитарной и естественно­научной культур. Разделение их «труда» порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры. В   частности,   естествознание   нуждается   в   «гуманитарной   по   мощи»   по   следующим проблемам: •    интенсивное развитие естественных наук и создаваемых н их базе технологий способно порождать объекты, ставящие под угрозу существование всего человечества (ядерное оружие, генно­инженерные монстры и проч.); поэтому необходима гуманитарная экспертиза (проверка на совместимость   с   главной   общественной   ценностью   —   жизнью   человека),   а   также   этические, юридические и другие ограничители такой научной экспансии; •     вполне   «законным»   объектом   естествознания   является   и   сам   человек   в   качестве элементарной   «химической   машины»,   биологической   популяции   или   нейрофизиологического автомата;   обойтись   при   этом   без   экспериментальной   проверки   выдвигаемых   гипотез естественные науки не могут, но определять пределы допустимости таких экспериментов лучше поручить наукам гуманитарным; •     главное оружие естественных наук заключено в их  методах  — способах, правилах, приемах научного исследования; учение о методах науки, а также их системная организация называются  методологией;  как   ни   парадоксально,   но   методология   естествознания   (анализ системы используемых методов, их эволюции, границ применимости и т.д.) составляет также и предмет науки гуманитарного профиля; •     основным критерием истинности всякого знания является, как известно, практика; однако ее порой бывает недостаточно для подтверждения той или иной гипотезы, и тогда в ход идут дополнительные критерии истины: например, внутренняя красота теории, ее стройность, гармоничность   и   т.д.;   в   таких   случаях   естествознание   охотно   пользуется   гуманитарным инструментарием; •    и, наконец, самое главное: все, что делает человек (в том числе и в сфере естественно­ научного знания и культуры), должно быть наполнено смыслом, целесообразностью; а постановка целей развития естественно­научной культуры не может быть осуществлена внутри нее самой, такая задача неизбежно требует большей широты обзора, позволяющей учитывать и основные гуманитарные ценности. Гуманитарное   знание,   со   своей   стороны,   также   по   мере   возможности   пользуется достижениями естественно­научной культуры: •    рассуждая, допустим, о месте человека в мире, разве можно не принимать во внимание естественно­научные представления о том, что этот мир собой представляет; •    а чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественно­научных отраслей знания; •     достижения   естествознания   важны   гуманитариям   и   в   качестве   примера,   образца строгости, точности и доказательности научного знания; •    там, где возможно, гуманитарное знание с удовольствием пользуется количественными методами исследования; примеры — экономические науки, лингвистика, логика и т.д.; •     гуманитарное   знание   имеет   дело   в   основном   с   идеальными   объектами   (смыслами, целями, значениями и проч.); но идеальное само по себе не существует, оно возможно только на какой­либо материальной основе; поэтому многие особенности социального поведения человека необъяснимы   без   обращения   к   такой   материальной   основе,   а   это   —   сфера   компетенции естественно­научного   знания;   ведь   даже   сама   склонность   человека   к   гуманитарным   или естественным наукам предопределяется, в частности, функциональными различиями правого и левого полушарий его головного мозга! (Д) Любопытно также, что единство обоих рассматриваемых типов культур и наук  проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений. Так, в целом  равновесная, статичная картина мира времен классического естествознания, а точнее,  наполненный ею «дух эпохи» заставил даже такого гуманитарного революционера, как Карл  Маркс, провозгласить целью исторического развития социально однородное, бесклассовое  общество. (Е)   Не   менее   очевидна   и   корреляция   между   радикальными   поворотами   в   судьбах естественно­научной и гуманитарной культур. Так, переход естествознания в начале  XX  в. от классического   к   неклассическому   этапу   своего   развития   соответствует   аналогичной трансформации гуманитарной культуры. Модернизм как отрицание и «преодоление» классики в искусстве, архитектуре, религии, гуманитарных науках не случайно утверждается в своих правах в тот же самый период. Поворот естествознания от описания реальности «как она есть» к ее «реконструкции»   в   соответствии   с   целями   и   возможностями   субъекта   познания удивительнейшим образом напоминает борьбу авангардизма с реализмом в искусстве, экспансию релятивизма и субъективизма в историю, социологию, философию и т.д. (Ж) Неклассический этап развития естественных и гуманитарных наук выявил, между прочим, и относительность критериев их разграничения. В частности, выяснилось, что строгое разделение   субъекта   и   объекта   познания   невозможно   не   только   в   обществознании,   но   и   в исследованиях микромира (теоретическое описание квантового объекта обязательно включает ссылку   на   наблюдателя   и   средства   наблюдения).   Под   вопросом   оказалось   и   безразличие естествознания к социальным ценностям: возрастание роли науки в жизни общества неизбежно привлекает   внимание   к   вопросам   ее   общей   социальной   обусловленности,   во­первых,   и социальных последствий ее применения, во­вторых. Но и то, и другое неминуемо затрагивает область человеческих ценностей. Следовательно,   в   перечисленных   выше   аргументах   единство   естественно­научной   и гуманитарной культур проступает достаточно очевидно. Их строгая демаркация, характерная для  XIX  —   первой   половины  XX  в.,   в   наши   дни   все   больше   ослабевает.   Тенденция   к преодолению пугающего разрыва двух типов культур формируется объективно, «естественным» ходом развития событий в социокультурной сфере. Итак,   единство   и   взаимосвязь   естественно­научной   и   гуманитарной   культур   и соответствующих типов наук реально проявляется в последней четверти XX в. в следующем: •     в   изучении   сложных   социоприродных   комплексов,   включающих   в   качестве компонентов человека  и  общество,  и формировании  для этой  цели  «симбиотических»  видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.; •     в   осознании   необходимости   и   реальной   организации   «гуманитарных   экспертиз» естественно­научных   программ,   предусматривающих   преобразования   объектов,   имеющих жизненно важное значение для человека; •    в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации; •     в   гуманитаризации   естественно­научного   и   технического   образования,   а   также   в фундаментации естествознанием гуманитарного образования; •    в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в XXI в. В заключение стоит отметить, что, несмотря на всю неоспоримость тенденции сближения естественно­научной   и   гуманитарной   культур,   речь   вовсе   не   идет   о   полном   их   слиянии   в обозримом будущем. Да и нет в том особой нужды. Вполне достаточно разрешения конфликта между ними в духе принципа дополнительности.     Практикум по теме: I. Ответить на вопросы: 1. В чем специфика и взаимосвязь естественно­научного и гуманитарного типов  культур. 2. Как проявляется единство естественно­научного и гуманитарного знания. Ответ дать в письменном виде. Тест по теме: 1. В гуманитарных науках … a) изучаются типичные, универсальные процессы b) важно не только само знание, но и его индивидуальная оценка c) осуществляется преимущественно количественная оценка явлений d) личность ученого нивелируется, исчезает 2. В естественных науках… a) изучаются типичные, универсальные процессы b) изучаются уникальные явления c) происходит истолкование явлений d) осуществляется преимущественно качественная оценка явлений 3. Выберите положение, отвечающее гуманитарному знанию: a) предмет изучения всегда историчен b) знание строго объективно c) все законы выражаются в математических формулах и количественных отношениях d) основу методологии составляют экспериментальные методы исследования 4. Выберите неверное утверждение: a) естественные науки ­ физика, химия, биология ­ возникали и развивались  обособлено и независимо друг от друга  b) естествознание ­ не сумма наук о  природе, они взаимно связаны друг с другом и  переходят друг в друга c) любое биологическое явление невозможно рассматривать вне связи с химическими и физическими факторами d) естествознание можно представить в виде иерархической лестницы, в основании  которой находится физика 5. Выберите верное утверждение: a) естествознание можно представить в виде иерархической лестницы, в  основании которой находится физика b) естественные науки ­ физика, химия, биология ­ возникали и развивались  обособлено и независимо друг от друга c) естествознание ­ сумма наук о  природе, они не взаимосвязаны друг с другом и не  переходят друг в друга d) любое биологическое явление можно рассматривать вне связи с химическими и  физическими факторами

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естественнонаучная и  гуманитарная культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2017