Эстетическая культура.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать , самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука , лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается». К.С.Станиславский
Иконка файла материала Эстетическая культура.doc
Эстетическая культура.                                             «Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать ,  самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к  небу, ­ эстетическое   чувство   …совершенно   забыто   при   нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука ,  лишенная эстетики,   сушит   её;   религия   без   эстетики   не     трогает   души; война, не облагороженная эстетическим   чувством, превращает рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает уродливые формы   и   превращает   свободу   в   распущенность.   Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается».                                 К.С.Станиславский                               Цель   воспитания   эстетической   культуры   не   может   быть   расшифрована изолированно от других сторон формирования  личности, всевозможного проявления её отношений   к   окружающему   миру.   Эстетическое   воспитание   –   обязательный   элемент формирования   всей   совокупности   духовного   богатства   индивида.   Сам     процесс эстетического   роста   в   становлении   сознания   юношества   должен     быть   демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни  общества , как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков. Эстетическое   воспитание   осуществляется   всей   системой   целенаправленной деятельности   ,   ориентированной   на   достижение   в   развитии   соответствующих способностей , навыков, а также получения знаний , составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности. Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать творчески   –   эстетические   задатки   ,   неразрывно   связанные   с   изначальными   трудовыми навыками. Проблема     эстетического   восприятия   раскрыта   в   работах   психологов Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона ,   которые подчёркивали что эстетическое освоение действительности – это прежде всего деятельно­эмоциональное восприятие. В концепции художественного воспитания и образования Б.Неменского отмечается , что   фундаментом   эстетического   воспитания   школьников   должно   стать   преподавание предметов   художественного   цикла,   продолжающееся   в   течение   всей   школьной   жизни ребёнка.   Однако   на  разных   этапах   обучения  это  должно   происходить   по  разному,  и   в смысле содержательных акцентов и в организационном плане , с учётом логики самого предмета   и   возрастных   особенностей   детей.   Художественное   развитие   школьников рассматривается     как часть  системы   эстетического  воспитания   , начинающегося  ещё  в детском   саду   ,   в   процессе   знакомства   детей   с   окружающей   действительностью   и подготовки к вступлению во взрослую жизнь. Первый этап 1­4 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей основой для   всех   видов   художественного   творчества,   поэтому   начальный   курс   эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства , а целостный курс общеэстетического развития. Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения  (   шестилетку)   ,   после     чего   он   трансформируется   в   преподавание   отдельных художественных   дисциплин.   Эта   дифференциация   исходно   необходима   ,   т.к.   лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководитьтворческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами. В   этот   период   акцент   преподавания   художественных   дисциплин   делается   на эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира. Второй этап – 5­9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности   в   овладении   «эталонами»   деятельности   и   поведения   человека   создают благоприятные   условия   для   осознанного   приобщения   к   художественной   культуре человечества.   В     этом   возрасте   уже   возможно   сотворческое   восприятие   произведений искусства. Третий этап – 10­11 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем , таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров , идеалов , своей индивидуальности , что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место в будущей жизни. В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий   школьникам   осмыслить   мировую   художественную   культуру   как   целое. Однако   этот   курс   должен   быть   дополнен   обязательными   практическими   занятиями   по выбору   –   дизайном   ,   изобразительным   искусством,   музыкой,   любительским   кино, видеосъемкой и т.д. Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих испытать себя , занимаясь различными видами искусства в творческих кружках , студиях по свободному выбору. В результате в старших классах выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь , предоставленная возможность углублять знания , способности , умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок , станет своеобразным компасом в выборе профессии. Эффективным способом   повышения эстетической   грамотности учащихся может стать   проведение   дополнительного   курса   эстетического   воспитания   в   процессе профориентации.   Вести   занятия   может   преподаватель   эстетического   воспитания   , библиотекарь или приглашенные специалисты.