«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать ,
самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука , лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается».
К.С.Станиславский
Эстетическая культура.
«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать ,
самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих
чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу,
эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем
воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука , лишенная
эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души;
война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает
рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает уродливые
формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика
облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается».
К.С.Станиславский
Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована
изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её
отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент
формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам
процесс
эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен.
Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни
общества , как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.
Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной
деятельности , ориентированной на достижение в развитии соответствующих
способностей , навыков, а также получения знаний , составляющих в своей совокупности
необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.
Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать
творчески – эстетические задатки , неразрывно связанные с изначальными трудовыми
навыками.
Проблема
эстетического восприятия раскрыта в работах психологов
Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона , которые подчёркивали
что эстетическое освоение действительности – это прежде всего деятельноэмоциональное
восприятие.
В концепции художественного воспитания и образования Б.Неменского отмечается ,
что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание
предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни
ребёнка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по разному, и в
смысле содержательных акцентов и в организационном плане , с учётом логики самого
предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников
рассматривается как часть системы эстетического воспитания , начинающегося ещё в
детском саду , в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и
подготовки к вступлению во взрослую жизнь.
Первый этап 14 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей основой
для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического
воспитания должен представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды
искусства , а целостный курс общеэстетического развития.
Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения
( шестилетку) , после
чего он трансформируется в преподавание отдельных
художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима , т.к. лишь
специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководитьтворческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми
профессиональными приёмами.
В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на
эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира.
Второй этап – 59 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные
особенности в овладении «эталонами» деятельности и поведения человека создают
благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре
человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений
искусства.
Третий этап – 1011 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском
возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих
проблем , таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров , идеалов , своей
индивидуальности , что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место
в будущей жизни.
В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет,
позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое.
Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по
выбору – дизайном , изобразительным искусством, музыкой, любительским кино,
видеосъемкой и т.д.
Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих
испытать себя , занимаясь различными видами искусства в творческих кружках , студиях
по свободному выбору. В результате в старших классах выделиться группа учащихся с
особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В
свою очередь , предоставленная возможность углублять знания , способности , умения в
понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок , станет своеобразным компасом
в выборе профессии.
Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся может
стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания в процессе
профориентации. Вести занятия может преподаватель эстетического воспитания ,
библиотекарь или приглашенные специалисты.