ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД
Оценка 4.6

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

Оценка 4.6
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.04.2018
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД
Аналитическое осмысление теоретических положений помогло нам определить эстетические представления младших школьников как чувственно-наглядный образ, на основе которого воспроизводятся и оцениваются с точки зрения эстетического идеала и выразительности объекты окружающего мира – источники эстетического переживания и субъективного отношения к ним ребёнка.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД.docx
Анализ философской, эстетической и психолого­педагогической литературы позволил   нам   выделить   и   систематизировать   многообразие   подходов   к рассмотрению   понятий   «эстетические   представления»,   «окружающий   мир», «коллективная   творческая   деятельность»,   «воспитательно­образовательная среда», имеющих методологическое значение для обоснования сущности процесса формирования   эстетических   представлений   об   окружающем   мире   у   младших школьников в коллективной творческой деятельности. Аналитическое   осмысление   теоретических   положений   помогло   нам определить   эстетические   представления   младших   школьников   как  чувственно­ наглядный   образ,   на   основе   которого   воспроизводятся   и   оцениваются   с   точки зрения   эстетического   идеала   и   выразительности   объекты   окружающего   мира   – источники эстетического переживания и субъективного отношения к ним ребёнка. Характеристика различных сторон данного понятия (исследования       А.И. Бурова,   М.С.   Кагана,   В.С.   Кузина,   Б.Т.   Лихачёва,   А.Ж.   Овчинниковой,   Л.П. Печко, В.К. Рвачёвой, А.Б. Щербо, П.М. Якобсона) позволила нам сделать вывод о том, что эстетические представления, являясь осмысленной информацией, с одной стороны, всегда образны, живы, красочны, индивидуальны, субъективны; с другой –   отличаются   обобщённостью,   так   как   в   них   отражаются   общие   эстетические свойства объектов окружающего мира. В   соответствии   с   положениями   отечественной   психолого­педагогической теории развития личности (Л.И. Айдарова, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, А.А. Мелик­Пашаев, В.С. Мухина, Е.М. Торшилова и др.) у   детей   младшего   школьного   возраста   уже   сложился   достаточно   богатый чувственный опыт, намечается предрасположенность к эстетическому восприятию объектов природы, культуры, социума.  Проследив взаимосвязь эстетических представлений об окружающем мире и коллективной   творческой   деятельности   младших   школьников   как   основание процесса   их   формирования,   мы   определили   коллективную   творческую деятельность   (далее   КТд)   младших   школьников   как   особую   организацию совместной деятельности педагогов, родителей, воспитанников, при которой все члены   коллектива   участвуют   в   поиске,   организации,   планировании,   реализации целей, анализе и рефлексии познания эстетического в окружающем мире.  Наибольшее влияние творческая деятельность, в том числе её коллективные формы, оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в продуктах   своего   творчества   окружающий   мир,   внутреннее   состояние   других людей, их чувства, переживания, которые возникают от встречи с прекрасным.  В работе отмечено, что педагогически значимым фактором эстетического, нравственно­гуманистического   развития   школьника   выступает   эстетическая воспитательно­образовательная   среда   (далее  ЭВОС).   Её  мы   рассматриваем   как определённым   образом   организованную   и   структурированную  системную совокупность материальных, организационных, духовных и отношенческих факто­ ров,  определяющих   отношение   человека   (в   данном   случае   ­   учащегося)   к окружающему его миру. ЭВОС формирует у младших школьников определенное мировосприятие, образ мышления, ценностные установки, социальные ориентации, стиль   поведения   и   стереотипы   мышления,  а   также  способы   самовыражения   и самореализации. В нашем исследовании определены и проанализированы основные  функции ЭВОС.  К  ним   мы   отнесли:   воспитание   и   развитие   культурно   опосредованного, нравственно­эстетического   отношения     к   человеку,   природной   и   предметной среде, к миру в целом; воспитание, развитие культурного и эстетического сознания школьника;   таких       его       качеств      и   форм,  как   эстетические   представления, переживания, оценки, идеалы, суждения, потребности, деятельность; воспитание  и развитие   активности   личности   –   познавательной,     творческой,       культурной, эстетической,     художественной; воспитание и развитие потребности, установок, способностей   переживания   и   общения   с   другими   людьми   в   поле   культуры,   в контексте коллективной творческой деятельности, эстетического коллективного и индивидуального творчества.  Изучение   феномена   эстетических   представлений   об   окружающем   мире, коллективной   творческой   деятельности   младших   школьников   является перспективным   для   построения   теоретической   модели   формирования эстетических   представлений   об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в коллективной творческой деятельности. Анализируя   содержание   эстетической   воспитательно­образовательной среды,   мы   полагаем,   что   систематизация   чувственных   образов   в   эстетических представлениях   об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в   коллективной творческой   деятельности   осуществляется   наиболее   глубоко,   если:   происходит гармоничное воздействие ЭВОС в единстве времени и пространства; учитывается содержание   константности   и   динамичности,   смежности   объектов   окружающего мира   в   эстетической   организации   среды;   выявляется   эстетическое   значение коллективной творческой деятельности младших школьников. В  эстетических   представлениях  младших   школьников   важным   является эмоционально­личностное отношение ребёнка к окружающему миру, позволяющее создать   обобщённый   и   в   то   же   время   неповторимый   образ   мира.  С   учётом результатов   выполненных   к   настоящему   времени   исследований   по   сходной проблематике (С.П. Баранов, А.Ф. Лобова, А.Ж. Овчинникова, Ю.С. Поршнева, Разработанная   нами,   апробированная   и   проверенная   на   практике теоретическая   модель   формирования   эстетических   представлений   об окружающем   мире   у   младших   школьников   в   коллективной   творческой деятельности  представлена   в   работе   совокупностью   шести   взаимосвязанных блоков [Схема 1, с.14]. I. Блок базовых понятий модели включает:  Окружающий мир в богатстве его объектов (природы, человека, социума) и отношений   между   ними.   По   основанию   и   способам   включения   младших школьников   в   коллективную   творческую   деятельность   эстетической направленности   мы   выделили   ряд   важнейших   объектов,   составляющих окружающий   мир.  Природные   объекты  (живая   и   неживая   природа,   явления природы)   требуют   созерцания   и   осмысления,   являются   проявлением   активной духовной   деятельности   субъекта.  Сам   человек   и   продукты   его   эстетической творческой   деятельности  (произведения   искусства:   музыка,   литература, живопись).  Социум  (диада, группа, коллектив, нравственное поведение людей и т.п.). Отношения сотрудничества, содружества, сотворчества в КТд эстетической направленности:   внутренний   мир   человека   как   самовыражение   и   эмпатия   по отношению к другим людям, способность к анализу и рефлексии и т.п. В.К. Рвачёва, В.И. Мясцова, Б.П. Юсов и др.) и их теоретического анализа, а также проведённого эксперимента в рамках настоящего исследования мы определили, что   эстетические   представления   об   окружающем   мире   у   младших   школьников тесно связаны с развитием их основных психических процессов. Модель формирования эстетических представлений (ЭП) об окружающем мире в коллективной творческой деятельности (КТд) Схема  1 Блок базовых понятий модели Окружающий мир: Эстетические представления об окружающем мире Качества личности младшего школьника объекты, отношения Блок концептуально-методологических подходов Культурологический Гносеологический АксиологическийДеятельностный Закономерности процесса формирования ЭП младших школьников в КТд Содержание эстетического образа: эстетический опыт; эстетический образ в произведениях искусства; «образ мира», созданный ребёнком в творческой деятельности. Содержательный блок: Содержание уроков творчества. Содержание КТД. Диагностический блок: критерии, показатели, уровни Технологический блок: Целевой компонент Содержательный компонент Результативный блок: Результаты и достижения, позволяющие установить зависимость между сформированностью эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников и готовностью их к коллективной творческой деятельности. Ощущения и восприятие у младшего школьника способствуют отображению качественного  многообразия окружающего мира;  представления  памяти  позволяют сохранить,   воспроизвести,   выделить   тождественные   (сходные)   и   отличительные признаки, внешние свойства объектов;  воображение влияет на яркость, осмысленность эстетических   представлений   об   окружающем   мире,  возможность   представить результат КТд до её начала.  Ценностные ориентации, потребности в эстетическом общении   обогащаются   в   коллективной   творческой   деятельности   эстетической направленности и влияют на сформированность эстетического вкуса  –  способности ребёнка к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Процесс формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в КТд позитивно влияет на развитие следующих  качеств личности младшего школьника: сферу его знаний, умений и навыков (СЗУН), сферу   умственных   действий   (СУД),   сферу   управляющих   механизмов   личности (СУМ),   сферу   нравственно­эстетических   качеств   (СНЭК),   сферу   действенно­ практических   качеств   (СДПК),   сферу   творческих   качеств   (СТК),   сферу физического   (психофизиологического)   развития   нервной   системы   (СФР).   Все указанные качества личности младшего школьника развиваются в тесном единстве, активном взаимодействии и имеют особое значение при организации коллективной творческой деятельности в процессе формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников.  В   связи   с   этим   мы   посчитали   возможным   и   необходимым   рассмотреть   в качестве   базового   понятия   нашей   модели  коллективную   творческую деятельность.   В   ней   эстетические   представления   являются   определенными ступенями освоения окружающего мира, ведущими к формированию эстетических чувств, понятий и эстетической эрудиции учащихся. Функциональной  единицей КТд выступают коллективные творческие дела эстетической направленности. В них   наиболее   полно   и   ярко   обобщаются   впечатления   и   личный   опыт   младших школьников, а значит, повышается эффективность формирования их эстетических представлений об окружающем мире.  культурологического, II.   Блок   концептуально­методологических   подходов  представлен синтезом   основных   подходов:  который   рассматривает формирование   эстетических   представлений   об   окружающем   мире     как   основу эстетической   культуры   младших   школьников,   в   которой   формируется   система идеальных   образцов,   духовных   ценностей   ­   истина,   добро,   красота; гносеологического,   он   связывает   эстетическое   содержание   КТд   и   ЭВОС   с разработкой и осмыслением понятийного аппарата эстетических представлений об окружающем мире; аксиологического, в рамках которого человек рассматривается как   высшая   ценность   общества   и   самоцель   общественного   развития,   понятие «ценность»   в   эстетических   представлениях   об   окружающем   мире   у   младших школьников   используется   для   оценки   уже   существующих   объектов   (природы, социума, отношений) и для создания собственного образа мира; деятельностного, где   прослеживается   обращённость   ко   всей   личности   человека,   а   эстетическое функционирует   не   только   в   процессе   художественной   деятельности,   которая является   основанием   искусства,   но   и   во   всей   духовно­практической   и материальной   деятельности   человека,   в   том   числе   и   в   коллективной,   и   в творческой,   в   которой   возможно   не   только   познание   закономерности   развития окружающего мира, но и выражение того субъективного, личностного отношения, которое   приобретает   для   ребёнка   ценностный   характер;  средового,   который   в современной педагогике и образовательной практике все активнее разрабатывается как   теория   и   технология   управления   развитием   личности,   в   том   числе   и эстетическим,   через   среду   (в   контексте   нашего   исследования,   через   среду эстетическую   и   воспитательно­образовательную);  творческого,   где   обращено особое   внимание   на   тот   факт,   что   в   процессе   коллективной   творческой деятельности   изменяется   сам   человек   –   формы   и   способы   его   мышления, личностные   качества,   формируется   ряд   его   новообразований,   в   том   числе   и эстетические   представления   об   окружающем   мире,   поскольку   это   процесс возрастающего совершенного чувственного взаимодействия человека с миром, в котором он не только переживает, познаёт, но и активно его преобразует.  Эти   концептуально­методологические   подходы   в   качестве   базисных   обес­ печивают   исследование   эстетических   представлений   об   окружающем   мире   в коллективной   творческой   деятельности   младших   школьников   как   целостного образования.   Центральным   звеном   процесса   формирования   эстетических представлений   об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в   коллективной творческой   деятельности   является   выявление   следующих  закономерностей, отражающих   содержание   и   функционирование   основных   компонентов   данного феномена: ­   чем   активнее   младшие   школьники   как   субъекты   включаются   в многообразные   контакты   с   выразительными   объектами   окружающего   мира   в процессе   коллективной   творческой   деятельности,   чем   грамотнее   организует учитель   наблюдение   объектов   окружающего   мира,   чем   полнее   будет сопровождение этого наблюдения словесным пояснением, тем более образными, живыми  и красочными будут их эстетические  представления об этих объектах окружающего мира;   ­ чем больше коллективное творчество соответствует внутреннему опыту младшего   школьника,   обеспечивающему   условия   реализации   эстетической активности   и   развития   способностей,   тем   выше   уровень   проявления оригинальности их мышления; ­   чем   ярче   проявляется   субъект­объектное   взаимодействие   ребёнка   с окружающим миром с позиций единства целостности и выразительности, тем выше мера его самостоятельности и творческой активности. III. Содержательный   блок  модели   включает   три   взаимосвязанных иерархических компонента.  Содержание эстетического образа  – эстетический опыт, эстетический  образ  в  произведениях  искусства, «образ  мира», созданный ребёнком   в   творческой   деятельности.   Формирование   эстетического   образа, расширение его содержания с учётом эстетического опыта ребёнка в нашей модели занимают основополагающее место. В своём содержании «образ мира» несёт как эмоционально наполненное чувственное начало, так и рациональное, осознаваемое ребёнком, способное оформиться в его суждениях. От его полноты, яркости и отчётливости зависят поведенческая ориентация ребёнка в конкретной ситуации, активность и избирательность его действий в процессе коллективной творческой деятельности,   что,   безусловно,   влияет   на   эффективность   формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников.    Содержание   уроков   творчества,  направленных   на   формирование эстетических   представлений   об   окружающем   мире   в   коллективной   творческой деятельности младших школьников. Содержание уроков творчества, которые мы проводили   в   начальной   школе   по   Программе   элективного   курса   «Основы коллективной творческой  деятельности младших школьников» (Уроки творчества в   начальной   школе   «Здравствуй,   мир   мой!»),   расширяет   и   обогащает содержательный блок нашей модели.  Содержание коллективных творческих дел, которые мы организовывали на уроках творчества в начальной школе, включало комплекты творческих заданий, игры, игровые упражнения, продукты творческой деятельности: сочинения, сказки, легенды,   стихотворения   и   т.п.;   диагностический   материал:   методики,   тесты, субтесты,   анкеты   и   т.п.)   и   в   детских   оздоровительно­образовательных учреждениях (ДООУ). IV. Диагностический блок представлен двумя взаимосвязанными группами критериев:  1)   сформированности   эстетических   представлений   об окружающем     мире   у   младших   школьников  (полнота   и   глубина  усвоения знаний   об   эстетическом   в   выразительных   объектах   окружающего   мира, эмоциональность, креативность, рефлексивность); 2)  готовности младших школьников   к   коллективной   творческой   деятельности  (эмоциональность, креативность,  Опытно­ экспериментальная работа показывает, что эти группы критериев взаимозависимы и взаимообусловлены, их взаимодействие отражено в Схеме 2, с.17.   коммуникативность, рефлексивность).   Взаимодействие критериев сформированности эстетических  представлений об объектах окружающего мира у младших  школьников и готовности их к коллективной творческой деятельности Схема 2  Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы определили качественно   и   количественно   четыре   уровня   сформированности   эстетических представлений   об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в   коллективной творческой деятельности. Творческий  (высокий) уровень  (16,04%   ЭГ   и   15,40%   КГ)  предполагает наличие   ярко   выраженных   эстетических   представлений   об   окружающем   мире, которые   проявляются:   в   мышлении,   эстетических   чувствах,   вкусах,   оценках выразительности объектов; в сформированной готовности младшего школьника к коллективной   творческой   деятельности,   выраженной   в   предрасположенности   и готовности   создавать   выразительные   образы   мира   в   ходе   КТД   эстетической направленности; в развитии всех качеств личности младшего школьника.  Репродуктивно­творческий (достаточный) уровень (17,36% ЭГ и 18,39% КГ).   Эстетические   представления   об   окружающем   мире   яркие,   образные, эмоциональные.   Они   проявляются   при   выполнении   творческих   задач определённого класса, на основе точно выполняемых последовательных операций в соответствии   с   алгоритмом   и   формами   организации   КТд,   с   привнесением авторской новизны в отдельных фрагментах.  Репродуктивный   (средний)   уровень  (34,52   %   ЭГ   и   35,8%   КГ). Эстетические представления об окружающем мире базируются на воспроизведении учащимися   начальных   классов   некоторых   свойств   выразительных   объектов окружающего мира, уже имеющихся в социально­культурном опыте, на повторении выработанных   и   апробированных   другими   способов   коллективной   творческой деятельности   эффективных   при   достижении   определённых   целей   (работа   по ситуациям­образцам).   Этот   уровень   сформированности   эстетических представлений   об   окружающем   мире   в   коллективной   творческой   деятельности младших школьников выражается в средних, но не достаточных результатах по всем критериям и показателям. Адаптивный (низкий) уровень  (51,30%   ЭГ   и  51,46%   КГ).  Эстетические представления   детей   схематичны,   не   дифференцированы, самостоятельное мышление отсутствует (происходит адаптация к его формам и проявлениям), заимствуются   готовые  решения, и необходима постоянная опека учителя начальных классов, педагога, вожатых. Происходит первичная адаптация ребёнка к формам коллективной творческой деятельности. Он начинает строить свой «образ мира», и в этом ему помогает самоанализ, к которому ребёнок на этом уровне также адаптируется.   обрывочны, Проведённая   диагностика   показала,   что   уровни   сформированности эстетических   представлений   об   окружающем   мире   в   коллективной   творческой деятельности младших школьников, в экспериментальной и контрольной группах, на этапе констатирующего эксперимента примерно равны. Выявленные   уровни,   критерии   и   показатели   позволили   разработать технологический блок нашей теоретической модели. V.   Технологический   блок  включает  целевой,   содержательный   и процессуальный компоненты.  а). Целевой компонент  представляет реализацию цели: формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в КТд и решение  задач: погружение в эстетическую воспитательно­ образовательную   среду,   приобщение   к   эстетическим   ценностям   окружающего мира;   совершенствование   эмоционально­волевой   сферы   личности,   культуры восприятия,   общения   и   поведения;   развитие   способности   целенаправленно наблюдать,   исследовать,   давать   эстетическую   оценку   предметам,   явлениям; нравственную   оценку   –   отношениям   и   поступкам;   формирование   коллективно­ оценочного   отношения   к   продуктам   творчества   людей,   к   своим   результатам; пробуждение   потребностей   средствами   искусства   в   коллективной   творческой деятельности выражать своё отношение к миру. б). Содержательный компонент технологического блока включает содержание и основные направления реализации Программы элективного курса «Основы коллективной творческой деятельности младших школьников» (Уроки творчества в начальной школе «Здравствуй, мир мой!»); разработку содержания основных педагогических условий, повышающих эффективность формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников. Концептуальная идея первого педагогического условия –  создание особой эстетической   воспитательно­образовательной   среды   (ЭВОС)   в   начальной школе – состоит в том, что положительный эффект эстетического образования и воспитания   достигается   лишь   в   том   случае,   если   воспитуемый   не   просто сталкивается   время   от   времени   с   теми   или   иными   эстетическими   явлениями, художественными   идеями   и   образами,   фрагментами   коллективной   творческой деятельности,   но   оказывается   погружённым   в   определённую   среду, обеспечивающую   комплексное   воздействие   на   все   сферы   чувственного мировосприятия и мировоззрения человека.   особенностям,  определяющим   эстетическую   воспитательно­ образовательную   среду   школы,   мы   отнесли   следующие:   гуманистическая ориентированность   на   личность   ребёнка,   на   развитие   его   способностей, потенциалов   в   коллективной   творческой   деятельности   эстетической направленности;   качества   ЭВОС,   определяющие   условия   вживания   и «проживания»   школьника   в   контекстах   и   ситуациях   освоения   содержания, образов,   форм   культуры:   необходимость   освоения   среды   во   временных, пространственных,   предметных   соотношениях   и   рамках;   её   творческое осмысление; личностную и общую ориентацию на общеэстетическое и творческое развитие.  К Второе   педагогическое   условие   –  разработка   системы   коллективных творческих дел, направленных на осмысление эстетического в окружающем мире  –  предполагало разработку системы КТД эстетической направленности по четырём ступеням творчества, с определением ведущей деятельности, с выбором оптимальной формы организации КТД и типа их использования.    Третье педагогическое условие –  осуществление рефлексии на каждом этапе   коллективного   творческого   дела  –   приучает   младших   школьников   к сложной   внутренней   работе   по   постижению   красоты   окружающего   мира, взаимоотношений;   развивает   способность   ребёнка   взглянуть   на   себя,   на   свои поступки   со   стороны;   вызывает   потребность   личностных   размышлений, переживаний, само­ и взаимооценки при соприкосновении с прекрасным.  Результаты   формирующего   эксперимента   показали,   что   каждое педагогическое   условие,   повышающее   эффективность   процесса   формирования эстетических   представлений   об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в коллективной   творческой   деятельности,   не   обеспечивает   результативность заявленного процесса целиком и полностью. Так, первое педагогическое условие, связанное с выявлением существенных признаков средового подхода, в большей степени   способствовало   формированию   эстетических   представлений   об окружающем   мире   у   младших   школьников.  Второе   педагогическое   условие, связанное с разработкой и внедрением в практику системы КТД, направленных на осмысление эстетического в окружающем мире, в большей степени способствовало формированию   готовности   младших   школьников   к   КТд   эстетической направленности   в   рамках   уроков   творчества   в   начальной   школе.   Реализация третьего педагогического условия, связанного с  осуществлением рефлексии на каждом   этапе   КТД,   была   сориентирована   на   формирование  эстетических представлений   об   окружающем   мире   в   коллективной   творческой   деятельности младших   школьников.   Данное   условие   необходимо   для   развития   способности ребёнка творчески интерпретировать эстетические «образы мира» в КТд. Следовательно, для обеспечения результативности процесса формирования эстетических   представлений   об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в коллективной   творческой   деятельности   необходимы   синтез   и   активное взаимодействие   заявленных   педагогических   условий.  в).   Процессуальный компонент  технологического   блока   связан   с   разработкой   и   внедрением   в практику:  Алгоритмов  реализации педагогических условий (схемы 3, 4, 5, с. 20, 21), повышающих эффективность исследуемого процесса.  Схема 3 Алгоритм реализации первого педагогического условия  формирования эстетических представлений об окружающем мире  в коллективной творческой деятельности  Алгоритм реализации второго педагогического условия  формирования эстетических представлений об окружающем мире  в коллективной творческой деятельности  Алгоритм реализации третьего педагогического условия  формирования эстетических представлений об окружающем мире  Схема 4   Схема 5 в коллективной творческой деятельности    Алгоритм  организации   коллективной   творческой   деятельности, разработанный   нами   с   учётом   Алгоритма   организации   КТД   (И.П.   Иванова)   и Структуры   внеклассного   воспитательного   мероприятия   (В.И.   Журавлёва), включает   ряд   основных   этапов­ступеней:   эмоциональный   настрой   на   КТД; разбивку   коллектива   на   микрогруппы  (по   временам   года,   творческим объединениям   тёзок,   цветным   жетонам,   по   желанию,   по   интересам,   пазлам   к сюжетной   картинке   и   т.п.);  работу   микрогрупп   по   подготовке   творческих заданий  разных   уровней   сложности;  проверку   готовности   в   микрогруппах; проведение дела  (собственно КТД, в русле нашего исследования оно занимало один   урок   творчества);  коллективный   анализ,   рефлексию  и   определение перспектив КТд; последействие.  VI.   Результативный   блок  составляют  результаты   и   достижения, позволяющие   установить   зависимость   между   сформированностью  эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников и готовностью их к коллективной творческой деятельности.  Проведение   контрольного   эксперимента   показало,   что   результаты творческого   и   репродуктивно­творческого   уровней   сформированности эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в КТд на   контрольном   этапе   в   экспериментальной   группе   (ЭГ)   более   чем   в   два   раза превышают те же результаты в контрольной группе (КГ). Сравнительные данные в процентном соотношении представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты сформированности эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в КТд ЭГ и КГ на контрольном этапе  (творческий и репродуктивно­творческий уровни) Гр Полнота Глубина Тв. 14, 4 6,8 Р/Тв . 32,4 16,4 Р/Тв . 56,2 21,4 Тв . 7, 5 2, 7 ЭГ(% ) КГ(% ) Эмоц. (ЭП) Тв. 29, 4 12, 3 Р/Тв . 53,2 27,3 Эмоц. (КТД) Тв. 41, 4 19, 2 Р/Тв . 30,2 22,8 Кр(ЭП) Кр(КТД) Ком­ть Реф­ть Р/Тв . 23,6 17 Тв. 69, 4 8,4 Р/Тв . 26 12,2 Тв. 32, 4 7,9 Р/Тв . 39 12,2 Тв. 12, 6 2,3 Р/Тв . 31 9,4 Тв. 49, 4 14, 3 Динамику формирования эстетических представлений об окружающем мире у   младших   школьников   в   КТд   в   экспериментальной   группе   характеризуют гистограммы 1 и 2. Уровни сформированности эстетических представлений об окружающем мире в коллективной творческой деятельности младших школьников Гистограмма 1 экспериментальной группы  (констатирующий эксперимент) Основной Основной Основной Основной Основной Основной Восток Запад Север 1 кв 2 кв 3 кв 4 кв Уровни сформированности эстетических представлений об окружающем мире в Гистограмма 2 коллективной творческой деятельности младших школьников экспериментальной группы (контрольный эксперимент) 070% 060% 050% 040% Полнота 030% 020% 010% 000% Глубина Э(ЭП) Э(КТд) КР(ЭП) Кр(КТд) Ком.­ть Рефл.­ть Тв. Р/Тв. Репр. Адапт. В   диссертации   показано   изменение   наиболее   значимых   компонентов структуры   личности   младшего   школьника,   выражающееся   в   аналитико­ синтетическом восприятии объектов окружающего мира, эмоционально­оценочных суждениях и коллективной творческой деятельности. Статистически установлено существование   значимой   связи   между   педагогическими   условиями   и сформированностью эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности. Таблица 4 Динамика формирования эстетических представлений об окружающем мире  в коллективной творческой деятельности младших школьников  по основным уровням в экспериментальной группе (ЭГ)  (начало и конец эксперимента) Эксперимент/ Уровни Констатирующий Творческий 16,04% Репродуктивно­ творческий 17,36% Репродуктивный Адаптивный 34,52% 51,30% Контрольный 32,07% 36,45% 19,23% 11,46% Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:  Концептуальная   идея  формирования  эстетических   представлений младших школьников об окружающем мире в процессе коллективной творческой деятельности   связана   с   особенностями   приобретения   эстетического   опыта младших   школьников   в   специально   созданной   эстетической   воспитательно­ образовательной среде и коллективной творческой деятельности.  Формирование   эстетических   представлений   об   окружающем   мире   у младших   школьников   в   коллективной   творческой   деятельности   есть   особый интегративный   процесс,   где  эстетические   представления  выступают   как чувственно­наглядные   образы,   позволяющие   воспроизводить   и   оценивать   с   точки зрения   эстетического   идеала   и   выразительности   объекты,   которые   являются источниками субъективного отношения ребёнка к миру. Коллективная творческая деятельность в формировании эстетических представлений есть особая организация совместной   деятельности   педагогов,   родителей,   воспитанников,   при   которой   все члены коллектива участвуют в поиске, организации, планировании, реализации целей, анализе   и   рефлексии   познания   эстетического   в   окружающем   мире.   В   ней эстетические   представления   являются   определенными   ступенями   освоения окружающего   мира,   ведущими   к   формированию   эстетических   чувств,   понятий   и эстетической эрудиции учащихся. Эстетическая воспитательно­образовательная среда выступает как система факторов, целенаправленно формирующих у младшего школьника эстетические и духовно­нравственные ценности.  Результаты   проведённого   опытно­экспериментального   исследования доказывают эффективность разработанной  теоретической модели  формирования эстетических   представлений   об   окружающем   мире   в   коллективной   творческой деятельности младших школьников, представляющей собой иерархическую систему, основанную   на   субъект­субъектном   взаимодействии   педагога   и   воспитанников,   и построенной   с   учётом   шести   взаимосвязанных   блоков:  блока   базовых   понятий модели;  блока   концептуально­методологических   подходов;  содержательного, диагностического, технологического и результативного  блоков.  Критериями  сформированности   эстетических   представлений   об окружающем  мире у младших школьников являются полнота, глубина усвоения знаний   об   эстетическом   в   выразительных   объектах   окружающего   мира, эмоциональность,   креативность,   рефлексивность,   а   критериями  готовности младших   школьников   к   коллективной   творческой   деятельности   ­ эмоциональность, креативность, коммуникативность и рефлексивность.  Выделенные   нами   критерии,   показатели   и   смысловые   единицы позволили определить 4 уровня сформированности эстетических представлений об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в   коллективной   творческой деятельности:  адаптивный (низкий); репродуктивный (средний); репродуктивно­ творческий (достаточный); творческий (высокий).  Успешное формирование эстетических представлений об окружающем мире   у   младших   школьников   в   коллективной   творческой   деятельности обеспечивается реализацией комплекса  педагогических условий: создание особой эстетической   воспитательно­образовательной   среды   в   начальной   школе; разработка системы коллективных творческих дел, направленных на осмысление эстетического в окружающем мире; осуществление рефлексии на каждом этапе коллективного творческого дела.  Педагогическая   технология,   включающая   алгоритмы   реализации педагогических условий, алгоритм организации КТд эстетической направленности и   авторскую   классификацию   форм   организации   КТд   младших   школьников значительно   повышает   уровень   позитивных  результатов   и   достижений, позволяющих   установить   зависимость   между   сформированностью  эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников, их готовностью к коллективной творческой деятельности и сформированностью основных качеств личности младшего школьника. Исходя из данных, представленных в таблицах и на гистограммах, можно утверждать, что применение разработанной модели формирования эстетических представлений   об   окружающем   мире   в   КТд   младших   школьников,   создание определённых педагогических условий, разработка и внедрение в практику школы педагогической   технологии   заявленного   процесса   не   только   повысили   уровень сформированности эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников   в   коллективной   творческой   деятельности,   но   и   значительно расширили   сферу   знаний,   умений   и   навыков   младших   школьников,   сферу   их нравственно­эстетических,   действенно­практических   и   творческих   качеств личности. Таким образом, проведенное исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу, позволило решить поставленные задачи и достичь цели.  Выполненная работа не исчерпывает всех аспектов многогранного процесса формирования   эстетических   представлений   об   окружающем   мире   у   младших школьников в коллективной творческой деятельности. Изыскания в этой области должны   быть   продолжены   и   углублены.  В   ходе   исследовательской   работы наметились   следующие   перспективные   направления:   определение   специфики формирования эстетических представлений об окружающем мире в коллективной творческой деятельности в среднем и старшем звене общеобразовательной школы и   внешкольных   воспитательных   учреждениях,   учреждениях   дополнительного образования;   подготовка   студентов   педагогических   специальностей   к формированию   эстетических   представлений   об   окружающем   мире   у   младших школьников   в   коллективной   творческой   деятельности;   формирование эстетических представлений об окружающем мире у студентов вузов в процессе коллективной творческой деятельности. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ: 1.   Алмазова,   И.Г.   Проектирование   как   средство   социального   и интеллектуального   творческого   саморазвития   субъектов   образования   [Текст]   / И.Г. Алмазова // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 91­96. 2.   Алмазова,   И.Г.   Модель   формирования   эстетических   представлений младших   школьников   в   коллективной   творческой   деятельности   [Текст]   / И.Г. Алмазова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.   Серия:   Педагогика.   Психология.   Социальная   работа.   Ювенология. Социокинетика. – 2008. – № 2. – Т. 14. – С. 128­131.  Статьи по теме диссертации: 3.   Алмазова,   И.Г.   Влияние   коллективной   творческой   деятельности   на формирование   эстетических   представлений   у   младших   школьников   [Текст]   / И.Г. Алмазова // Эстетическая среда и развитие культуры личности: межвуз. сб. Основные   научные   результаты,   содержащиеся   в   диссертации,   отражены   в следующих публикациях автора: науч. тр. – М.: ИХО РАО, Елец: ЕГПИ 1999. – 226 с. – С. 123­126. 4.   Алмазова,   И.Г.   Организация   коллективной   творческой   деятельности первоклассников   на   уроках   творчества   [Текст]   /   И.Г.   Алмазова   //   Начфак: проблемы и перспективы развития: межвуз. сб. науч. тр., посвящённый 25­летию факультета педагогики и методики начального образования ЕГУ им. И.А. Бунина. – Москва: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001. – 350 с. –        С. 169­ 175. 5.   Алмазова,   И.Г.   Преемственность   в   работе   с   детьми   дошкольного   и младшего школьного возраста по формированию эстетических представлений об окружающем мире [Текст] / И.Г. Алмазова // Дошкольное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. тр., посвящённый         65­летию ЕГУ   им.   И.А.   Бунина,   25­летию   факультета   педагогики   и   психологии (дошкольной). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – 338 с. – С. 211­214. 6.   Алмазова,   И.Г.   Развивающие   возможности   использования   технологии коллективной творческой деятельности в начальной школе [Текст] / И.Г. Алмазова //   материалы Международной научно­практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2005. – 197 с. – С. 9­12.   Проблемы   совершенствования   начального   образования: 7.   Алмазова   Ирина.   Особенности   осуществления   личностно­ориентиро­ ванного   подхода   к   воспитанию   младших   школьников   в   процессе   коллективной творческой   деятельности   [Текст]   /   Ирина   Алмазова   //   Личностное   развитие учащихся в современном образовании и общество. – Благоевград: Университетско издателство «Неофит Рилски», Санкт­Петербург, Елец, 2005. – 375 с. –             С. 297­303. 8.   Алмазова,   И.Г.   Фактор   социальной   среды   в   воспитательном   процессе [Текст]   /   И.Г.   Алмазова   //   Социализация   личности   в   меняющемся   мире: философские,   материалы Международной научной конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – 459 с. –     С. 143­150.   педагогические   проблемы:   психологические, 10.   9.   Алмазова,   И.Г.   Особенности   организация   коллективной   творческой деятельности первоклассников на уроках творчества [Текст] / И.Г. Алмазова // Проблемы   непрерывного   образования:   управление, функционирование:   материалы   Международной   научно­практической конференции. (20­21 мая 2005 г.; Липецк). – Липецк: ЛГПУ, 2006. – 315 с. – С. 106­108.   проектирование,   Алмазова,   И.Г.   Социально­педагогические   возможности   детской площадки «Домашний клуб» [Текст] / И.Г. Алмазова // Социализация личности в процессе   обучения   и   воспитания:   материалы   Международной   научно­ практической конференции / Под ред. Гринёвой Е.А., Кузнецовой В.В., Мишиной А.П. – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – 309 с. – С. 198­203. 11.   Алмазова,   И.Г.   Теоретическая   модель   формирования   эстетических представлений   об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в   коллективной творческой деятельности  [Текст] / И.Г. Алмазова // Педагогика, лингвистика и информационные   технологии:   материалы   Международной   научно­практической конференции, посвящённой 85­летию со дня рождения профессора Н.Н. Алгазиной (20­23 сентября 2007 г.). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – Том 2. – 425 с. – С. 347­354. 12. Алмазова, И.Г. Коллективная творческая деятельность и её социально­ педагогические возможности [Текст] / И.Г. Алмазова // Социализация личности в меняющемся   мире:   философские,   психологические,   педагогические   проблемы: материалы Всероссийской научной конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – 454 с. – С. 274­281. 13. Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в учебно­воспитательном процессе вуза: монография [Текст] / И.Г. Алмазова, В.Ю. Бабайцева, В.В. Горбенко, В.Ф. Горбенко, И.В. Кондакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – 91 с. – С. 27­36; 63­75. 14.   Алмазова,   И.Г.   Педагогические   условия   формирования   эстетических представлений   об   окружающем   мире   у   младших   школьников   в   коллективной творческой деятельности [Текст] / И.Г. Алмазова // Инновационные технологии в обучении   и   воспитании:   материалы   Всероссийской   научно­практической конференции (17­19 октября 2008 г.). – Т.2. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – С. 6­13.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В КТД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018