Эстетическое воспитание на уроках и во
внеурочной деятельности 1.Эстетическое воспитание в урочной
деятельности 2. Эстетическое воспитание во
внеурочной деятельности. Эстетическое воспитание в урочной деятельности.
Эстетическое воспитание, полученное в школе, тесно связано с мировоззрением
будущего общества. Не сформированные эстетические взгляды говорят о
незаконченности формирования мировоззрения. Сегодня наблюдается огромный
интерес к исследованиям в сфере культуры. В общественном сознании происходят
значительные изменения: обострение социальных, национальных противоречий
заставило исследователей обратить свое внимание на проблемы формирования
духовной культуры, воспитания молодежи и формирования у нее нравственных и
эстетических ценностей, изучения истории. Определение Эстетическое воспитание –
целенаправленный и систематический процесс воздействия на личность с целью
развития способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Приобщение школьника к богатому опыту человечества, накопленному в искусстве,
помогает воспитать высоконравственного, образованного, многогранного члена
современного общества. Процесс эстетического воспитания носит социальный
характер, потому что именно через искусство происходит передача духовного
опыта, эмоционально-ценностных отношений к людям и жизни, восстанавливаются
отношения между поколениями. Эстетическое воспитание связано с развитием
личности. Эстетическое формирование личности школьников в педагогике понимается
как важный фактор не только становления личности в целом, но и развития всех
сторон воспитания. Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной
школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных
произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках
учащиеся знакомятся с разными видами искусства, приучаются к эстетическому
восприятию и простым эстетическим суждениям. На этом этапе большая роль
отводится примеру и художественной подготовке педагога. Он должен иметь
красивый почерк, уметь выразительно читать литературные произведения, владеть
навыками музыкального и изобразительного искусства. Это создает внутренние
противоречия у детей между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития,
что в свою очередь рождает потребность в приобщении к искусству. Важно
учитывать возрастные особенности при организации эстетического воспитания.
Воспитывая художественное восприятие у школьников можно использовать прием
сравнения при изучении литературных произведений, музыкальных произведений и
созерцании картин. Необходимо побуждать ребят к оценке этих произведений,
выражению собственного мнения. На помощь придут простейшие наводящие вопросы.
Через них можно выяснить, что ученикам нравится в произведении, какая картина
или музыкальная композиция лучше. Это обостряет их восприятие и побуждает к
оценочным суждениям. В воспитании эстетических восприятий школьников необходимо
применять заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин. Важно
подружить школьников с природой. Показать им красоту родной природы, научить
эмоционально воспринимать ее. С этой целью можно проводить экологические
экскурсии, организовывать наблюдения за сменой сезонов, проводить выставки
картин, посвященных родной природе. Важно параллельно воспитывать потребность к
сохранению природы, организуя для этого различные экологические кружки.
Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей продолжается на
протяжении всего периода школьного обучения. В старших классах это происходит
на более высоком уровне. Элементарные эстетические представления и суждения
формируются на начальном этапе обучения. Однако основная работа по
эстетическому воспитанию осуществляется со старшими школьниками. Они способны
более глубоко понимать искусство. Необходимо обогащать учащихся этого уровня
представлениями о художественных средствах передачи настроения человека,
которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. В
школьной практике, с целью формирования эстетических суждений и взглядов,
используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование
литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных
выставок. Эстетическое воспитание необходимо и в рамках занятий по математике,
физике, химии, географии и других. Аристотель писал: «Математика выявляет
порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного».
Эстетическое воспитание в процессе изучения естественных дисциплин берет за
основу концепцию - признание объективной красоты в природе; понимание
целостности, гармонии, единства в разнообразии, единства форм и функций,
целесообразность, оптимальность, пропорциональное соотношение частей и целого,
конструктивность. Математика - абстрактная наука. Математика отличается логической
безупречностью, обоснованностью и последовательными структурными выводами.
Современные программы по математике в школе повышают уровень математической
культуры учащихся. Педагог в данном случае должен не только глубоко знать и
понимать предмет, но и чувствовать его красоту. Красота точных наук заключается
в силе мысли, ее глубине, точности и изощренности, необходимости проведения
тонких рассуждений для доказательств. Эстетическое воспитание осуществляется и
на уроках истории. История - это богатейший источник эстетического. Эстетика в
истории обусловлена объективными закономерностями развития общества. Необходимо
развить у школьников способность видеть и чувствовать эстетическое начало в
истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе. В процессе
эстетического воспитания необходимо уделять внимание эстетике поведения
учащихся. Эта работа должна проводиться в системе урочных и внеурочных занятий.
В школе формируется культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к
книгам, учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между
людьми. Методом воспитания эстетики поведения могут выступать беседы с
учениками о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека, о
манерах. В этих целях наиболее эффективными являются встречи с модельерами,
артистами и другими представителями
культуры. Эстетическое
воспитание во внеурочной деятельности. В урочное время больше внимания
уделяется изучению наук, поэтому важно эстетическому воспитанию уделять больше
времени на внеурочных занятиях. Одним из эффективных средств эстетического
воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и
художественное развитие учащихся, являются кружки. Они позволяют детям другими
глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду
творчества. Во внеурочное время ребята могут выбрать занятия по интересам.
Такие занятия продолжают формировать у детей эстетическое отношение к искусству
и действительности, духовно обогащают их. Кружки по интересам способствуют
организации свободного времени. В воспитании личности и эстетическом развитии
школьника важная роль отводится художественной самодеятельности. Это
деятельностный способ отражения и познания мира. Через участие в художественной
самодеятельности ребенок может самовыражаться и самоутверждаться.
Самодеятельность расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает
детям посредством личных переживаний более глубоко познать искусство, постичь
серьезное художественное творчество. Получает развитие эмоциональная сфера
ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или
театрального творчества школьники развивают свое воображение. С помощью
творчества расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных
переживаний. Распространенной формой учебной и внеучебной работы являются
экскурсии. Экскурсии позволяют организовать наблюдение и изучение различных
предметов и явлений в естественных, обычных условиях или в музеях, на
выставках. На экскурсиях по изобразительному искусству ребята знакомятся с
творениями мастеров живописи, графики, скульптуры, обогащаются знаниями,
развивают эстетическое восприятие. Цель экскурсии дать минимум понятий, знаний
об определенном виде искусства, но при этом порождается желание понять и
почувствовать его красоту. Все это обеспечивает осознанное восприятие
произведений искусства, дает возможность пережить радостное чувство узнавания.
Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной,
если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.