Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный пе¬риод. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического вос¬питания оказались в фокусе всеобщего внимания.
Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Од¬нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
эстетическое воспитание
Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный
период. Изменения происходят не только в политике и экономике,
но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство,
поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно
эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.
Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и
раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения
искусства, стихи, магнитофонные записи, кино и диафильмы. Од
нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало
быть действенным орудием воспитания личности.
Причины сложившегося положения кроются во множестве
проблем нравственноэстетического воспитания в школе. Это
недостатки существующих программ дисциплин художественно
гуманитарного цикла,
разобщенность этих дисциплин,
недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки
учителей, слабая оснащенность учебного процесса.
В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания
в школе встает совсем новая проблема: нравственноэстетическое
воспитание школьников на архитектурных образцах православных
памятников. В отличие от других это совсем неизученная
проблема. Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти,
художественная сторона русского Православия. Теперь с
возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во
внимание духовную и нравственноэстетическую сторону
православной культуры.
Сейчас возрождается традиции христианской религии, открыва
ются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился
интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах поя
вились факультативы, занимающиеся изучением Христианства.
Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравст
венноэстетического воспитания гармоничной, всесторонне разви
той личности, поэтому религиозное воспитание надо рассматривать
в контексте эстетического.
Какие же задачи ставит перед собой эстетическое
воспитание? Глобальная цель это формирование творческогоотношения человека к действительности, так как сама суть
эстетического в творчестве и сотворчестве при восприятии
эстетических явлений.
Среди более конкретных задач одна из важнейших
формирование эстетической потребности,
которую можно
определить как потребность человека в красоте и деятельности по
законам красоты. Надо обращать внимание на два важных
компонента: широту эстетической потребности, то есть способность
личности эстетически относиться к возможно большему кругу
явлений действительности; и качество эстетической потребности,
которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала.
Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности
личности.
Значение нравственноэстетического воспитания в становлении
личности огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства
это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.
В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы:
эстетическорелигиозное воспитание и нравственноэстетическое
воспитание средствами искусства.
В СанктПетербурге существует огромный культурный
потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими
ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе
есть множество православных соборов и церквей. Хотя город
мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов
других религий, СанктПетербург прежде всего православный
город.
Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан
всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень, школы
нашего города могут пользоваться такой формой нравственно
эстетического воспитания как экскурсия. Беседу о Православии,
Христианстве, религии можно провести у одного или нескольких
замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей.
Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с
духовной сущностью религии постигает и ее художественную
сущность, что неоценимо для эстетического воспитания.
Таким образом нравственноэстетическое воспитание детей на
архитектурных образцах православных памятников СанктПетербурга это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности,
но необычайно интересная проблема, так как представляет собой
синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и
эстетического воспитания.