эстетическое воспитание

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный пе¬риод. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического вос¬питания оказались в фокусе всеобщего внимания. Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Од¬нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Иконка файла материала эстетическое воспитание.doc
эстетическое воспитание Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв   необходимость   гуманизации.   Проблемы   нравственно­ эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.     Но   эстетическое   воспитание   занимало   не   последнее   место   и раньше.  На  уроках учителя   и  прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино­ и диафильмы. Од­ нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.      Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем   нравственно­эстетического   воспитания   в   школе.   Это недостатки   существующих   программ   дисциплин   художественно­ гуманитарного   цикла,   разобщенность   этих   дисциплин, недостаточная   разработка   методик,   низкий   уровень   подготовки учителей,  слабая оснащенность учебного процесса.    В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно­эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцах православных памятников.   В   отличие   от   других   ­   это   совсем   неизученная проблема. Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная   сторона   русского   Православия.   Теперь   с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во внимание   духовную   и   нравственно­эстетическую   сторону православной культуры.      Сейчас возрождается традиции христианской религии, открыва­ ются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах поя­ вились факультативы, занимающиеся изучением Христианства.      Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравст­ венно­эстетического   воспитания   гармоничной,   всесторонне   разви­ той личности, поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте эстетического.       Какие   же   задачи   ставит   перед   собой   эстетическое воспитание?   Глобальная   цель   ­   это   формирование   творческогоотношения   человека   к   действительности,   так   как   сама   суть эстетического   ­   в   творчестве   и   сотворчестве   при   восприятии эстетических явлений.       Среди   более   конкретных   задач   одна   из   важнейших   ­ формирование   эстетической   потребности,   которую   можно определить как  потребность человека в красоте и деятельности по законам   красоты.   Надо   обращать   внимание   на   два   важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности   эстетически   относиться   к     возможно   большему   кругу явлений  действительности;   и   качество   эстетической   потребности, которое   выявляется   на   уровне   художественного   вкуса   и   идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности. Значение нравственно­эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства ­ это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. В   своей   работе   я   рассмотрю   в   единстве   две   подсистемы: эстетическо­религиозное   воспитание   и   нравственно­эстетическое воспитание средствами искусства. В   Санкт­Петербурге   существует   огромный   культурный потенциал.   Наряду   с   дворцами,   великолепными   городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть   множество   православных   соборов   и   церквей.   Хотя   город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов других   религий,   Санкт­Петербург   прежде   всего   православный город. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем   нам.  В  отличие   от  малых   городов,  сел   и  деревень,     школы нашего   города   могут   пользоваться   такой   формой   нравственно­ эстетического   воспитания   как   экскурсия.   Беседу   о   Православии, Христианстве, религии можно провести у одного или нескольких замечательных   архитектурных   памятников:   соборов   или   церквей. Ценность   этого   метода   состоит   в   том,   что   ребенок   вместе   с духовной   сущностью   религии   постигает   и   ее   художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания. Таким образом нравственно­эстетическое воспитание детей на архитектурных   образцах   православных   памятников   Санкт­Петербурга ­ это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез   религиозного,   духовного,   нравственного,   исторического   и эстетического воспитания.