Этапы формирования исследовательской деятельности
с учётом их возрастных особенностей
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников |
Методы и способы деятельности |
|
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
|
поддержание исследовательской активности школьников; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; · формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя |
Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование. |
Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. |
Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников |
Методы и способы деятельности |
|
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
|
· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; · на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; · на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. |
- учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; знакомство со структурой проектно–исследовательской работы.
|
- экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными).
|
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников |
Методы и способы деятельности |
|
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
|
обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. увеличение сложности учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов. |
мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.
|
различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах.
|
Этапы работы над проектом или исследованием.
Содержание работы на этапе |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
|
1 Этап: подготовительный |
|||
Проведение вводной беседы с целью: -формирования первичного представления об изучаемом объекте -формирования интереса к данной теме -создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности |
|||
2 Этап: конструирующий |
|||
Актуализация знаний |
|||
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п. 2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы. |
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. |
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей. |
|
Плановые работы |
|||
1.Определение источников информации. 2.Планирование способов сбора и анализа информации. 3.Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: -отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов) -фильм, макет, сборник и т.д. -конференция, праздник и т.д. 4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды. |
Выработка плана действий (как можно это сделать?). Определение основных методов: -прочитать в книге -понаблюдать -посмотреть в компьютере -задать вопросы родителям, специалистам -подумать самостоятельно -посмотреть в книгах -посмотреть по телевизору и т.д. Формулировка задач (для чего?) |
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов. |
|
3 Этап: эксперементальный |
|||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.д. |
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы |
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта. |
|
4 Этап: контрольный |
|||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. |
Анализ информации. Оформление результатов. |
Наблюдение, советы. |
|
5 Этап: итоговый (презентация). |
|||
Представление результата работы в разнообразных формах. |
Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. |
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.