Этапы разработки и принятия управленческого решения.
В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, обусловленные характером и спецификой деятельности, ее структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако общие черты, характерные для любого процесса принятия решений, заложены в основу технологии разработки и принятия решений.
1. Диагностика проблемы.
§ Первый этап в диагностировании сложной проблемы – выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей.
§ Второй этап – установление причин возникновения проблемы. С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию.
§ Третий этап – определение характера проблемы. Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению.
2. Разработка целей.
После анализа исходной информации о состоянии объекта исследования и внешней среды производится постановка целей. К целям предъявляются требования конкретной формулировки и количественной характеристики. На этой основе можно будет судить о степени их достижимости. Залогом эффективного целеполагания служат применение научных методов принятия решений, дальновидность и аналитическое мастерство руководителя.
3. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.
Для того, чтобы решение было реалистичным, необходимо, прежде всего, сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), полномочия ЛПР, а также внешние ограничения (например, законы, этические соображения, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта).
Для того, чтобы оценить качество принимаемого решения, необходимо разработать систему критериев, по которым оно будет оцениваться. Такие критерии, с одной стороны, отражают имеющуюся систему целей, а с другой, ─ некоторые собственные характеристики решений (стоимость их подготовки и реализации, время, уровень риска, степень необычности и т.д.) Некоторые из критериев выбора имеют количественное выражение, другие – качественную характеристику.
4. Определение альтернатив.
Список альтернативных вариантов решения проблемы должен быть составлен как можно в большем объеме, т.к. это увеличивает вероятность нахождения оптимального решения. Однако на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому он, как правило, ограничивает число вариантов всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.
5. Оценка альтернатив.
После составления перечня вариантов решения следует переходить к оценке каждой альтернативы, которая включает определение достоинств и недостатков каждой из них и возможных последствий ее выбора. В силу неизбежности негативных последствий, связанных с любой альтернативой, почти все важные управленческие решения разрабатываются с учетом компромисса.
Все решения необходимо представлять в сопоставимой форме. Желательно, чтобы это была та же форма, в которой выражена цель. Для сравнения решений используют критерии принятия решений, установленные на этапе формулировки ограничений и критериев. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким критериям, ее нельзя рассматривать как реалистичную.
6. Выбор альтернативы.
На основе информации, полученной на предыдущем этапе, руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными оценками и последствиями.
7. Реализация решений.
Для успешного разрешения проблемы с помощью выбранной альтернативы в процессе реализации решения необходимо эффективно организовать и мотивировать исполнителей. Важное условие ─ признание УР коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта, сопротивление ходу его реализации значительно снижается.
8. Обратная связь.
После того, как решение начало действовать, необходимо установить обратную связь для контроля и обеспечения соответствия фактических результатов тем, что планировались в период принятия решения. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба.
Содержание основных фаз принятия и реализации решения
Фаза |
Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах |
1.1 Наблюдение за внутренней средой фирмы 1.2. Наблюдение за внешней средой |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы |
2.1. Описание проблемной
ситуации 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы |
3. Формулирование целей решения проблемы |
3.1. Определение целей фирмы 3.2. Формулировка целей решения проблемы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы |
4.1 Детальное описание объекта 4.2 Определение области изменения переменных факторов 4.3 Определение требований к решению 4.4 Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений |
5. Разработка вариантов решения |
5.1. Расчленение задачи на
подзадачи 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи |
6. Выбор лучшего варианта |
6.1. Анализ эффективности
вариантов решения |
7. Корректировка и согласование решения |
7.1. Проработка решения с
исполнителями |
8. Реализация решения |
8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
Примечания:
1. При практическом использовании этапы необязательно проходят в приведенной очередности, возможны срывы, перескакивания, возвраты, запараллеливание и т.д.;
2. Чем сложнее принимаемое решение, тем, как правило, более многоэтапным и индивидуальным оказывается процесс его разработки и принятия;
3. Практика показывает следующие наиболее распространенные ошибки при процессе разработки УР:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.