Этапы разработки и принятия управленческого решения
Оценка 4.7

Этапы разработки и принятия управленческого решения

Оценка 4.7
docx
01.01.2022
Этапы разработки и принятия управленческого решения
Л3-0025814.docx

Этапы разработки и принятия управленческого решения.

 

В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, обусловленные характером и спецификой деятельности, ее структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако общие черты, характерные для любого процесса принятия решений, заложены в основу технологии разработки и принятия решений.

1.  Диагностика проблемы.

§  Первый этап в диагностировании сложной проблемы – выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей.

§  Второй этап – установление причин возникновения проблемы. С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию.

§  Третий этап – определение характера проблемы. Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению.

2.  Разработка целей. 

После анализа исходной информации о состоянии объекта исследования и внешней среды производится постановка целей. К целям предъявляются требования конкретной формулировки и количественной характеристики. На этой основе можно будет судить о степени их достижимости. Залогом эффективного целеполагания служат применение научных методов принятия решений, дальновидность и аналитическое мастерство руководителя.

3.  Формулировка ограничений и критериев принятия решений.  

Для того, чтобы решение было реалистичным, необходимо, прежде всего, сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), полномочия ЛПР, а также внешние ограничения (например, законы, этические соображения, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта).

 Для того, чтобы оценить качество принимаемого решения, необходимо разработать систему критериев, по которым оно будет оцениваться. Такие критерии, с одной стороны, отражают имеющуюся систему целей, а с другой, ─ некоторые собственные характеристики решений (стоимость их подготовки и реализации, время, уровень риска, степень необычности и т.д.) Некоторые из критериев выбора имеют количественное выражение, другие – качественную характеристику.

4.  Определение альтернатив.

Список альтернативных вариантов решения проблемы должен быть составлен как можно в большем объеме, т.к. это увеличивает вероятность нахождения оптимального решения. Однако на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому он, как правило, ограничивает число вариантов всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.

5.   Оценка альтернатив.

После составления перечня вариантов решения следует переходить к оценке каждой альтернативы, которая включает определение достоинств и недостатков каждой из них и возможных последствий ее выбора. В силу неизбежности негативных последствий, связанных с любой альтернативой, почти все важные управленческие решения разрабатываются с учетом компромисса.

Все решения необходимо представлять в сопоставимой форме. Желательно, чтобы это была та же форма, в которой выражена цель. Для сравнения решений используют критерии принятия решений, установленные на этапе формулировки ограничений и критериев. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким критериям, ее нельзя рассматривать как реалистичную.

6.  Выбор альтернативы.

На основе информации, полученной на предыдущем этапе, руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными оценками и последствиями.

7.  Реализация решений.

Для успешного разрешения проблемы с помощью выбранной альтернативы в процессе реализации решения необходимо эффективно организовать и мотивировать исполнителей. Важное условие ─ признание УР коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта, сопротивление ходу его реализации значительно снижается.

8.  Обратная связь.

После того, как решение начало действовать, необходимо установить обратную связь для контроля и обеспечения соответствия фактических результатов тем, что планировались в период принятия решения. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба.

 

 

Содержание основных фаз принятия и реализации решения

Фаза

Содержание фазы

1. Сбор информации о возможных проблемах

1.1 Наблюдение за внутренней средой фирмы

1.2. Наблюдение за внешней средой

2. Выявление и определение причин возникновения проблемы

2.1. Описание проблемной ситуации
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема

2.3. Формулировка проблемы

2.4. Оценка ее важности

2.5. Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование целей решения проблемы

3.1. Определение целей фирмы

3.2. Формулировка целей решения проблемы

4. Обоснование стратегии решения проблемы

4.1 Детальное описание объекта

4.2 Определение области изменения переменных факторов

4.3 Определение требований к решению

4.4 Определение критериев эффективности решения

4.5. Определение ограничений

5. Разработка вариантов решения

5.1. Расчленение задачи на подзадачи
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче
5.3. Построение моделей и проведение расчетов
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче

5.7. Разработка вариантов решения всей задачи

6. Выбор лучшего варианта

6.1. Анализ эффективности вариантов решения
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров

7. Корректировка и согласование решения

7.1. Проработка решения с исполнителями
7.2. Согласование решения с функциональновзаимодействующими службами
7.3. Утверждение решения

8. Реализация решения

8.1. Подготовка рабочего плана реализации

8.2. Его реализация

8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации

8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения

Примечания:

1.    При практическом использовании этапы необязательно проходят в приведенной очередности, возможны срывы, перескакивания, возвраты, запараллеливание и т.д.;

2.    Чем сложнее принимаемое решение, тем, как правило, более многоэтапным и индивидуальным оказывается процесс его разработки и принятия;

3.    Практика показывает следующие наиболее распространенные ошибки при процессе разработки УР:

    • исходно предпочтение оказывается одной альтернативе, остальные вне зависимости от их качества встречают сопротивление;
    • руководители придерживаются выбранного решения, даже если процесс реализации показывает их ошибочность;
    • рискованные решения в основном вызываются нежеланием сбора дополнительной информации и привычкой к чисто интуитивным методам;
    • наибольшее моральное сопротивление оказывается срочным и точным решениям, особенно, если есть удовлетворительные по своим качествам варианты.

 

Этапы разработки и принятия управленческого решения

Этапы разработки и принятия управленческого решения

Обратная связь позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба

Обратная связь позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба

Реализация решения 8.1

Реализация решения 8.1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2022