Этическая беседа «Вежливость – залог здоровья и успеха»
Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
формировать у учащихся знания о нравственно-этических нормах поведения;
воспитывать уважительное отношение к окружающим;
расширить словарный запас формулами речевого этикета.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы поговорим о вежливости. А вы знаете, что такое вежливость? (Ответы учащихся)
- Послушайте стихотворение «Вежлив Витя или нет?»
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
- Извините, я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.
- Тихомиров! Покажите
Нам на карте Могилёв.
- Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов.
Спор давно ведётся в классе:
- Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
- Ребята, а вы считаете Витю вежливым или нет? Почему (Ответы учащихся)
- Конечно же нет! Вежлив тот, кто не на словах, а на деле доказывает это своими поступками.
- А знаете ли вы правила вежливости?
1.Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и никого не обижает.
2.Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
3. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
4.Вежливый человек приветлив и внимателен в другим.
Игра «Вежливо – невежливо»
- Ребята, я начинаю фразу, а вы её закончите одним из слов: «вежливо» или «невежливо».
1.Поздороваться при встрече. (Вежливо)
2.Толкнуть и не извиниться. (Невежливо)
3. Помочь упавшему подняться, поднять упавшую вещь. (Вежливо)
4.Не уступить место пожилому человеку. (Невежливо)
- Будучи вежливым, можно добиться успеха в тех случаях, когда ничего нельзя сделать даже при помощи силы.
Сценка «Что такое хорошо и что такое плохо»
1-й ученик:
Если учишься на «10»,
Дисциплина тоже «10»,
То могу тебе сказать:
«Тебя можно уважать!»
Если ты подали при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка.
2-й ученик:
Если ты трепач и лгун
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
«Это очень плохо»
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это просто красота,
Только так и нужно!
3-й ученик:
Если с другом разделил
Ты свои конфеты,
«Хорошо ты поступил», -
Каждый скажет это.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим!
- А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.
1.Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя, протискиваясь, зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
- Скажите, как повлияла спешка Олега на настроение окружающих? (Ответы учащихся)
2.Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку. А Надя передразнила его походку.
- Ребята, каким будет настроение у Игоря? Почему (Ответы учащихся)
3.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Ребята, какие ошибки допустил этот мальчик?
4. Девочка жаловалась маме:
- Мама, во дворе один мальчик зовёт меня Галька!
- А как ты его зовёшь? – спросила мама.
- А я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Ребята, права ли Галя? Почему? (Ответы учащихся)
- А теперь давайте повторим слова вежливых слов. Я начинаю, а вы заканчивайте нужным вежливым словом.
1.Расстает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
2.Зазалеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
3.Если больше есть не в силах, скажем мамы мы… (спасибо).
4.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте).
5.Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста).
6.И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).
- Молодцы! Отлично справились с заданием!
- А сейчас послушаем частушки
1.Тётя Оля попросила
Витю слазить на чердак.
- Извините, тётя Оля,
Я вам вовсе не батрак!
2.Впоезд входят 3 мальчишки.
- Ух, народу сколько тут!
- Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
3.Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала!
4.А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
5.Витя – очень умный парень,
Может всё он смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!
- Вежливо ли ведут себя эти дети? Почему (Ответы учащихся)
- Никогда так себя не ведите! Если вы хотите, чтобы к вам относились хорошо, уважительно, доброжелательно, так же относитесь ко всем окружающим вас людям.
Подведение итогов
- Я убедилась в том, что вы, ребята, стараетесь достойно себя вести, быть вежливыми.
- Чтобы стать по-настоящему культурным человеком, нужно много над собой работать.
Чтобы радость
Людям дарить,
Нужно добрым
И вежливым быть!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.