Отдельной и очень важной графой в работе учителя стоит вопрос этики. Работая с детьми, учитель, быть может, как никто другой, часто сталкивается с проблемами этики в общем и этических отношений в частности. Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и дипломатичность в отношениях здесь просто необходима.
Этическое самовоспитание.
Отдельной и очень важной графой в работе учителя стоит вопрос этики. Работая с
детьми, учитель, быть может, как никто другой, часто сталкивается с проблемами этики в
общем и этических отношений в частности. Профессиональная этика, детская этика,
житейская этика – вот далеко не полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для
молодого учителя (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта.
Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой
стороны, учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными
отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и дипломатичность
в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как можно больше внимания
уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником,
привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда называют это «присутствием»:
человека сразу выделяют из толпы, он привлекает внимание ощущением силы,
спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекс навыков, необходимый для
этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит от типа характера,
воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит
прежде всего в умении вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в
учительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к
учителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С
другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере, неэтично, а
вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего учитель воспитывает
уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, а уж потом требует этого от
других.