Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
этика._Азбука_дорог_внеурочка.DOCX
Хомякова И.С., Петрова В.И.
ПРОГРАММА
факультатива «Этика: азбука добра»
для внеурочной деятельности младших школьников
(1 4 классы)
Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных
классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой
личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам
общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,
что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны
для детей данного возраста.
Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ
мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика факультатива.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель
начальной школы предполагает организацию нравственного образования
младших школьников как в процессе изучения учебных предметов
(«Литературное чтение»,
«Основы духовно
нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности
школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
«Окружающий мир»,
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного
образования, методов его реализации в учебновоспитательном процессе. Оно
направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы
морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на
формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для
каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается
свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у
детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие
творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы,
проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной
литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка
представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё
это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование
художественного произведения позволит учителю использовать
1 эмоциональнообразную форму народных произведений и художественной
детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Место
предмета в учебном плане.
Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана
внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе: с 1 по 4
классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
.
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного
поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность
(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости;
мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро
и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса
к классу в следующей логике:
1 класс.
Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.
Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация –
поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных
поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения.
Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель,
родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их
нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на
основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка –
мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за
выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека,
формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов
поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул
нравственного поведения и опора торможения нежелательных
(безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Этика: азбуки добра».
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о
характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой
воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности,
формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении,
младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности,
характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к
людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений
художественной литературы – всё это нацелено на воспитание
первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, 2 значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),
развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый
характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять,
уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить
с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой
нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой
ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление
аналогий и причинноследственных связей) в материалах факультатива
содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной
деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие
поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их
поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить
группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);
сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния
героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога,
признание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки
зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для
занятий представлены задания, их
организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого»
типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать
свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать
коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,
альтернативного решения и др.
формирующие. Так, с учащимися
Использование художественной литературы и работа в библиотеке
помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска
информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики
позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с
целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4ому классу
учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке,
находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью
различных каталогов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом. 3 Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых
поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи
художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа
близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное
освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в
установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и
вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,
признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни,
словесный портрет героя (положительный, отрицательный),
сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
героев произведений). Создавать
по иллюстрации
описывать
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность
школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная
ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки
учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к
вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от
неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,
дежурства.
Универсальные учебные действия
4 Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,
собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в
транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за
причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться
первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,
говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и
т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко
высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВА
«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»1
1 класс
Тема 1. Школьный этикет
Мы пришли на урок.
Зачем нужны перемены?
Мы – в школьной столовой.
Тема 2. Правила общения
Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
1 Общее количество часов в каждом классе – 33 ч. Распределение часов по темам и урокам осуществляет
учитель. 5 Мой учитель.
Думай о других: сочувствие – как его выразить?
Моя семья.
Тема 3. О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность).
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные
вещи).
Тема 4. Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи свое место.
Тема 5. Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте.
«Спасибо» и «пожалуйста».
6
Этика: азбука добра
Этика: азбука добра
Этика: азбука добра
Этика: азбука добра
Этика: азбука добра
Этика: азбука добра
Этика: азбука добра
Этика: азбука добра
Этика: азбука добра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.