Этика: азбука добра
Оценка 5

Этика: азбука добра

Оценка 5
Раздаточные материалы
DOCX
администрации
Взрослым
16.03.2018
Этика: азбука добра
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
этика._Азбука_дорог_внеурочка.DOCX
Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 ­ 4 классы) Пояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов,   основывается   на   потребности   общества   в   нравственно   зрелой личности,   способной   следовать   принятым   в   социуме   нормам   и   правилам общения,   нести   моральную   ответственность   за   свои   действия   и   поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная  цель  факультатива   –   формирование   у   детей   нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Общая характеристика факультатива. Нравственное   развитие   личности   школьника   как   приоритетная   цель начальной   школы   предполагает   организацию   нравственного   образования младших   школьников   как   в   процессе   изучения   учебных   предметов («Литературное   чтение»,   «Основы   духовно­ нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».   «Окружающий   мир», Принцип  гуманизма  лежит   в   основе   отбора   содержания   нравственного образования, методов его реализации в учебно­воспитательном процессе. Оно направлено   прежде   всего   на   развитие   нравственного   сознания   как   основы морального   поведения,   его   мотивации,   эмоциональной   отзывчивости;   на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для   этого   используются   разнообразные  методы  работы   с   детьми: личностно   направленные,   когда   содержание   становится   актуальным   для каждого   ребёнка;  стимулирующие,   когда   через   диалог   поддерживается свобода   высказываний,   что   способствует   раскованности,   пробуждению   у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие  нравственное   сознание;  активизирующие,  пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную   деятельность,   работу   с   фольклорной   и   художественной литературой.   Это   позволяет   в   яркой   форме   довести   до   сознания   ребёнка представления   о   внутреннем   мире   человека:   его   переживаниях,   мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это   в   реальной   жизни   скрыто   от   внимания   ребёнка,   а   использование художественного произведения позволит учителю использовать 1 эмоционально­образную форму народных произведений и художественной  детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Место предмета в учебном плане. Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе: с 1 по 4 классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета     .   Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения   и   тот   внутренний   механизм,   который   определяет   их   сущность (потребность   выполнять   правила   на   основе   понимания   их   необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике: 1   класс.  Развитие   способности   увидеть   нравственную   ситуацию. Осознание   нравственных   правил   как   ориентира   поступка:   ситуация   – поведение   –   правило;   от   правила   –   к   поведению.   Оценка   нравственных поступков. 2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное   взросление   идёт   от   поступка   к   нравственным   качествам   на основе правил. 3 класс.  Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом.   Третьеклассники   подводятся   к   пониманию   ответственности   за выбор   поведения,   ознакомлению   с   нравственными   качествами   человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам. 4 класс.  Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения,   качеств   личности,   нравственного   выбора.   Норма   как   стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра». В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания   доброжелательного   и   заботливого   отношения   к   людям, эмоциональной   отзывчивости,   сопереживания,   сочувствия,   толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение   сказок,   их   инсценировка;   обсуждение   произведений художественной   литературы   –   всё   это   нацелено   на   воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, 2 значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система   вопросов   и   заданий,   носящая   диагностический   и   тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный   выбор   сделал   герой?»,   «Что   можно   посоветовать   в   этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение,   классификация   по   родовидовым   признакам,   установление аналогий   и   причинно­следственных   связей)   в   материалах   факультатива содержатся   упражнения,   способствующие   активизации   интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков   нравственным   правилам;   сопоставить,   сравнить   героев,   их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы   пословиц   по   теме   –   о   добре,   трудолюбии,   отношении   к   учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях   формирования   коммуникативных   УУД   (ведение   диалога, признание   возможности   существования   различных   точек   зрения   и   права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий  представлены  задания,  их организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа,  например:   «Почему?..  Как?..»,   которые   помогают   детям   высказывать свою   точку   зрения,   выслушать   мнение   одноклассников,   т.е.   работать коллективно   или   в   группах,   парах,   а   также   задания   на   выбор   ответа, альтернативного решения и др. формирующие.  Так,  с  учащимися Использование   художественной   литературы   и   работа   в   библиотеке помогает   обучаемым   учиться   использовать   различные   способы   поиска информации   в   библиотеке,   Интернете.   Тематика   заданий   этой   рубрики позволяет   учащимся   научиться   работать   в   библиотечном   пространстве   с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4­ому классу учащиеся   полностью   умеют   ориентироваться   в   школьной   библиотеке, находить   нужную   информацию   по   нравственной   тематике   с   помощью различных каталогов. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Школьный этикет  (понятие об основных правилах поведения в школе).  ­ Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу   без   опозданий,   правильная   организация   работы   на   уроке,   учебное сотрудничество. ­ Школьные перемены как время активного отдыха, игры. ­ Поведение в столовой, правила поведения за столом. 3 Универсальные учебные действия Воспроизводить  правила   поведения   в   конкретной   жизненной   ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). ­ Правила   вежливости,  элементарные   представления   о   добрых   и   недобрых поступках.   Знакомство   с   образом   этих   поступков   при   помощи художественных   произведений,   сказок,   фильмов;   посредством   анализа близких   детям   ситуаций   жизни   (школьного   коллектива,   семьи).   Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. ­ Доброе,   терпимое   отношение   к   сверстнику,   другу,   младшим;   добрые   и вежливые   отношения   в   семье,   проявление   элементарного   уважения   к родителям,   близким   (конкретные   жизненные   ситуации).   Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). ­ Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их  оценивание. Универсальные учебные действия  Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.  Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, словесный портрет героя (положительный, отрицательный), сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. героев произведений). Создавать по иллюстрации описывать О трудолюбии. ­ Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника,   виды   труда   детей   в   школе   и   дома   (начальные   представления). Прилежание   и   старательность   в   учении   и   труде.   Трудолюбие   как   главная ценность   человека.   Элементы   культуры   труда.   Стимулирование   оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. ­ Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от  неорганизованности, недисциплинированности). ­ Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,  дежурства. Универсальные учебные действия 4 Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,  корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. Культура внешнего вида. ­ Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. ­ Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,  собственного хорошего самочувствия. ­ Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,  опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. Внешкольный этикет. ­ Вежливое   отношение   к   людям   как   потребность   воспитанного   человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте,  во   время   прогулок):   уступит   место   маленьким   и  пожилым,  за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. ­ Правила   вежливости   в   общении   с   ближайшим   окружением:   здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. ­ Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.):   не   мешать   другим   людям,   соблюдать   очередь,   чётко   и   громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия  Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в  общественных местах. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВА «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»1 1 класс Тема 1. Школьный этикет Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы – в школьной столовой. Тема 2. Правила общения Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность). Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 1 Общее количество часов в каждом классе – 33 ч. Распределение часов по темам и урокам осуществляет  учитель. 5 Мой учитель. Думай о других: сочувствие – как его выразить? Моя семья. Тема 3. О трудолюбии Что помогает учиться лучше (старательность). Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Тема 4. Культура внешнего вида Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи свое место. Тема 5. Внешкольный этикет Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста». 6

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра

Этика: азбука добра
Скачать файл